г. Красноярск
29 мая 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 22 мая 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" (Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" марта 2009 года по делу N А74-3553/2008, принятое судьей А.В. Лиходиенко по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования Алтайский район от 02.07.2008 N 399 в части пункта 1 приложения,
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропродукт" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным Постановления Администрации муниципального образования Алтайский район от 02.07.2008 N 399 в части пункта 1 Приложения, как несоответствующего статьям 13 и 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней, мотивируя следующими доводами:
- Постановление Администрации муниципального образования Алтайский район от 02.07.2008 N 399 создает препятствия ООО "Агропродукт" в осуществлении права на выделение земельных участков в счет земельных долей, внесенных его участниками в качестве вклада в уставный капитал; ООО "Агропродукт" после регистрации изменений в Устав 17.07.2008 стало участником долевой собственности,
- поскольку в рассматриваемом случае возник спор между субъектами, претендующими на право приобрести в собственность конкретные земельные участки, совпадающие по своему местоположению, общество не обязано доказывать наличие у него ранее зарегистрированного права собственности на земельный участок, совпадающий с земельным участком, границы которого устанавливаются оспариваемым постановлением,
- Администрацией не представлены в материалы дела доказательства проведения исследования включаемых земельных участков в сформированный земельный участок по критериям, установленным пунктом 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",
- общее собрание участников долевой собственности имеет право определять местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли, согласно пункту 1.2 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", данное право законом не ограничено во времени,
- сообщение о невостребованных долях опубликовано в газете Хакасия N 232 от 06.12.2007 от имени Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, а оспариваемое Постановление вынесено Администрацией муниципального образования Алтайский район,
- суд первой инстанции не учел, что на момент издания ответчиком оспариваемого постановления пункт 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте сельскохозяйственного назначения" утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 N 66-ФЗ. Следовательно, отсутствие возражений от собственников невостребованных долей в течение 90 дней не имеет правового значения для оценки законности изданного ответчиком постановления,
- оспариваемое Постановление об утверждении границ земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, не опубликовано ответчиком, что является нарушением порядка оформления земельного участка, предусмотренного абзацем 4 пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Администрация муниципального образования Алтайский район не согласилась с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (приложение к протоколу судебного заседания от 15.05.2009, телефонограмма от 18.05.2009) в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропродукт" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия 05.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1071901004680.
Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом разместил в газете "Сельская правда" N 188 от 06.12.2007 и в газете "Хакасия" N 232 от 06.12.2007 сообщение о невостребованных земельных долях ЗАО "Алтайское", собственники которых не распорядились ими в течение 3-х и более лет с момента приобретения прав на земельную долю закрытого акционерного общества "Алтайское", для последующего выделения в земельный участок. Также в сообщении указано, что собственники невостребованных земельных долей в течение 90 дней со дня опубликования сообщения, могут письменно заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности по адресу: Республика Хакасия, с. Белый Яр, ул. Ленина 74.
Постановлением Администрации муниципального образования Алтайский район N 399 от 02.07.2008 на основании проведенной процедуры опубликования сообщений о невостребованных земельных долях участников долевой собственности бывшего АОЗТ "Алтайское" в газетах "Хакасия" N 232 от 06.12.2007 и "Сельская правда" N 188 от 06.12.2007, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом Республики Хакасия от 10.11.2003 N 71 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия", в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Алтайском районе утверждены границы земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей участников долевой собственности бывшего АОЗТ "Алтайское" согласно приложению.
Информационное сообщение со ссылкой на оспариваемое постановление опубликовано в газете "Сельская правда" N 118 от 05.08.2008.
Спорные земельные доли были ранее предоставлены в соответствии с действовавшим законодательством.
Постановлением Администрации Алтайского района N 386 от 30.12.1994 "О внесении изменений в Постановление администрации Алтайского района" N 120 от 30.04.1993 "О предоставлении земель АОЗТ "Алтайское"" обществу предоставлено в собственность бесплатно 24 613 га земли, в том числе,
- в коллективно-долевую собственность 17 183 га сельхозугодий;
- в коллективно-совместную собственность 7 430 га сельхозугодий;
утвержден размер земельного пая в размере 12,5 сельхозугодий на каждого члена акционерного общества закрытого типа "Алтайское".
Общим собранием общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" 23.06.2008 принято решение об увеличении уставного капитала и принятии новых лиц в состав участников общества (л.д. 81-85).
Принимаемые физические лица (физические лица - 12 человек), являлись членами коллектива акционерного общества закрытого типа "Алтайское" и имели каждый в собственности земельную долю в размере 12,5 га сельхозугодий в общей долевой собственности на 24 613 га земли, что подтверждается свидетельством серии РФ/РХ:4 N 876520 от 11.04.1995. Право общей долевой собственности данных лиц подтверждается свидетельствами о праве собственности на долю в 12,5 га (л.д. 88-99).
С новыми участниками обществом с ограниченной ответственностью "Агропродукт" 23.06.2008 заключены договоры, по условиям которых они передали в качестве вклада в уставный капитал общества права на земельные доли из земель сельхозназначения общей площадью 12,5 гектаров каждая, стоимостью 41 000 рублей, предоставленных закрытому акционерному обществу "Алтайское" согласно указанному Постановлению N 386 от 30.12.1994. В обмен на внесенную земельную долю физические лица приобрели долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" в размере 2 % от уставного капитала. Общая переданная земельная доля составила 150 га (л.д. 57-80).
Общество с ограниченной ответственностью "Агропродукт" 09.07.2008 в газете "Хакаксия" N 126 опубликовало сообщение о намерении выделить земельный участок площадью 150 га расположенный по адресу: Алтайский район, поле правее дороги Абакан-Саяногорск, 9-11 км северо-восточнее с. Кайбалы (л.д. 102).
С заявлением о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости общество с ограниченной ответственностью "Агропродукт" обратилось 18.09.2008 (л.д. 13).
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) 15.10.2008 вынесло решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта в связи с тем, что границы выделяемого земельного участка пересекаются с другими земельными участками. Заявителю предложено представить межевой план (описание) земельного участка (л.д. 11-12).
Из пояснений представителей сторон и материалов дела следует, что границы земельного участка утверждённые оспариваемым постановлением (отделение 1 секции III, часть контуров 200-203, согласно пункту 1 приложения) и земельного участка, на который претендует заявитель, совпадают. Выделенный ответчиком земельный участок имеет кадастровый номер 19:04:010301:74 (ранее 19:04:990101:166), согласно выписке от 16.10.2008 N 04/08-2-0295.
Заявитель, полагая, что Постановление Администрации муниципального образования Алтайский район от 02.07.2008 N 399 в части пункта 1 Приложения нарушает его права и законные интересы, не соответствует статьям 13 и 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным указанного Постановления.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Администрации о пропуске заявителем трехмесячного срока обжалования Постановления от 02.07.2008 N 399.
Как указывает заявитель, о нарушении своих прав ему стало известно 10.12.2008 из сообщения общества с ограниченной ответственностью "Красноярский кадастровый центр" (л.д. 15).
17.12.2008, то есть в пределах срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 02.07.2008 N 399.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации муниципального образования Алтайский район от 02.07.2008 N 399 принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не нарушает прав и законных интересов заявителя на основании следующего.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ от 14.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статьей 13 указанного Федерального закона установлен Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 данного Федерального закона земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что абзац 5 пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" утратил силу на момент издания ответчиком оспариваемого постановления, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку предусмотренное абзацем 5 пункта 5 статьи 13 Закона положение действовало на момент опубликования сведений о невостребованных земельных долях.
В силу статьи 12 Закона Республики Хакасия от 10.11.2003 N 71 (ред. от 26.02.2006) источниками официального опубликования сообщений о наличии находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предлагаемых для передачи в аренду, о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, о предстоящем собрании участников долевой собственности для принятия решения о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, о невостребованных земельных долях с указанием собственника, являются республиканская газета "Хакасия", а также источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Из материалов дела следует, что сообщение о невостребованных земельных долях закрытого акционерного общества "Алтайское" с указанием их собственников для последующего выделения в земельный участок опубликовано Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в газете "Сельская правда" N 188 от 06.12.2007 и в газете "Хакасия" N 232 от 06.12.2007 с разъяснением собственникам невостребованных земельных долей ЗАО "Алтайское" их права в течение 90 дней со дня опубликования сообщения заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности.
Таким образом, сообщение о невостребованных земельных долях опубликовано в установленном пунктом 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое Постановление об утверждении границ земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, не опубликовано Администрацией, что является нарушением порядка оформления земельного участка, предусмотренного абзацем 4 пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку факт опубликования сообщения подтвержден документально, при этом, статьей 13 указанного Федерального закона и Законом Республики Хакасия в редакции, действующей на момент опубликования сообщения (06.12.2007), не установлено, кем опубликовывается сообщение о невостребованных земельных долях.
Как следует из материалов дела, в течение периода времени (90 дней), установленного для предъявления возражений, письменные обращения не поступили. Доказательств обратного лицами, участвующим в деле, не представлено.
В силу пункта 2(2) статьи 8(3) Закона Республики Хакасия от 10.11.2003 N 71 (ред. от 05.05.2008) "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республики Хакасия" образование земельного участка, в состав которого включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости, осуществляется на основании решения Правительства Республики Хакасия, если кадастровая стоимость земельного участка выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), или на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, если кадастровая стоимость земельного участка ниже среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N 04/08-1028, выданной филиалом ФГУ "ЗКП" по Алтайскому району 04.06.2008, земельный участок с кадастровым номером 19:04:990101:166 расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО "Алтайское", площадью 246 130 000 кв.м., имеет удельный показатель кадастровой стоимости 0,1782 руб./кв.м., в то время как в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия "Об утверждении уточненных результатов государственной кадастровой оценки и удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия" средний уровень кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения I группы по Алтайскому району равен 0,38 руб./кв.м.
Учитывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка (0,1782 руб./кв.м.) ниже среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (0,1782 руб./кв.м), образование земельного участка, в состав которого включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости, должно осуществляться на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого находится земельный участок.
Следовательно, оспариваемое постановление об утверждении границ земельного участка от 02.07.2008 N 399 принято уполномоченным органом - Администрацией муниципального образования Алтайский район.
Принимая во внимание соблюдение Администрацией условий установления границ земельного участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей, предусмотренных пунктом 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого постановления законодательству.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав и законных интересов общества оспариваемым постановлением, создании заявителю препятствий в осуществлении права на выделение земельных участков в счет земельных долей, внесенных его участниками в качестве вклада в уставный капитал, суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным.
Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (статья 8 названного Закона).
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 N 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ от 27.10.1993 N 1767) в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (далее - Указ от 07.03.1996 N 337) собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого постановления от 02.07.2008 N 399 право собственности заявителя на указанные земельные доли не зарегистрировано, собственниками земельных долей являлись физические лица, что подтверждается свидетельствами о праве собственности на доли в 12, 5 га (л.д. 88-99). Кроме того, указанные земельные доли не выделены в натуре на местности, не оформлены в межевом деле, им не присвоены кадастровые номера.
Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ, Закон) не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права собственности на долю в праве собственности на земельный участок.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Федерального закона N 101-ФЗ).
Из материалов дела следует, что общим собранием общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" 23.06.2008 принято решение об увеличении уставного капитала и принятии новых лиц в состав участников общества (л.д. 69-85).
Принимаемые лица (физические лица - 12 человек), являлись членами коллектива акционерного общества закрытого типа "Алтайское" и имели в собственности земельную долю в размере по 12, 5 га сельхозугодий в общей долевой собственности на 24 613 га земли, что подтверждается свидетельством серии РФ/РХ:4 N 876520 от 11.04.1995. Право общей долевой собственности данных лиц подтверждается свидетельствами о праве собственности на долю в 12, 5 га (л.д. 88-99).
С новыми участниками общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" 23.06.2008 заключены договоры, по условиям которых они передали в качестве вклада в уставный капитал общества права на земельные доли из земель сельхозназначения общей площадью 12,5 гектаров каждая, стоимостью 41 000 рублей, предоставленных закрытому акционерному обществу "Алтайское" согласно указанному постановлению N 386 от 30.12.1994. В обмен на внесённую земельную долю физические лица приобрели долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" в размере 2% от уставного капитала. Общая переданная земельная доля составила 150 га. (л.д. 57-68).
Устав общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт", в редакции учредительного договора от 23.06.2008, в соответствии с которым физические лица - собственники земельных паёв передали принадлежащие им паи в уставный капитал общества, зарегистрирован 17.07.2008 (л.д. 50), что подтверждается штампом на оборотной стороне последней страницы устава общества.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения в учредительных документах общества, связанные с увеличением уставного капитала общества за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления N 399 02.07.2008 собственниками земельных паев являлись физические лица, в связи с чем права общества не нарушены указанным постановлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушение положений статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с принятием оспариваемого постановления, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.
Оспариваемое постановление, которым утверждены границы земельного участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей, издано 02.07.2008. На указанную дату обществом земельный участок, находящийся в долевой собственности, не был определен на местности, его границы не установлены, обществом не принято решение о порядке владения и пользования земельным участком. Сообщение о намерении выделить земельный участок площадью 150 га расположенный по адресу: Алтайский район, поле правее дороги Абакан-Саяногорск, 9-11 км северо-восточнее с. Кайбалы, общество опубликовало в газете "Хакаксия" N 126 09.07.2008, то есть после принятия оспариваемого постановления. (л.д. 102).
Таким образом, с учетом принятия оспариваемого постановления от 02.07.2008 N 399 с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отсутствия на момент его принятия решения общего собрания участников долевой собственности о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, суд апелляционной инстанции не установил нарушения прав заявителя.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 марта 2009 года по делу N А74-3553/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3553/2008
Истец: ООО "Агропродукт"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Алтайский район"