Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда
от 7 августа 2009 г. N 05АП-31/2008
г. Владивосток |
Дело |
07 августа 2009 г. |
N А51-13965/2007 2-499/59 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от прокуратуры Приморского края: старший прокурор Веселова В.А., удостоверение N 110623 сроком действия до 01.12.2009 года;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по Чугуевскому району Приморского края: представитель Леонова Н.А. по доверенности N 04-3626 от 08.07.2009 года сроком действия 1 года,
от администрации Чугуевского муниципального района Приморского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чугуевского муниципального района Приморского края
на решение от 03 апреля 2009 года
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-13965/2007 2-499/59 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению Прокуратуры Приморского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю
к администрации Чугуевского муниципального района Приморского края
третье лицо: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по Чугуевскому району Приморского края
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Приморского края (далее - прокуратура Приморского края, Заявитель) в защиту имущественных интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (в настоящее время - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Приморскому краю) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации Чугуевского муниципального района Приморского края (далее - Администрация) в передаче в федеральную собственность помещений общей площадью 206 кв.м., расположенных в административном здании по ул. 50 лет Октября, д. 195 "а" в с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края, выраженный письмом от 08.06.2007 N 1008, а также об обязании администрации Чугуевского муниципального района принять меры к передаче указанных помещений в федеральную собственность.
В качестве третьего лица судом было привлечено к участию в деле Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Чугуевскому району Приморского края (далее - ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району, Орган ПФ РФ).
Решением арбитражного суда Приморского края от 14.04.2008, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.09.2008, требования прокуратуры Приморского края были удовлетворены в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2009 указанное решение от 14.04.2008 было отменено в связи с удовлетворением заявления администрации Чугуевского муниципального района о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
По результатам рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам Арбитражным судом Приморского края было вынесено решение от 03 апреля 2009 о частичном удовлетворении заявленных требований: решение администрации Чугуевского муниципального района, выраженное в письме от 08.06.2007 N 1008, об отказе в безвозмездной передаче нежилых помещений в федеральную собственность, было признана незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 01.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленных требований прокуратуре Приморского края было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация Чугуевского муниципального района Приморского края обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация указала, что доказательства наделения Пенсионного фонда РФ новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, в материалах дела отсутствуют. На основании указанного довода Администрация просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу в части признания незаконным решения администрации Чугуевского муниципального района Приморского края, выраженный письмом от 08.06.2007 N 1008 об отказе в безвозмездной передаче нежилых помещений в федеральную собственность.
От прокуратуры Приморского края, ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району в материалы дела поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, из содержания которых следует, что с доводами жалобы Заявитель, Орган ПФ РФ не согласны, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу представители прокуратуры Приморского края, ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району поддержали в судебном заседании.
ТУ ФАУГИ по Приморскому краю, администрация Чугуевского муниципального района Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В соответствии с законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" на районные (городские) администрации были возложены полномочия по назначению и выплате пенсий.
Указом Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ" в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Данным Указом было установлено, что передача полномочий по назначению и выплате государственных пенсий осуществляется на основании соглашений между Пенсионным фондом РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
31.10.2001 между Пенсионным фондом РФ и администрацией Приморского края было заключено соглашение N 092-0094-С о передаче Отделению Пенсионного фонда РФ по Приморского края полномочий по назначению и выплате государственной пенсии. Согласно данному соглашению кроме указанных выше полномочий Отделению Пенсионного фонда РФ по Приморского края должна быть передана материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий (служебные помещения, материальные ценности, технические средства и т.п.). 04.12.2001 данное соглашение было утверждено Правлением Пенсионного фонда РФ.
В целях реализации указанного соглашения N 092-0094-С между администрацией муниципального образования Чугуевский район и Отделением Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю был заключен договор о взаимодействии, в котором был закреплен план передачи полномочий, в том числе, материальной базы.
01.02.2002 ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району было зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации серии 25-АА N 001926.
28.02.2002 между ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району и Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования Чугуевский район (далее - Комитет) был заключен договор N 3/11 на аренду недвижимого имущества, общей площадью 206 кв.м., находящегося на территории муниципального образования Чугуевский район по адресу: с Чугуевка, ул. 50 лет Октября, 195-а, для использования в целях служебного помещения, сроком с 01.03.2002 по 01.03.2007. Ранее указанное имущество использовалось органом социальной защиты населения администрации Чугуевского района.
25.03.2002 Администрация по акту приема-передачи передала ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району материальную базу, необходимую для выполнения функций, возложенных на Пенсионных фонд РФ Указом Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ", на территории Чугуевского района.
31.01.2007 между Органом ПФ РФ и Комитетом был заключен договор на аренду недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования Чугуевский район площадью: кабинеты - 162, 3 кв.м., бытовые помещения - 6,8 кв.м., коридор 36,9 кв.м., находящегося по адресу: с Чугуевка, ул. 50 лет Октября, 195-а, сроком действия с 02.03.2007 по 01.03.2017. Дополнительным соглашением о внесении изменений в договор на аренду недвижимого имущества N 28 от 31.01.2007 в договор были внесены изменения в части площади арендуемых помещений: кабинеты - 179, 1 кв.м., бытовые помещения - 9,3 кв.м., коридор - 50,3 кв.м.
28.05.2007 управляющий Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю обратился к главе Чугуевского муниципального района с обращением решить вопрос о передаче помещений, занимаемых ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району, общей площадью 206 кв.м., по адресу: с Чугуевка, ул. 50 лет Октября, 195а, из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации, указывая, что владение помещением ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району на праве оперативного управления благотворно отразится на стабильности работы Управления.
08.06.2007 глава Чугуевского муниципального района направил в адрес управляющего Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю письмо N 1008, в котором отказал в решении указанного вопроса, по причине отсутствия разграничения полномочий по социальной защите населения с 01.01.2008.
Решение арбитражного суда Приморского края от 14.04.2008, которым требования прокуратуры Приморского края были удовлетворены, вступило в законную силу 10.06.2008, в связи с чем, постановлением администрации Чугуевского муниципального района от 23.12.2008 были внесены изменения в постановление от 22.12.2008 N 750, п. 1 данного постановления был изложен в следующей редакции: "Управлению имущественных и земельных отношений обеспечить процедуру передачи в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 206 кв.м., расположенные по адресу: с. Чугуевка, ул. 50 лет Октября. 195 "А".
16.01.2009 решением Думы Чугуевского муниципального района был утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности Чугуевского муниципального района в федеральную собственность, в данный перечень были включены нежилые помещения общей площадью 238, 7 кв.м., располагающиеся на 1 этаже административного здания, расположенного по адресу: с. Чугуевка, ул. 50 лет Октября. 195 "А": кабинеты N N 1- 7, 12 и части помещений (в том числе: часть бытовых N 9 и часть коридора N 13).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку соответствующие возражения от сторон не поступили, коллегия пересматривает в порядке апелляционного производства решение суда только в той части, которая обжалуется Администрацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 9-П от 25.06.2001 "По делу о проверке конституционности Указа президента Российской Федерации" от 27.11.2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе, полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, что не противоречит Конституции Российской Федерации с точки зрения установленного ею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.
Пунктом 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны передать до 01.01.2008 в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что спорное недвижимое имущество перешло в пользование Органа ПФ РФ от органа
социального обеспечения муниципального образования по договору аренды от 28.02.2002 N 3/11 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Чугуевского муниципального района, в связи с разграничением полномочий по выплате государственных пенсий между соответствующими муниципальными органами и управлениями Пенсионного фонда РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ", которым Пенсионный фонд РФ был наделен функциями органа государственной власти.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ главы Чугуевского муниципального района в передаче в федеральную собственность помещений общей площадью 206 кв.м., расположенных в административном здании по ул. 50 лет Октября, д. 195 "А" в с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края, выраженный письмом от 08.06.2007 N 1008, является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что доказательства наделения Пенсионного фонда РФ новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, в материалах дела отсутствуют, коллегия отклоняет в силу изложенного выше.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03 апреля 2009 года по делу N А51-13965/2007 2-499/59 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13965/2007
Истец: Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, Заместитель прокуратура Приморского края
Ответчик: Администрация Чугуевского муниципального района ПК
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда по Чугуевскому району
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17050/08
30.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6518/2009
07.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-31/2008
16.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3784/2008
10.06.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-31/2008