город Омск
08 июля 2008 г. |
Дело N А75-2139/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Золотовой Л.А., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2331/2008) Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 08.04.2008 по делу N А75-2139/2008 (судья Мингазетдинов М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экотек" к Отделу Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу в г. Нижневартовске
3-е лицо: Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
о признании незаконным и об отмене постановления N 050892 от 14.03.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Экотек" - не явился, извещен;
от Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу в г. Нижневартовске - не явился, извещен;
от Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Симонов М.В. (удостоверение ХМА N 027395 действительно до 15.01.2012, доверенность N 117 от 22.02.2008 сроком по 31.12.2008); Хакимова Н.Ю. (паспорт, доверенность N 127 от 21.04.2008 сроком действия по 31.12.2008);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экотек" (далее - ООО "Экотек", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Нижневартовске (далее - Отдел УФМС по ХМАО - Югре в г. Нижневартовске, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 050892 от 14.03.2008.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 03.04.2008 в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФМС по ХМАО - Югре).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2008 по делу N А75-2139/2008 требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано недействительным и отменено.
В апелляционной жалобе Отдел УФМС по ХМАО - Югре в г. Нижневартовске, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит принятое по настоящему арбитражному делу решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
По мнению подателя апелляционной жалобы, Общество, в нарушение требований статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в установленный срок не известило налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников, в связи с чем, ООО "Экотек" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Считает неверным вывод суда о том, что положения статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" относятся только к въезжающим иностранным гражданам в визовом режиме, поскольку данная норма распространяется на всех иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации как в визовом, так и в безвизовом режиме.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Отдела УФМС по ХМАО - Югре в г. Нижневартовске, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Направленная ООО "Экотек" копия определения о принятии апелляционной жалобы к производству не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал суд апелляционной инстанции, следовательно Общество, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, что также не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества.
УФМС по ХМАО - Югре отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представители пояснили, что считают решение суда подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 30 начальника отдела УФМС по ХМАО - Югре в г. Нижневартовске (л.д. 8) проведены проверочные мероприятий по соблюдению Обществом положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
В ходе проверки установлено, что между ООО "Экотек" и гражданином Узбекистана Милясановым Илимдар Недемовичем, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, заключен трудовой договор N 5 от 11.02.2008 (л.д.10). Также проверкой выявлено, что после заключения договора Общество уведомило территориальный налоговый орган о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности с нарушением установленного законом срока.
Данные обстоятельства позволили административному органу прийти к выводу о нарушении ООО "Экотек" подпункта 4 пункта 8 статьи 18 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 29.02.2008 N 050892/782 (л.д. 27) и вынесено постановление N 050892 от 14.03.2008 (л.д. 7), которым ООО "Экотек" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, полагая, что в действиях ООО "Экотек" отсутствует состав административного правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления N 050892 от 14.03.2008.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа исходил из того, что порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в безвизовом режиме регламентирован статьями 13, 13.1 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которые не содержат указаний о необходимости уведомления налогового органа. Кроме того, суд первой инстанции указал, что часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ не содержит санкции за направление уведомления с нарушением 10-дневного срока.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется административным органом в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 8 статьи 18 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны, в том числе:
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (подпункт 4 пункта 8 статьи 18).
Исходя из содержания данной нормы, следует, что работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного (любого) из вышеперечисленных оснований, в том числе заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Из материалов дела следует, что трудовой договор с гражданином Узбекистана Милясановым И.Н. заключен 11.02.2008. Уведомление, предусмотренное подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 названного Закона, направлено Обществом в налоговый орган по месту учета лишь 28.02.2008, то есть с нарушением 10-дневного срока (л.д. 15). Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается, а то что, приказ о приеме на работу оформлен и фактический допуск к работе осуществлен 22.02.2008, не отменяет вышеизложенного.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 названной статьи, основанием для уведомления налогового органа о привлечении иностранного работника является либо приглашение иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, либо заключение с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора, вне зависимости от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл иностранный гражданин на территорию Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что положения статьи 18 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливают обязанность работодателя по извещению налогового органа об использовании иностранной рабочей силы только лишь в случае приглашения иностранных граждан для работы на территории России.
Нельзя и согласиться с утверждением суда первой инстанции об отсутствии в диспозиции части 3 статьи 18.15 КоАП РФ состава административного правонарушения за несвоевременное представление рассматриваемого уведомления (с нарушением срока), так как срок представления уведомления нормативно установлен, а правонарушение считается оконченным в момент неисполнения обязанности в установленный срок.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает правомерным и обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях ООО "Экотек" события вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Общество имело возможность уведомить налоговый орган о привлечении и об использовании иностранного работника, однако не сделало этого. Ни доказательств обратного, ни объективных причин нарушения требований ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" суду не представлено.
Таким образом, нарушение указанных выше требований является основанием для применения административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в связи с чем, ООО "Экотек" правомерно привлечено к административной ответственности.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли, наказание Обществу назначено в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в минимальном размере.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пункта 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 08.04.2008 по делу N А75-2139/2008 отменить, принять новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Экотек" о признании незаконным и отмене постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Нижневартовске по делу об административном правонарушении N 050892 от 14.03.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2139/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Экотек"
Ответчик: Отдел Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре г. Нижневартовске
Третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре