г. Красноярск
А33-5285/2006-03АП-3303/2008
"24" декабря 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н.., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от налогового органа - Гранько С.В., представителя по доверенности от 04.09.2008 N 02-37/08328,
от ЗАО "Ададымское" - Пахомовой Н.В., ., представителя по доверенности от 25.08.2008 N 7,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" сентября 2008 года по делу N А33-5285/2008, принятое судьёй Л.О. Петракевич,
по заявлению сельскохозяйственного закрытого акционерного общества "Ададымское"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю
о признании недействительным решения N 46 от 16.02.2006,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрация Назаровского района Красноярского края
установил:
Сельскохозяйственное закрытое акционерное общество "Ададымское" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам о признании недействительным решения N 46 от 16.02.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 1 998 756.48 рублей земельного налога и 15 430.48 рублей пени, а также привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данного налога.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2007 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.01.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Назаровского района Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2007 требования общества удовлетворены частично, решение N 46 от 16.02.2006 признано недействительным в части предложения уплатить 37 959,48 рублей земельного налога и 15 430,48 рублей пени, а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде 5 941,43 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.08.2007 и постановлением суда кассационной инстанции от 11.10.2007 судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16513/07 от 12.05.2008 отказано в передаче настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации указано, что решение суда первой инстанции может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, как судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
11.08.2008 СЗАО "Ададымское" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о пересмотре решения арбитражного суда от 09.06.2007 по вновь открывшимся обстоятельствам в части отказа в удовлетворении требования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2008 года заявление СЗАО "Ададымское" удовлетворено, решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2007 по делу N А33-5285/2006 отменено в части отказа в удовлетворении требования СЗАО "Ададымское" о признании недействительным решения налогового органа N 46 от 16.02.2006 в части доначисления 1 960 797 рублей земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2008 решение суда первой инстанции от 12.09.2008 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2008 года заявление СЗАО "Ададымское" удовлетворено, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам N 46 от 16.02.2006 в части доначисления 1 960 797 рублей земельного налога, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Сельскохозяйственное закрытого акционерного общества "Ададымское" считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация Назаровского района Красноярского края представителя в судебное заседание не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 06.11.1991 N 1273 решением общего собрания трудового коллектива совхоза "Ададымское" (протокол N 1 от 28.02.1992) совхоз "Ададымское" реорганизован в акционерное общество закрытого типа с коллективно-долевой формой собственности "Ададымское".
Сельскохозяйственное закрытое акционерное общество "Ададымское" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Назаровского района Красноярского края 20.03.1992 N 39, перерегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Красноярскому краю 15.08.2002 (свидетельство серии 24 N 002305033).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю проведена выездная налоговая проверка сельскохозяйственного закрытого акционерного общества "Ададымское" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
В результате выездной налоговой проверки налоговым органом среди прочих нарушений установлена неуплата земельного налога за 2002, 2003, 2004 годы в размере 1 960 797 рублей по земельному участку площадью 18 145 га, находящемуся в общей долевой собственности граждан.
В ходе проведения проверки 20.10.2005 СЗАО "Ададымское" представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 годы, согласно которым налогооблагаемая площадь составляет 725 га; суммы земельного налога к уплате составили 17 801 рубль за 2002 год, 32 041 рубль за 2003 год и 32 041 рубль за 2004 год.
На основании данных первоначальных налоговых деклараций по земельному налогу за указанные периоды суммы налога к уплате составили 444 060 рублей за 2002 год, 799 310 рублей за 2003 год и 799 310 рублей за 2004 год.
В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что СЗАО "Ададымское" занижена налоговая база по земельному налогу в связи с безвозмездной передачей на основании постановления администрации Назаровского района Красноярского края от 07.07.1994 N 223 в общую долевую собственность акционерам общества 18 145 га сельскохозяйственных угодий. В отношении данного земельного участка плательщиками земельного налога общество считает граждан-дольщиков (акционеров).
Согласно постановлениям администрации Назаровского района Красноярского края N 316 от 30.12.1992 и N57 от 15.03.1993 земельный участок площадью 18 145 га безвозмездно передан для сельскохозяйственного использования акционерам акционерного общества "Ададымское".
На основании данных постановлений Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Назаровского района Красноярского края акционерному обществу "Ададымское" -выдано свидетельство N 52 от 16.03.1993 на право собственности на земельный участок площадью 18 145 га. Согласно данному свидетельству в собственность акционерного общества "Ададымское" предоставлен земельный участок общей площадью 18 145 га для сельскохозяйственного использования, их них: 15 258 га - пашни, 603 га - сенокосы, 2284 га - пастбища.
В соответствии с постановлением администрации Назаровского района Красноярского края N 223 от 07.07.1994 земельный участок площадью 18 145 га считается безвозмездно переданным в общую долевую собственность акционерам акционерного общества "Ададымское" (889 человек). Земельная доля определена в размере 20.4 га земли на каждого акционера.
Решением собрания дольщиков-собственников земельных участков, переданных при реорганизации совхоза "Ададымское", от 28.11.1998 земельный участок площадью 18 145 га, занятый сельскохозяйственными угодьями, передан в аренду СЗАО "Ададымское". С сособ-ственниками земельного участка заключены договоры аренды земельных долей.
На основании договора купли-продажи земель N 4 от 01.04.1993 акционерное общество "Ададымское" приобрело в собственность за плату земельный участок, находившийся в ведении администрации Назаровского района Красноярского края, общей площадью 725 га, в том числе: пашни 628 га, сенокосы 97 га.
19.03.1999 акционерному обществу "Ададымское" выдано свидетельство на право общей долевой собственности на земельный участок площадью 18 878 га на основании постановления администрации Назаровского района Красноярского края от 07.07.1994 N 223.
Постановлением администрации Назаровского района Красноярского края от 19.05.2000 N 129-П изъято из общей долевой собственности СЗАО "Ададымское" 94.8 га пашни и передано в собственность гражданам для передачи в аренду крестьянскому хозяйству.
По результатам проведенной проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что поскольку выделов земельных участков из спорного земельного массива площадью 18 145 га в натуре гражданам-акционерам не производилось, следовательно, предмет договоров аренды не определен, а договоры аренды земельных долей являются незаключенными. Учитывая изложенное, собственником спорного земельного участка площадью 18 145 га является СЗАО "Ададымское", налогооблагаемая площадь земельных участков, принадлежащих заявителю, составляет 18 775.2 га, в том числе: 15 791.2 га пашни, 700 га сенокосы, 2284 га пастбища.
Результаты проверки отражены в акте N 46 от 10.01.2006.
16.02.2006 исполняющим обязанности руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю принято решение N 46 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, согласно резолютивной части которого предприятию предложено уплатить среди прочих платежей 1 998 756.48 рублей земельного налога и 15 430.48 рублей пени. Кроме того, данным решением СЗАО "Ададымское" привлечено к ответственности в виде 5 941, 43 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Считая указанное решение налогового органа незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, СЗАО "Ададымское" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, в том числе в части доначисления обществу 1 960 797 рублей земельного налога.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции полагает, что налоговый орган не доказал законность решения N 46 от 16.02.2006 в части доначисления 1 960 797 рублей земельного налога.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у СЗАО "Ададымское" обязанности по уплате в 2002 - 2004 годах земельного налога с земельного участка площадью 18 145 га на основании следующего.
Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (статья 8 названного Закона).
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 06.11.1991 N 1273, решением общего собрания трудового коллектива совхоза "Ададымское" (протокол N 1 от 28.02.1992) совхоз "Ададымское" реорганизован в акционерное общество закрытого типа с коллективно-долевой формой собственности "Ададымское".
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции, действовавшей до 25.01.1999), каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
Названный Указ предусматривал возможность передачи земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Постановлениями администрации Назаровского района Красноярского края N 316 от 30.12.1992 и N 57 от 15.03М993 акционерам акционерного общества "Ададымское" безвозмездно передан земельный участок площадью 18 145 га для сельскохозяйственного использования.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 постановлением администрации Назаровского района Красноярского края N 223 от 07.07.1994 земельный участок площадью 18 145 га безвозмездно передан в общую долевую собственность акционерам акционерного общества "Ададымское" (889 человек). Земельная доля определена в размере 20.4 га земли на каждого человека. На основании данного постановления администрации гражданами получены свидетельства о праве собственности земельной доли на указанную площадь земли.
Таким образом, из содержания указанных выше постановлений администрации Назаровского района Красноярского края следует, что земельный участок площадью 18 145 га безвозмездно передан в общую долевую собственность гражданам-акционерам акционерного общества "Ададымское".
При данных обстоятельствах, вывод инспекции о том, что общество является единоличным собственником 18 145 га земли, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права собственности на долю в праве собственности на земельный участок.
Инспекцией по результатам камеральной проверки не опровергнуты доводы общества о том, что граждане сдали ему в аренду земельные доли на основании заключенных договоров аренды. Договоры аренды земельных долей предусматривали взимание гражданами с общества арендной платы.
Земельные доли в уставный капитал общества не вносились.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей в 2004 году) договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу названного Закона, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Закона в течение двух лет со дня вступления Закона в силу.
В случае если указанные в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договоры аренды земельных долей в течение двух лет со дня вступления в силу Закона не приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Закона, к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом. Регистрация упомянутых договоров не требуется (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Исходя из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (статья 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающихся с них налога по каждому земельному участку.
В соответствии со статьей 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Указ Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337, предусматривавший возможность уплаты земельного налога арендатором земельной доли, утратил силу с 25.02.2003 согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации".
Таким образом, сособственниками спорного земельного участка площадью 18 145 га являются граждане-акционеры СЗАО "Ададымское", в связи с чем обществом обоснованно исключен из состава налоговой базы по земельному налогу за 2005 год данный участок.
16.03.1993 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Назаровского района Красноярского края акционерному обществу "Ададымское" выдано свидетельство N 52 от 16.03.1993 на право собственности на земельный участок площадью 18 145 га.
Из пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" следует, что свидетельства о праве собственности на землю, выданные местной администрацией в данный период, имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право, то есть носят временный характер.
С заявлением на выдачу свидетельства от 19.03.1999 на право общей долевой собственности на земельный участок площадью 18 878 га СЗАО "Ададымское" в уполномоченный орган не обращалось. Данное свидетельство составлено уполномоченным органом по собственной инициативе.
Следовательно, у СЗАО "Ададымское" отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок.
При данных обстоятельствах, доначисление налоговым органом обществу решением N 46 от 16.02.2006 земельного налога за 2002, 2003, 2004 годы в общей сумме 1 960 797 рублей неправомерно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2008 года по делу N А33-5285/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5285/2006
Истец: Сельскохозяйственное закрытое акционерное общество "Ададымское"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Красноярскому краю
Третье лицо: ИФНС по Центральному району , Администрация Назаровского района Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-124/2007