Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 июля 2006 г. N КА-А41/6521-06
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Щербинский завод электроплавленных огнеупоров" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Московской области от 20 августа 2004 года N 04/429 и обязании возместить НДС путем зачета в размере 291144 руб. за апрель 2004 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 1 февраля 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление отменить, в удовлетворении требований налогоплательщика отказать с указанием на отсутствие сформированного источника для возмещения НДС и непоступление ответов на запросы. Отзыв не представлен на кассационную жалобу. Представитель Общества в суд кассационной инстанции не явился, с учетом его надлежащего уведомления и при отсутствии возражений от Инспекции дело рассматривается без представителя Общества.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Инспекцией было вынесено решение от 20 августа 2004 года, согласно которому Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 291144 руб. (том 1, л.д. 11-15).
Считая, что названное решение вынесено Инспекцией с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации в части отказа в возмещении НДС, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Согласно части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные инстанции установили нарушение норм статей 171, 172, 164, 166, 165, 176 НК РФ, оценив платежные поручения, акты и договоры, судами первой и апелляционной инстанций правомерно дана оценка доводам обеих сторон. При этом судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о несоответствии указанного ненормативного акта требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Право на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и на возмещение налога возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога и подтверждения условий, определенных статьями 171, 172, 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поскольку одним из условий применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость является подтверждение спорных операций, налогоплательщик, претендующий на льготу, обязан доказать обстоятельства хозяйственных операций и услуг. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию, а налогоплательщик, обратившийся за возмещением, должен быть добросовестным.
Суды исследовали фактические обстоятельства налогового спора применительно к нормам статей 165, 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ по документам заявителя.
При исследовании документов в совокупности, судом должен быть оценен каждый документ на предмет требований законодательства по доводам заявителя, что и было сделано арбитражным судом.
Поддерживая судебные акты, кассационная инстанция исходит из недоказанности налоговым органом решения.
Согласно положениям Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 169-О в их взаимосвязи с Постановлением от 20.02.2001 N 3-П и Определением от 25.07.2001 N 138-О вопрос о реальности затрат налогоплательщика на уплату начисленных поставщиками сумм НДС относится к числу обстоятельств, связанных с презумпцией добросовестности налогоплательщика, обязанность опровержения которой лежит на налоговом органе. При рассмотрении настоящего дела налоговой инспекцией не представлены сведения о том, что Общество является недобросовестным налогоплательщиком. Такие сведения отсутствуют в материалах дела.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку налоговый орган не привел надлежащих доказательств соответствия оспариваемой части решения Инспекции Налоговому кодексу Российской Федерации, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Оснований для переоценки выводов двух судебных инстанций нет.
Согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального или процессуального права.
При проверке принятых по делу решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 1 февраля 2006 года по делу N А41-К2-14833/05 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2006 г. N КА-А41/6521-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании