Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда
от 7 мая 2009 г. N 06АП-1105/2009
г. Хабаровск |
|
07 мая 2009 г. |
N 06АП-1105/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2009. Полный текст постановления изготовлен 07.05.2009.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Головниной Е.Н., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синяговской Ю.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: Иванова Н.С. - прокурор отдела по удостоверению N 078746;
от ответчиков: Сокаль Ю.А. - юрисконсульт по доверенности от 23.05.2008 N 27 (от ООО "САН-РОСС");
от третьих лиц: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Амурской области
на решение от 16 февраля 2009 года по делу N А37-1535/2008 Арбитражного суда Магаданской области,
принятого судьей Сторчак Н.В.
по иску первого заместителя прокурора Амурской области
к Федеральному агентству по рыболовству, Охотскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, обществу с ограниченной ответственностью "САН-РОСС"
третьи лица Администрация Магаданской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Тахтоямск", общество с ограниченной ответственностью "Тора", общество с ограниченной ответственностью "Старт", общество с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Прибрежная рыболовная компания", индивидуальный предприниматель Рекасова Любовь Аркадьевна, индивидуальный предприниматель Балфеткин Александр Александрович, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Дифенс" Татаренков Дмитрий Владимирович, общество с ограниченной ответственностью "Гринда", общество с ограниченной ответственностью "АНКОС", общество с ограниченной ответственностью "Первая инвестиционная компания", индивидуальный предприниматель Литвинова Светлана Аликовна, индивидуальный предприниматель Крузина Марина Николаевна
о признании торгов недействительными, признании недействительными сделок
установил: первый заместитель прокурора Амурской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Федеральному агентству по рыболовству, Охотскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, обществу с ограниченной ответственностью "САН-РОСС" (далее - Росрыболовство, Охотское ТУ Росрыболовства, ООО "САН-РОСС") о признании недействительными торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб в Магаданской области по лотам N N 1,2,3, оформленных протоколом комиссии от 20.08.2008, признании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства N 1-РПУ/08, N 2-РПУ/08, N 3-РПУ/08, заключенных 05.09.2008 между Росрыболовством в лице Охотского ТУ Росрыболовства и ООО "САН-РОСС", недействительными, как заключенных с нарушением требований Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Определением от 20.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Магаданской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Тахтоямск", общество с ограниченной ответственностью "Тора", общество с ограниченной ответственностью "Старт", общество с ограниченной ответственностью "Рыбная компания", общество с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", общество с ограниченной ответственностью "Прибрежная рыболовная компания", индивидуальный предприниматель Рекасова Любовь Аркадьевна, индивидуальный предприниматель Балфеткин Александр Александрович, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Дифенс" Татаренков Дмитрий Владимирович, общество с ограниченной ответственностью "Гринда", общество с ограниченной ответственностью "АНКОС", общество с ограниченной ответственностью "Первая инвестиционная компания", индивидуальный предприниматель Литвинова Светлана Аликовна, индивидуальный предприниматель Крузина Марина Николаевна.
Определением от 18.12.2008 ООО "Рыбная компания" исключено из числа третьих лиц по делу.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 16.02.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, первый заместитель прокурора обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.02.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом норм материального права. Конкурс был проведен Госкомитетом РФ по рыболовству, а не его территориальным управлением, в отсутствие утвержденного порядка деятельности комиссии, что привело к нарушением закона. Конкурсной комиссией осуществлялись действия, выходящие за пределы, установленные пунктом 13 Правил организации и проведения конкурса. Для участников конкурса были созданы неравные условия. Комиссией предоставлена возможность продемонстрировать свои производственные мощности только одному участнику - ООО "САН-РОСС". Допуск ООО "САН-РОСС" осуществлен с нарушением Правил. В иске оспаривается незаконный отказ иным участникам в участии в конкурсе.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил иск удовлетворить.
Представитель ООО "САН-РОСС" в заседании суда с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения согласно доводам представленного отзыва.
Представители ответчиков - Росрыболовство, Охотское ТУ Росрыболовства в заседание суда явку представителя не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежаще. В соответствии с представленными отзывами просили решение оставить без изменения, жалобу прокурора - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в заседание суда не явились, о времени и месте проведения заседания уведомлены надлежаще. Администрация Магаданской области, УФАС по Амурской области в представленных отзывах с жалобой не согласны, просят решение оставить без изменения. Администрация Магаданской области ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
В заседании суда 30.04.2009 на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.05.2009.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзывах на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с приказом Государственного Комитета по рыболовству от 23.04.2008 N 347, с учетом приказа от 12.05.2008 N 413, приказом от 10.06.2008 N 511 утвержден состав комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства, а также конкурсная документация.
Приказом Охотского ТУ Госкомрыболовства от 16.07.2008 N 46-О утвержден Порядок деятельности указанной комиссии.
В соответствии с материалами дела, пояснениями участвующих в деле лиц 24.06.2008 в газете "Магаданская правда", на официальном сайте организатора конкурса в сети Интернет Росрыболовством объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении 9 рыбопромысловых участков, расположенных на территории Северо-Эвенского и Ольского муниципальных районов Магаданской области.
Согласно протоколу от 28.07.2008 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками, протоколу от 20.08.2008 заседания комиссии по рассмотрению заявок, представленной конкурсной документации, на рассмотрение по Ольскому району были предоставлены заявки на участие в конкурсе по лотам N N 1,2,3 следующих заявителей: лот N 1 "р. Туманы N 2" - ООО "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", глава КФХ "Дифенс" Татаренков И.Д., ООО "Рыбная компания", ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "Тахтоямск", ООО "САН-РОСС"; лот N 2 "р. Яма N 2" - ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "САН-РОСС", ООО "АНКОС"; лот N 3 "зал. Бабушкина" - ИП Балфеткин А.А., ИП Крузина М.Н., ИП Рекасова Л.А., ИП Литвинова С.А., ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "Тихоокеанская рыболовная компания", ООО "Старт", ООО "ПИК", ООО "Гринда", ООО "Тора", ООО "САН-РОСС", ООО "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", ООО "Тахтоямск".
По результатам рассмотрения указанных заявок на предмет соответствия требованиям и условиям конкурсной документации комиссия приняла решение допустить к участию в конкурсе по лотам N N 1,2,3 по Ольскому району - ООО "САН-РОСС".
Иным заявителям отказано в участии в конкурсе по лотам N N 1,2,3 в виду непредоставления заявителями всех необходимых документов и информации, предусмотренных конкурсной документацией.
ООО "САН-РОСС" направлен проект договора о предоставлении рыбопромыслового участка как единственному участнику, допущенному к участию в конкурсе по лотам N N 1,2,3.
05.09.2008 между Росрыболовством в лице руководителя Охотского ТУ Росрыболовства и ООО "САН-РОСС" заключены договоры N N 1-РПУ/08, 2-РПУ/08, 3-РПУ/08 о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. Предмет договора N 1-РПУ/08: участок "зал. Бабушкина". Срок действия договора: с даты подписания и до 05.09.2028; предмет договора N 2-РПУ/08: участок "р. Туманы N 2". Срок действия договора: с даты подписания и до 05.09.2028; предмет договора N 3-РПУ/08: участок "р. Яма N2". Срок действия договора: с даты подписания и до 05.09.2028.
Полагая, что решение о допуске ООО "САН-РОСС" к участию в конкурсе по вышеуказанным лотам принято с нарушением Закона о рыболовстве и Постановления Правительства РФ от 14.04.2008 N 264, производственные объекты иных, помимо ООО "САН-РОСС", лиц не проверялись конкурсной комиссией, порядок деятельности организатором конкурса не был разработан, что нарушило права и законные интересы иных субъектов хозяйственной деятельности, которым отказано в участии в конкурсе, и ставит субъекты в не равное положение, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 52 АПК РФ.
В соответствии со статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пунктам 4,5 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
При этом торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 449 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.12.1998 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Из части 1,3,4 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с прямым указанием закона Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила организации и проведения конкурса), Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, а также форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Согласно пунктам 2,3,4 Правил организации и проведения конкурса предметом конкурса является право на заключение договора. Конкурс является открытым и проводится как в отношении рыбопромыслового участка, так и в отношении нескольких рыбопромысловых участков, при этом каждый из рыбопромысловых участков составляет отдельный лот.
Организаторами конкурса являются: Федеральное агентство по рыболовству - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), а также для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Решение о проведении конкурса принимают Федеральное агентство по рыболовству и органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Организаторы конкурса формируют комиссию по проведению конкурса (далее - комиссия), определяют порядок ее деятельности и утверждают состав комиссии. Состав комиссии утверждается приказом организатора конкурса.
Пунктами 45, 46 Правил организации и проведения конкурса установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 15 настоящих Правил. Комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок, который подписывается присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Заявитель приобретает статус участника конкурса с даты оформления комиссией протокола рассмотрения заявок, содержащего сведения о признании заявителя участником конкурса. В случае если только 1 заявитель допущен к участию в конкурсе, комиссия в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок передает этому заявителю проект договора.
В силу частей 1,2,4,5 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В ходе оценки обстоятельств дела и норм действовавшего на момент проведения оспариваемого конкурса законодательства РФ судом не установлено нарушений норм права, регулирующих порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, влекущих безусловное признание конкурса и его результатов недействительными.
В качестве оснований недействительности конкурса прокурор указывает на нарушение конкурсной комиссией порядка допуска к участию в конкурсе лиц, подавших заявки на участие, в частности, незаконно было допущено к участию ООО "САН-РОСС".
Как следует из пункта 15 Правил организации и проведения конкурса, основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящих Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил; в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27 - 29 настоящих Правил.
Пунктами 27, 28 предусмотрено, что заявка должна содержать: а) для юридических лиц - фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, почтовый адрес, номер контактного телефона заявителя, для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства; б) предложение заявителя о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок, - в случае признания его победителем конкурса; в) сведения о количестве рыбопромысловых участков, расположенных на территории 1 муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на которых заявитель последние 4 года, предшествующие году п роведения конкурса, зарегистрированных в муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (выписки за последние 4 года из справки установленной формы, выдаваемой Федеральной налоговой службой); е) документы, определяемые Федеральным агентством по рыболовству, подтверждающие средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, выделенных ранее заявителю в соответствующих районах промысла для осуществления промышленного рыболовства на рыбопромысловых участках за последние 4 и менее года, предшествующие проведению конкурса.
К заявке прилагаются следующие документы: а) для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения, либо ее копия, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения, либо ее копия, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке; б) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - в случае необходимости; в) документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, не обремененные правами третьих лиц и расположенные в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (далее - рыбоперерабатывающий завод). Договор аренды в отношении рыбоперерабатывающих заводов должен быть заключен на весь срок действия договора; г) документы, подтверждающие, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, документы, подтверждающие возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе (формы федерального статистического наблюдения, подтверждающие учет объектов основных средств, а также технические паспорта оборудования и акты приемки в эксплуатацию оборудования рыбоперерабатывающего завода); д) заверенные заявителем документы, подтверждающие среднюю численность работников, работающих у заявителя последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, зарегистрированных в муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (выписки за последние 4 года из справки установленной формы, выдаваемой Федеральной налоговой службой); е) документы, определяемые Федеральным агентством по рыболовству, подтверждающие средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, выделенных ранее заявителю в соответствующих районах промысла для осуществления промышленного рыболовства на рыбопромысловых участках за последние 4 и менее года, предшествующие проведению конкурса.
При проведении конкурса устанавливаются следующие обязательные требования к заявителям: а) в отношении заявителя не проводятся процедуры банкротства и ликвидации; б) деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день вскрытия конвертов с заявками; в) отсутствие у заявителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период в размере более 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. При этом заявитель считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу на день рассмотрения заявки; г) отсутствие решения суда о принудительном расторжении договора с заявителем в связи с нарушением заявителем существенных условий договора за последние 2 года, предшествующие году проведения конкурса (пункт 12 Правил).
Сопоставление содержащихся в деле документов, представленных в конкурсную комиссию лицами, подавшими заявки по лотам N N 1,2,3, с требованиями, предъявляемыми к таким документам Правилами, свидетельствует о правильности решения конкурсной комиссии (протокол от 20.08.2008 заседания комиссии по рассмотрению заявок) об отказе в допуске к участию в конкурсе заявителям, помимо ООО "САН-РОСС".
Иных доказательств, подтверждающих представление всего объема документов и информации, указанной в Правилах организации и проведении конкурса и конкурсной документации, данными лицами в суд не представлено.
В отношении участника конкурса ООО "САН-РОСС" прокуратура считает, что указанное лицо не представило документы, предусмотренные пунктом абзацем "г" пункта 28 Правил.
В подтверждение наличия производственного объекта - рыбоперерабатывающего завода ООО "САН-РОСС" представило в конкурсную комиссию договор от 07.07.2008 аренды нежилого здания, расположенного по адресу: Магаданская область, Ольский район, п. Ола, ул. Рабочая, д. 39А, инв. N 825 литер Б, этажность 1, общей площадью 825, 2 кв.м. для использования в качестве рыбоперерабатывающего завода, срок действия договора с 07.07.2008 по 30.09.2028, акт приема передачи нежилого здания от 07.07.2008; технический паспорт на здание - холодильник, литер Б, литер Б1, литер Б2; свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО "Магаданрыба" от 18.07.2008 на указанное здание - холодильник, выписку из ЕГРПН от 22.07.2008 N 01/016/2008-468, где зарегистрировано обременение - аренда здания в пользу ООО "САН-РОСС"; санитарно-эпидемиологическое заключение N 49.МЦ.07.000.М.000165.07.05 от 18.07.2005 о том, что рыбоперерабатывающий цех мощностью-24 Т/сутки, общая площадь-766, 3 кв.м., адрес: Магаданская область, Ольский район, п. Ола, ул. Рабочая, 39-А, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - СанПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических/профилактических мероприятий", действительное до 18.07.2010; санитарно-эпидемиологическое заключение N 49.МЦ.07.000.М.000166.07.05 от 18.07.2005 в отношении соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам рыбоперерабатывающего цеха мощностью-1 Т/сутки, общая площадь-766,3 кв.м., адрес: Магаданская область, Ольский район, п. Ола, ул. Рабочая, 39-А; договор от 19.05.2003 аренды здания, расположенного в пос. Ола, ул. 60 лет СССР, 37, дополнительные соглашения к нему, свидетельство о государственной регистрации права аренды от 27.05.2003, санитарно-эпидемиологические заключения от 27.04.2004 NN 49.МЦ.07.926.М.000141.04.04, 49.МЦ.07.926.М.000142.04.04; акты унифицированной формы N ОС-1; акт ы приемки в эксплуатацию оборудования; инвентарные карточки учета объекта основных средств.
В соответствии с СанПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции", утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 11.03.1996 N 6, указанные санитарные правила и нормы распространяются на действующие береговые рыбообрабатывающие предприятия и суда, выпускающие рыбную продукцию, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.2).
Довод прокуратуры о необходимости представления на конкурс санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие здания, в котором рыбоперерабатывающий завод, требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38, суд считает необоснованным.
Соответствующее требование прямо не предусмотрено ни Правилами, ни условиями конкурсной документации.
Вместе с тем, суд исходит из того, что указанными выше СанПиН 2.3.4.050-96 устанавливаются все необходимые требования к береговым рыбообрабатывающим предприятиям, в том числе, требования к планировке предприятия, производственным помещениям, водообеспечению и канализации, освещению, отоплению, вентиляции, содержанию территории производственных помещений и т.д., на основании которых санитарно-эпидемиологический орган делает выводы о соответствии здания рыбоперерабатывающего цеха требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В то же время, требования, установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. При этом источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК (пункт 2.1).
Надлежащих доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что производственные объекты ООО "САН-РОСС" являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не было представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, пояснений участвующих в деле лиц, конкурсной комиссией осуществлялась проверка представленных документов для участия в конкурсе, для чего производился выезд на производственные мощности ООО "САН-РОСС". Отклонений от представленной в конкурную комиссию информации не установлено.
Ссылка прокуратуры на то, что производственный объект по адресу: п. Ола, ул. 60 лет СССР, 37 расположен в жилом доме опровергается постановлением Главы Ольского района от 25.03.2004 N 86 об исключении из состава жилого фонда указанного объекта недвижимости и последующей регистрации данного объекта как производственного, актом от 25.02.2004. Иные техническая инвентаризация в соответствии с техническим паспортом на жилой дом, государственная регистрация прав на объект в соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 27.05.2003 осуществлены ранее указанного выше постановления, отсутствие государственной регистрации изменения правового режима объекта недвижимости (с жилого на нежилое) не может препятствовать его хозяйственному использованию.
Довод истца о том, что для всех заявителей не были созданы равные условия для участия в конкурсе тем, что проверке с выездом на производственные мощности подвергалось только ООО "САН-РОСС", не принимается в связи со следующим.
На основании пункта 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" при рассмотрении иска о признании торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Поскольку ООО "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", глава КФХ "Дифенс" Татаренков И.Д., ООО "Рыбная компания", ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "Тахтоямск", ООО "САН-РОСС"; лот N 2 "р. Яма N 2" - ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "САН-РОСС", ООО "АНКОС"; лот N 3 "зал. Бабушкина" - ИП Балфеткин А.А., ИП Крузина М.Н., ИП Рекасова Л.А., ИП Литвинова С.А., ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "Тихоокеанская рыболовная компания", ООО "Старт", ООО "ПИК", ООО "Гринда", ООО "Тора", ООО "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", ООО "Тахтоямск" не были представлены все документы, предусмотренные конкурсной документацией, осуществление в отношении них выезда на производственные объекты не имело значение и, кроме того, не могло повлиять на принятие решения об отказе в допуске к их участию в конкурсе.
Дополнительная проверка заявителя на соответствие приложенных к заявке документов, в том числе документов, подтверждающих возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе, действительности не могла в данном случае повлиять на результаты торгов и не связана, как это видно из перечня представленных ООО "САН-РОСС" документов, с получением каких-либо дополнительных документов или информации от данного заявителя, ранее им не представленных.
В отношении доводов прокурора о незаконности передачи Росрыболовством полномочий организатора конкурса Охотскому ТУ Росрыболовства и утверждения последним порядка деятельности конкурсной комиссии судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В силу частей 3,4 статьи 3 Закона о рыболовстве Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Федеральное агентство по рыболовству осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.
Приказом Госкомрыболовства РФ от 20.11.2007 N 9 "О Типовом положении о территориальном органе Государственного комитета РФ по рыболовству", действовавшим на момент организации и проведения оспариваемого конкурса установлено, что территориальное управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет по поручению Комитета полномочия организатора конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; по поручению Комитета заключение договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в пределах компетенции Госкомрыболовства России (подпункты 8.1.2, 8.1.3 пункта 8.1).
На основании письма от 02.06.2008 N 06-4/783а Росрыболовство поручило Охотскому ТУ Росрыболовства обеспечить издание порядка деятельности комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, согласно прилагаемой примерной форме, утвержденной Госкомрыболовства.
На основании и во исполнение данных указаний Охотское ТУ Росрыболовства своим приказом от 16.07.2008 N 46-О утвердило Порядок деятельности комиссии.
При таких обстоятельствах порядок организации конкурса соответствует требованиям Закона о рыболовстве, Правилам организации и проведении конкурса, полномочия Охотского ТУ Росрыболовства по изданию актов, регулирующих порядок деятельности конкурсной комиссии, основан на положениях нормативно-правовых актов.
Поскольку отсутствуют правовые основания для признания недействительным открытого конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб в Магаданской области по лотам N N 1,2,3, то подлежит отклонению также иск о признании недействительными договоров от 05.09.2008 NN 1-РПУ/08, 2-РПУ/08, 3-РПУ/08, заключенных между Росрыболовством и ООО "САН-РОСС", поскольку нет оснований недействительности, предусмотренных пунктом 2 статьи 449 ГК РФ. Иных нарушений норм права, влекущих в силу статьи 168 ГК РФ ничтожность договора, судом не усматривается.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы являются не обоснованными, обжалуемый судебный акт соответствует нормам права, сделанные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм процессуального права не установлено, поэтому жалобы отклоняются.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционным жалобам в силу статьи 110 АПК РФ относится на заявителя, от которой он освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 16.02.2009 по делу N А37-1535/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.В.Иноземцев |
Судьи |
Е.Н.Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1535/2008
Истец: Прокурор Магаданской области
Ответчик: Федеральное агентство по рыболовству РФ, Охотское территориальное управление Государственного комитета РФ по рыболовству, ООО "Сан-Росс"
Кредитор: ООО "Старт", ООО "Первая инвестиционная компания"
Третье лицо: УФАС по Магаданской области, ООО "Тора", ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", ООО "Тахтоямск", ООО "Северо-Восточная рыбопромышленная компания", ООО "Рыбная компания", ООО "Прибрежная рыболовная компания", ООО "Первая инвестиционная компания", ООО "Гринда", ООО "Анкос", ИП Рекасова Л.А., ИП Литвинова С.А., ИП Крузина М.Н., ИП Балфеткин А.А., Глава КФХ "Дифенс" Татаренков Д.В., Администрация Магаданской области