г. Хабаровск |
06АП-А73/2008-2/2043 |
15 июля 2008 г. |
|
Резолютивная часть оглашена 08 июля 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 15 июля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя явился на основании доверенности от 06.05.2008 б/н представитель - Гончар И.В.;
от административного органа явился на основании доверенности от 08.05.2007 N 4.1.2.28-5369 представитель - Зельник Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АмурРеактив" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2008
по делу N А73-4454/2008-90АП, принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АмурРеактив" об оспаривании постановлений Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 25.04.2008 N 206, 207 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АмурРеактив" (далее - заявитель, ООО "АмурРеактив", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 25.04.2008 N 206, 207 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафов в размере 10 000 руб. и 50 000 руб.
Право на обращение с соответствующими требованиями общество обосновало тем, что мероприятие по контролю проведено с нарушением сроков для проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю, предусмотренных пунктами 4, 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2008 N А73-4454/2008-90АП в удовлетворении требований ООО "АмурРеактив" отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган действовал в пределах представленных ему полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушив права и охраняемые законом интересы заявителя.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 26.05.2008 N А73-4454/2008-90АП отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения арбитражным судом норм материального права.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель административного органа просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
25.04.2008 должностным лицом Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края в отношении ООО "АмурРеактив" на основании протоколов об административных правонарушениях от 21.04.2008 N 206, N 207 и материалов дел об административном правонарушении вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2, 8.41 КоАП РФ в виде штрафов в размере 10 000 руб. и 50 000 руб.
Согласно материалам административных дел ООО "АмурРеактив" не разработало проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов; нарушило сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установленные законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с постановлениями о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экономических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Под обращением с отходами как следует из статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В силу статьи 19 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Согласно статье 14 Закона N 89-ФЗ на опасные отходы должен составляться паспорт на основании сведений о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
При этом данные статьи не содержат разделения природопользователей по признаку их хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В силу статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Таким образом, законодатель установил, что нормативы образования отходов существуют как в сфере производства, так и в сфере потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" утверждены соответствующие Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В целях реализации Закона N 89-ФЗ и во исполнение Постановления N 461 Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 N 115 утверждены Методические указания, на основании которых индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В связи с тем, что заявитель является лицом, ответственным за размещение своих отходов, административный орган сделал правильный вывод о том, что он обязан соблюдать требования вышеперечисленных норм природоохранного законодательства.
Отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов лимитов на их размещение, что ООО "АмурРеактив" не оспаривается, является нарушением Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", что влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ
Таким образом, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Пунктом 9 данного порядка, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, установленные территориальными органами Министерства Экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, которым является календарный год.
Обязанность по перечислению платы за негативное воздействие на окружающуюся среду за 2006 и 2007 годы обществом исполнена только, 18.03.2008, что подтверждается платежным поручением N 236.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "АмурсРеактив" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 8.41 КоАП РФ.
В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случае получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Учитывая положения указанной нормы права, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что внеплановая проверка была проведена административным органом в соответствии с требованиями законодательства - на основании полученной от прокуратуры Центрального района г. Хабаровска информации о нарушении природоохранного законодательства лицом, осуществляющим реализацию химреактивной и химической продукции, которая может непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что непосредственное обнаружение должностными лицами уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в силу статьи 28.1 КоАП РФ являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Причем основания для возбуждения дела об административном правонарушении не зависят от статуса субъекта, совершившего противоправное деяние.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статей 8.1, 8.41 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу ООО "АмурРеактив" неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 мая 2008 по делу N А73-4454/2008-90АП оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "АмурРеактив" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
В.Ф. Карасёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4454/2008-90АП
Истец: ООО "АмурРеактив"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Хабаровского края