город Омск
06 октября 2008 г. |
Дело N А46-4280/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Рябухиной Н.А., Гладышевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-1963/2008, 08АП-2151/2008) открытого акционерного общества "Авиакомпания "Антей" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.03.2008 по делу N А46-4280/2007 (судья Аристова Е.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Омский аэропорт" к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Антей", специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Федеральному казначейству Российской Федерации,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Министерство финансов Российской Федерации, о признании недействительными (ничтожными) сделок, применении последствий недействительности ничтожных сделок и признании недействительной государственной регистрации права,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Авиакомпания "Антей" - представитель Журиков И.А., доверенность от 04.10.2007, исполняющий обязанности генерального директора Ященко Д.И., приказ N 3 от 09.01.2006;
от ОАО "Омский аэропорт" - представитель Репина Л.Н., доверенность N 1-12-1221 от 29.07.2008, представитель Дмитренко А.В., доверенность N 1-12-1221 от 29.07.2008, генеральный директор Круглов С.Ф., выписка из протокола N 15 от 01.06.2007;
от специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" - представитель Семенова Л.А., доверенность от 20.08.2008;
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - не явились;
от Федерального казначейства Российской Федерации - не явились;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - представитель Чепилко Т.В., доверенность N 01-Д от 09.01.2008;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области - не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации - представитель Широкова Е.Н., доверенность N 125 от 15.01.2008;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Омский аэропорт" (далее - ОАО "Омский аэропорт") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Антей" (далее - ОАО "Авиакомпания "Антей"), при участии в качестве третьего, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, о признании недействительными (ничтожными) сделок купли-продажи:
1. земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052, площадью 9969 кв.м., расположенного на землях поселений в 380 метрах юго-западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ города Омска,
2. земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0008, площадью 15053 кв.м., расположенного на землях поселений в 220 метрах северо-восточнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ города Омска,
3. земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, площадью 33278 кв.м., расположенного на землях поселений в 660 метрах западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ города Омска.
Истец также просил применить последствия недействительности ничтожных сделок, а именно восстановить прежнее правовое состояние спорных земельных участков, признав государственную собственность на данные земельные участки; признать недействительным право ОАО "Авиакомпания "Антей" на вышеперечисленные земельные участки; аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на земельные участки N 55-55-01/068/2006-949, 55-55-01/068/2006-950, 55-55-01/068/2006-951.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке 49 АПК РФ уточнил предмет иска, заявив:
1. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 166-180, заключенного специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске и ОАО "Авиакомпания "Антей";
2. о применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 166-180 путем двусторонней реституции в виде обязания ОАО "Авиакомпания "Антей" возвратить в государственную собственность Главному управлению по земельным ресурсам Омской области земельный участок, площадью 33278 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 660 метрах западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск; а также обязания специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске возвратить ОАО "Авиакомпания "Антей" уплаченные по сделке и поступившие в федеральный бюджет денежные средства в сумме 1 182 034 руб. 56 коп.;
3. о признании недействительной государственной регистрации, произведенной 21.06.2006 (запись регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 55-55-01/068/2006-950), права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельный участок, площадью 33278 кв.м. с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 660 метрах западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск;
4. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 165-179, заключенного специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске и ОАО "Авиакомпания "Антей";
5. о применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 165-179 путем применения двусторонней реституции в виде обязания ОАО "Авиакомпания "Антей" возвратить в государственную собственность Главному управлению по земельным ресурсам Омской области земельный участок, площадью 15053 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0008, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 220 метрах северо-восточнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск, а также обязания специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске вернуть ОАО "Авиакомпания "Антей" уплаченные по сделке и поступившие в федеральный бюджет денежные средства в сумме 534 682 руб. 56 коп.;
6. о признании недействительной государственной регистрации, произведенной 21.06.2006 (запись регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 55-55-01/068/2006-949), права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельный участок, площадью 15053 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0008, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 220 метрах северо-восточнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск;
7. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 164-178, заключенного специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске и ОАО "Авиакомпания "Антей";
8. о применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 164-178 путем применения двусторонней реституции в виде обязания ОАО "Авиакомпания "Антей" возвратить в государственную собственность Главному управлению по земельным ресурсам Омской области земельный участок, площадью 9969 кв.м., с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 380 метрах юго-западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск, а также обязания специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске вернуть ОАО "Авиакомпания "Антей" уплаченные по сделке и поступившие в федеральный бюджет денежные средства в сумме 354 098 руб. 88 коп.
9. о признании недействительной государственной регистрации, произведенной 21.06.2006 (запись регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 55-55-01/068/2006-951), права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельный участок, площадью 9969 кв.м., с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 380 метрах юго-западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск.
Определением от 10.07.2007 суд первой инстанции по ходатайству истца привлек к участию в деле N А46-4280/2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству истца привлечено специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", в качестве третьих лиц -Главное управление по земельным ресурсам Омской области и Министерство финансов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Омской области от 31.01.2008 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены - Федеральное казначейство Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Омской области и Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
В связи с уточнением предмета иска истец в судебном заседании 13.03.2008 заявил отказ от требований, предъявленных к Федеральному казначейству Российской Федерации.
Отказ от иска к данному ответчику был принят судом первой инстанции.
Решением от 19.03.2008 по делу N А46-4280/2007 Арбитражный суд Омской области признал недействительным договор купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 166-180, заключенный специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске и ОАО "Авиакомпания "Антей".
Применил последствия недействительности договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 166-180, обязав ОАО "Авиакомпания "Антей" возвратить в федеральную собственность земельный участок, площадью 33278 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 660 метрах западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск, а также обязав специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" вернуть ОАО "Авиакомпания "Антей" денежные средства в сумме 1 182 034 руб. 56 коп.
Признал недействительной государственную регистрацию, произведенную 21.06.2006 (запись регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 55-55-01/068/2006-950), права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельный участок, площадью 33278 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 660 метрах западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск.
Признал недействительным договор купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 165-179, заключенный специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске и ОАО "Авиакомпания "Антей".
Применил последствия недействительности договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 165-179, обязав ОАО "Авиакомпания "Антей" возвратить в федеральную собственность земельный участок, площадью 15053 кв.м., с кадастровым номером 55:36.14 01 04:0008, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 220 метрах северо-восточнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск, а также обязав специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" вернуть ОАО "Авиакомпания "Антей" денежные средства в сумме 534 682 руб. 56 коп.
Признал недействительной государственную регистрацию, произведенную 21.06.2006 (запись регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 55-55-01/068/2006-949), права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельный участок площадью 15053 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0008, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 220 метрах северо-восточнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск;
Признал недействительным договор купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 164-178, заключенный специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Фсдерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала (регионального отделения) в городе Омске и ОАО "Авиакомпания "Антей".
Применил последствия недействительности договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 164-178, обязав ОАО "Авиакомпания "Антей" возвратить в федеральную собственность земельный участок, площадью 9969 кв.м. с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 380 метрах юго-западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск, а также обязав специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" вернуть ОАО "Авиакомпания "Антей" денежные средства в сумме 354 098 руб. 88 коп.
Признал недействительной государственную регистрацию, произведенную 21.06.2006 (запись регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 55-55-01/068/2006-951), права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельный участок, площадью 9969 кв.м. с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях поселений в 380 метрах юго-западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт", Кировский административный округ, город Омск.
Взыскал с ОАО "Авиакомпания "Антей" в пользу ОАО "Омский аэропорт" 6000 руб. расходов по государственной пошлине.
Отказал ОАО "Омский аэропорт" в удовлетворении требований, заявленных к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области.
Производство по делу в части требований, предъявленных к Федеральному казначейству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Омской области, прекратил.
Возвратил ОАО "Омский аэропорт" из федерального бюджета 6000 руб. расходов по государственной пошлине, уплаченных по платежным поручениям от 29.05.2007 N 091, 093, 094.
Не соглашаясь с решением суда, ОАО "Авиакомпания "Антей" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также нарушение судом норм материального права.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области поддержало позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в отзыве на апелляционные жалобы доводы последних поддержало и просило суд апелляционной инстанции их удовлетворить.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство Российской Федерации в отзыве на апелляционные жалобы сослалось на возможность возврата уплаченных по сделкам денежных средств только администратором поступлений в бюджет.
ОАО "Омский аэропорт" в отзыве на апелляционные жалобы просило оставить обжалуемое решение без изменения.
ОАО "Авиакомпания "Антей" и ОАО "Омский аэропорт" при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в письменной форме представили дополнительные доводы и возражения в обоснование своих позиций.
Представители ответчиков (Главного управления по земельным ресурсам Омской области, Федерального казначейства Российской Федерации) и третьего лица (Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (новое наименование Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области) и ОАО "Авиакомпания "Антей" поддержали доводы апелляционных жалоб и письменных пояснений к ним.
Представители ОАО "Омский аэропорт" поддержали доводы отзывов на апелляционные жалобы.
Представитель специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" поддержал позицию подателей жалоб.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации высказался согласно отзыву на апелляционные жалобы.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и представленных отзывов, а также выслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 02.11.2005 N N 673-р - 675-р ОАО "Авиакомпания "Антей" предоставлены в собственность для общественно-деловых целей земельные участки из земель поселений с кадастровыми номерами 55:36:00 00 00:0052, 55:36:14 01 04:0008, 55:36:14 01 04:0009 и установлена цена выкупа указанных земельных участков.
Решениями Арбитражного суда Омской области от 29.12.2005 по делам N 13-1826/05, N 13-1827/05 и N 13-1828/05 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 02.11.2005 N 673-р, от 02.11.2005 N 674-р, от 02.11.2005 N 675-р признаны незаконными в части установления цены выкупа земельных участков.
Этими же решениями суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Авиакомпания "Антей", установив выкупную цену земельного участка площадью 9969 кв.м. с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052 в размере 354 098 руб. 88 коп., земельного участка площадью 15053 кв.м. с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0008 в размере 534 682 руб. 56 коп., земельного участка площадью 33278 кв.м. с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009 в размере 1 182 034 руб. 56 коп.
По договору купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 164-178, заключенному между Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и ОАО "Авиакомпания "Антей" в редакции пункта 2.1, принятого решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2006 по делу N 26-384/05, ОАО "Авиакомпания "Антей" приобрело в собственность по цене 354 098 руб. 88 коп. земельный участок для общественно-деловых целей из земель поселений с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0052, общей площадью 9969 кв.м., местоположение которого установлено в 380 м. юго-западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт" Кировского административного округа г. Омска, в границах, указанных в кадастровом плане.
По договору купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 165-179, заключенному между Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и ОАО "Авиакомпания "Антей" в редакции пункта 2.1, принятого решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2006 по делу N 26-384/05, ОАО "Авиакомпания "Антей" приобрело в собственность по цене 534 682 руб. 56 коп. земельный участок для общественно-деловых целей из земель поселений с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0008, общей площадью 15053 кв.м., местоположение которого установлено в 220 м. северо-восточнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт" Кировского административного округа г. Омска, в границах, указанных в кадастровом плане.
По договору купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N 166-180, заключенному между Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и ОАО "Авиакомпания "Антей" в редакции пункта 2.1, принятого решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2006 по делу N 26-384/05, ОАО "Авиакомпания "Антей" приобрело в собственность по цене 1 182 034 руб. 56 коп. земельный участок для общественно-деловых целей из земель поселений с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, общей площадью 33278 кв.м., местоположение которого установлено в 660м западнее относительно здания аэропорта ОАО "Омский аэропорт" Кировского административного округа г. Омска, в границах, указанных в кадастровом плане.
На основании договоров купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N N 164-178, 165-179, 166-180 и решения Арбитражного суда Омской области от 28.04.2006 по делу N 26-384/05 ОАО "Авиакомпания "Антей" 21.06.2006 выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 55АВ N 218333, серия 55АВ N 218334, серия 55АВ N 218332.
Удовлетворяя требования истца о признании недействительными договоров купли-продажи земельного участка от 25.11.2005 N N 164-178, 165-179, 166-180, применении последствий недействительности сделок и признании недействительной государственной регистрации права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на земельные участки, суд первой инстанции пришел к выводу, что при совершении оспариваемых сделок были нарушены требования пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В апелляционных жалобах и представленных дополнениях ОАО "Авиакомпания "Антей" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (новое наименование - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области) указывают на отсутствие нарушений требований закона и прав истца при приватизации земельных участков.
При проверке доводов апелляционных жалоб и отзывов на них суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства:
1. Согласно регистрационным удостоверениям, имеющимся в материалах дела (л.д. 121-125 т. 1) ОАО "Авиакомпания "Антей" является собственником объектов недвижимости по адресу: г. Омск, ул. Инженерная, 1 (1 этажного кирпичного строения (гаража) размером 19,40х8,70; 1 этажного панельного здания (литера А) размером 48,0х12,40; 1 этажного панельного здания (литера В) размером 3,20х3,40; 1 этажного кирпичного здания размером 9,70х8,60 и 1 этажной бетонной пристройки размером 6,60х4,70 (литеры Б,Б1); 1 этажного каркасного здания (литера Д) размером 37,10х16,50), расположенных на спорных земельных участках.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Законом о введении в действие ЗК РФ (пункт 7 статьи 3) установлено, что приватизация недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых они расположены.
Согласно статье 28 Закона о приватизации приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.
При решении спорных вопросов, связанных с применением указанных норм, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе предприятий и иных имущественных комплексов, производится с одновременной приватизацией земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования (за исключением случаев, когда соответствующие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте).
Установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Из материалов дела следует, что ОАО "Авиакомпания "Антей" стало собственником зданий и строений по адресу: г. Омск, ул. Инженерная, 1 в результате их приватизации до принятия Закона о введении в действие ЗК РФ.
Поэтому могло реализовать право на приобретение земельных участков, занимаемых своим имуществом и необходимых для его использования, в собственность при отсутствии ограничений, установленных действующим законодательством.
По настоящему делу суд первой инстанции установил, что земельные участки, приобретенные ответчиком (ОАО "Авиакомпания "Антей") в собственность, являются ограниченными в обороте в силу пункта 5 (подпункта 7) статьи 27 ЗК РФ.
Согласно положениям названной статьи Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Спорные земельные участки находятся в границах ограждения аэропорта.
В подтверждение предоставления соответствующих земель для строительства, расширения и эксплуатации аэропорта "Омск-Центральный" истцом суду первой инстанции были представлены постановление съуженного президиума Омского облисполкома от 09.06.1937 N 82/214 об утверждении земельных участков в пределах Омского района для строительства авиагородка и аэродромов; распоряжение исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 25.06.1949 N 11-рс об отводе в постоянное пользование Главному Управлению гражданского воздушного флота земель под спецстроительство в Омском аэропорту; распоряжение исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 15.08.1951 N 7-рс об отводе в постоянное пользование Военному Министерству СССР земли для расширения аэродрома "Омск-Центральный"; распоряжения Совета Министров СССР от 30.07.1951 N 12942-рс и от 26.04.1952 N 9852-рс о предоставлении в постоянное пользование земельного участка Военному Министерству СССР для расширения аэродрома "Омск-Центральный"; решение исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 24.02.1951 N 188-с, подтвердившее решение исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся от 10.10.1949 N 35/1189-с по вопросу расширения аэродрома "Омск-Центральный" за счет земель Кировского района города Омска; решение исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 20.04.1951 N 17/29с, подтвердившее решение исполкома Омского областного Совета депутатов трудящихся от 20.01.1950 N 3/19с по вопросу об отводе земли для расширения Омского аэродрома "Омск-Центральный" Военного Министерства Союза ССР; распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.08.1983 N 1276-р, принявшего предложение Омского облисполкома о предоставлении Омскому объединенному авиаотряду МГА земельных участков для строительства аэропорта Омска, план землеотвода аэродрома, составленный в августе 1953 года и содержащий графическое описание земель последнего, общей площадью 770,4 га, а также сравнительную схему границ земельного участка, занимаемого аэродромом Омск (Центральный), составленную ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ в 1994 году.
Указанные документы позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что земельный участок, предназначенный для размещения аэродрома и аэропорта, был предоставлен в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, в том числе Положением о землях, предоставленных транспорту, утвержденным Постановлением ЦИК СССР N 58 и Совета народных комиссаров СССР N 50 от 07.02.33, Основами земельного законодательства Союза СССР и союзных республик и Земельным кодексом РСФСР.
Использование земельного участка, находящегося в границах существующего ограждения аэропорта, для нужд последнего и аэродрома у суда апелляционной инстанции сомнений не вызывает.
Согласно пункту 1 статьи 40 Воздушного Кодекса РФ от 19.03.97 N 60-ФЗ аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (пункт 3 статьи 40 Воздушного Кодекса РФ).
ОАО "Авиакомпания "Антей" стало собственником объектов недвижимости (зданий и сооружений), расположенных согласно плану приватизации в аэропорту "Омск-Центральный", при приватизации Омского государственного авиационного предприятия "Антей".
Указанные объекты недвижимости использовались для нужд организации транспорта и размещались в аэропорту "Омск-Центральный".
В настоящее время в границах существующего ограждения аэропорта (исключая земельные участки, принадлежащие ОАО "Авиакомпания "Антей") сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:809, общей площадью 6551782 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов - земли инженерных и транспортных инфраструктур для обеспечения единой системы организации воздушного движения), собственником которого является Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 724375 от 05.06.2008).
Указанный земельный участок занят зданиями, сооружениями на территории аэропорта, имуществом ОЦ ОВД филиала "Запсибаэронавигация", казны РФ, ОАО "Омский аэропорт" и необходим для использования взлетно-посадочной полосы, соединительной рулежной дорожки N 6, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов.
Отсутствие в кадастровых планах земельных участков, принадлежащих ОАО "Авиакомпания "Антей", сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на землю не может являться основанием для неприменения к ним режима земель, ограниченных в обороте.
При этом, по смыслу статьи 27 ЗК РФ, для ограничения оборотоспособности земельных участков, перечисленных в подпункте 7 пункта 5 названной статьи, отнесение последних к землям транспорта не требуется.
Спорные земельные участки землями транспорта не являются, поскольку расположены в черте поселения (статья 87 ЗК РФ) и не отнесены к соответствующей категории в порядке, предусмотренном статьей 8 ЗК РФ.
Поэтому вывод суда первой инстанции о принадлежности земельных участков, приватизированных ОАО "Авиакомпания "Антей", к землям транспорта нельзя признать обоснованным.
Однако данный вывод не повлиял на законность принятого решения.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Доказательств наличия у ОАО "Авиакомпания "Антей" права на выкуп спорных земельных участков в соответствии с федеральными законами ответчиками не было представлено.
2. Определение цены выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:00 00 00:0052, 55:36:14 01 04:0008, 55:36:14 01 04:0009 судом (арбитражные дела N N 13-1826/05, 13-1827/05, 13-1828/05, 26-384/05), по мнению суда апелляционной инстанции, значения для настоящего дела не имеет, поскольку содержащиеся в судебном акте арбитражного суда выводы о фактах имеют обязательное значение только в отношении лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что кадастровые планы земельных участков, приватизированных ОАО "Авиакомпания "Антей", не содержат сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на землю, в связи с чем вопрос о наличии таких ограничений предметом рассмотрения по арбитражным делам N N 13-1826/05, 13-1827/05, 13-1828/05, 26-384/05 не являлся. Спор о праве на выкуп земельных участков отсутствовал.
3. Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ).
Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Наличие заинтересованности в оспаривании сделок, заключенных ответчиками, ОАО "Омский аэропорт" обосновало необходимостью выполнения ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утверждены Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142) и Норм годности к эксплуатации гражданских аэропортов (утверждены Межведомственной комиссией по нормам годности к эксплуатации в СССР аэропортов, гражданских аэродромов, воздушных трасс и их оборудования Министерства гражданской авиации СССР), а также нахождением на земельных участках, принадлежащих ОАО "Авиакомпания "Антей", объектов федеральной собственности, переданных в пользование истцу.
В соответствии с пунктами 23, 24, 25 ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам" территория аэропорта должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,14 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной в 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п. С внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием.
Учитывая, что земельные участки, приватизированные ОАО "Авиакомпания "Антей", находятся внутри существующего ограждения аэропорта и используются для целей, не связанных с его деятельностью, они подлежат ограждению, исходя из существующих требований авиационной безопасности к аэропортам.
Возведение соответствующего ограждения является препятствием к пользованию федеральным имуществом, переданным в аренду истцу: кабелями связи (проходят по земельному участку 55:36:14 01 04:0008), частью сплошного ограждения аэропорта и бетонной дорогой (находятся на земельном участке 55:36:00 00 00:0052).
Кроме того, огораживание земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 04:0009, непосредственно примыкающего к 3-й рулежной дорожке, приведет к невозможности безопасного руления воздушных судов.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок сформирован без учета нормативов, предъявляемых к обустройству аэродромов.
Согласно НГЭА-92 (Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов) для обеспечения безопасного руления воздушных судов расстояние между осевой линией руления и неподвижными препятствиями должно быть не менее 55 метров для самолетов с размахом крыла от 65 до 75 метров и колеей шасси по внешним авиашинам до 10,5м. (воздушные суда типа ИЛ-76, ИЛ-86, ИЛ-62, АН-22, А-320).
Между тем, расстояние до земельного участка 55:36:14 01 04:0009 составляет менее 55 метров.
Приказом Федеральной авиационной службы России от 26.06.1997 N 132 Аэродром "Омск-Центральный" допущен к приему воздушных судов ИЛ-76 (до 10 самолето-вылетов в сутки) и вправе принимать иные крупные суда в порядке, предусмотренном Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05.03.2005 N АН-47-р (ФС) "О порядке оформления разовых разрешений на полеты гражданских воздушных судов".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые сделки могли быть признаны недействительными по иску ОАО "Омский аэропорт".
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. При этом если решение о приватизации таких земельных участков принимает Министерство имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
Оспариваемые договоры со стороны продавца заключены Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", поэтому в силу статьи 167 ГК РФ суд обоснованно применил реституцию в отношении продавца по сделке в виде возврата покупателю перечисленных им денежных средств.
Нарушений правил статьи 167 ГК РФ при принятии решения по делу судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом признания сделок недействительными и применения последствий их недействительности суд правомерно признал недействительной государственную регистрацию права собственности ОАО "Авиакомпания "Антей" на спорные земельные участки.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Омской области от 19.03.2008 по делу N А46-4280/2007 не подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на подателей жалоб по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.03.2008 по делу N А46-4280/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.В. Ильницкая |
Судьи |
Н.А. Рябухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4280/2007
Истец: Открытое акционерное общество "Омский аэропорт"
Ответчик: Федеральное казначейство РФ, СГУ при Правительстве РФ "Фонд федерального имущества", Открытое акционерное общество "Авиакомпания "АНТЕЙ", Главное управление по земельным ресурсам
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-4280/2007
18.11.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1963/2008
22.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7528/2008
06.10.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1963/2008