город Омск
13 апреля 2009 г. |
Дело N А46-147/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-1761/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2009 по делу N А46-147/2009 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газтехкомплект" г.Омск к Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным (в части) решения N 13-17/22590-1 ДСП от 23.12.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Поглод Т.А. по доверенности от 01.04.2009 N 03/5266, действительной до 31.12.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); Двухжилова Е.С. по доверенности от 10.11.2008 N 03/19608 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); Василишин Р.В. по доверенности от 16.01.2009 N 03/428-4, действительной до 31.12.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от общества с ограниченной ответственностью "Газтехкомплект" - Шейко Д.А. по доверенности от 16.01.2009, действительной 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газтехкомплект" (далее - ООО "Газтехкомплект", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска, инспекция, налоговый орган) о признании решения N 13-17/22590-1 ДСП от 23.12.2008 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Налогового кодека Российской Федерации в виде штрафа в сумме 73 959 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик уточнил заявленные требования, помимо признания недействительным в части оспариваемого решения, просил взыскать с налогового органа в его пользу расходы на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.02.2009 по делу N А46-147/2009 требования общества удовлетворены частично: оспариваемый ненормативный правовой акт в части привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Налогового кодека Российской Федерации в виде штрафа в сумме 73 959 руб. признан недействительным; с налогового органа предписано взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., а также расходы на оплату юридических услуг в сумме 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований (в части взыскания расходов на оплату юридических услуг в размере 5000 руб.) отказано.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, у суда первой инстанции не было оснований для признания недействительным ненормативного акта инспекции в оспариваемой части, так как обществом как налоговым агентом допущено несвоевременное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, что образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, не зависимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более позднее сроки.
Также налоговый орган полагает необоснованным возложение на инспекцию обязанности по возмещению расходов по уплате государственной пошлины и расходов на оплату юридических услуг, мотивируя свои доводы тем, что он в соответствии с нормами Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ освобожден от уплаты государственной пошлины, а размер расходов на оплату юридических услуг завышен судом, поскольку рассмотрение дела не требовало значительных финансовых расходов.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно считает, что приведенные в жалобе доводы являются необоснованными и получили надлежащую оценку в решении суда первой инстанции. Просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Налогоплательщик дополнительно указал, что в связи с недоказанностью инспекцией обратного, считает обоснованным взысканный с налогового органа размер расходов, затраченных на оплату юридических услуг.
Представителя лиц, участвующих в деле, в заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои доводы и возражения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска части.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Газтехкомплект", г. Омск зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска 22.08.2006 за основным государственным регистрационным номером 1065503060149, о чем выдано свидетельство серии 55 N 002771786.
Налоговым органом в период с 15.10.2008 по 28.11.2008 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты: единого налога по упрощенной системе налогообложения, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, транспортного налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2007; правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 30.09.2008, НДС за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, результаты которой отражены в акте проверки N 13-17/20908 ДСП от 28.11.2008.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и указанного акта заместителем начальника инспекции 23.12.2008 вынесено решение N 13-17/22590-1 ДСП "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым общество, в том числе, привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 73 959 руб. за невыполнение налоговым агентом обязанностей по перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 73 959 руб. послужило то обстоятельство, что общество как налоговый агент несвоевременно уплатило налог на доходы физических лиц.
Полагая, что указанное решение налогового органа в обозначенной части не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением, дополнительно заявив требование о взыскании судебных расходов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает для налогового агента такого вида самостоятельного правонарушения, как несвоевременное перечисление удержанного налога.
В части взыскания с инспекции расходов на уплату государственной пошлины, судебный акт мотивирован отсутствием нормативного положения, предусматривающего возврат за счет средств бюджета, уплаченной налогоплательщиком государственной пошлины в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа.
В части возложения на ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязанности по возмещению расходов по оплате юридических услуг, суд первой инстанции принял во внимание наличие сформировавшейся судебной практики по такого рода делам, проведение всего лишь двух судебных заседаний, связи с чем посчитал заявленную налогоплательщиком сумму 15 000 руб. завышенной и снизил ее до 10 000 руб.
На основании апелляционной жалобы налогового органа решение суда первой инстанции по настоящему делу является предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Налоговым правонарушением в силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц возложены пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые названным налогом. Такие российские организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.
В подпункте 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Как следует из пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Как следует из решения налогового органа, основанием привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось несвоевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в размере 739 591 руб. Сумма штрафа была уменьшена проверяющими в два раза в связи с наличием смягчающих обстоятельств (самостоятельной уплатой обществом названной суммы налога).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что задолженность по налогу на доходы физических лиц была уплачена ООО "Газтехкомплект" платежными поручениями в период с 07.11.2008 по 18.12.2008 в полном объеме до принятия инспекцией оспариваемого решения от 23.12.2008 N 13-17/22590-1, что отражено в решении, но с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налог в размере 739 591 руб. перечислен в бюджет, что не оспаривается налоговым органом, однако нарушен порядок его уплаты - удержанный налог перечислен несвоевременно.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерное неперечисление налоговым агентом сумм налога. Ответственность налогового агента за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц названной статьей не установлена.
Таким образом, суд первой инстанции, применяя положения статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 123 названного Кодекса, и неправомерности начисления штрафа.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о привлечении налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, признаются судом апелляционной инстанции не основанными на законе.
Решение суда первой инстанции в изложенной части является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.
Также обоснованным является решение суда первой инстанции в части возложения на налоговый орган обязанности по возмещению обществу судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. и по оплате юридических услуг.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, (представителей) статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены к судебным издержкам. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82 проинформировал арбитражные суды о том, что при определении разумных пределов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание также: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
В качестве доказательств произведенных расходов обществом представлены: дела договор б/н от 30.12.2008, а также платежные поручения N 112 от 09.02.2009 на сумму 8 000 руб. и N 3 от 11.01.2009 на сумму 7 000 руб.
В рассматриваемом случае налогоплательщик для защиты своих прав и интересов в суде заключил договор на оказание юридических услуг с ИП Шейко Д.А., согласно пункту 1 которого исполнитель (Шейко Д.А.) обязался оказать комплекс юридических услуг по составлению процессуальных документов и представлению интересов заказчика в Арбитражном суде Омской области в связи с признанием незаконным решения ИФНС России N 1 по Центральному административному округу N 13-17/22590-1 ДСП от 23.12.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части наложения штрафа за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Участие представителя в судебном заседании Арбитражного суда Омской области, а также надлежащее выполнение обязательств по договору подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что представленные в материалы дела и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции документы о расходах на оплату услуг представителя, оформлены без нарушений действующего законодательства и налоговый орган этого не отрицает. Содержание указанных документов прямо свидетельствует о факте несения расходов на оплату услуг представителя именно в связи с оспариванием ненормативного акта налогового органа. При таких обстоятельствах суд находит документально подтвержденными расходы общества, понесенные в рамках договора на оказание юридических услуг.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел наличие сформировавшейся судебной практики по такого рода делам, влияющей на оценку сложности для подготовки заявления в арбитражный суд и участия в деле, проведение лишь двух судебных заседаний (участие Шейко ДА. всего в одном заседании), в связи с чем правомерно расценил стоимость оказанных юридических услуг в сумме 15 000 руб. завышенной, и снизил данную сумму до 10 000 руб.
Обоснованность взысканной суммы, также не вызывает у суда апелляционной инстанции каких-либо сомнений. При этом, налоговый орган, указывая на завышение суммы судебных расходов, никак не обосновал свои выводы со ссылкой на нормы права, а также фактические обстоятельства (напр. расценки на оплату услуг представителей для данных категорий дел в г. Омске и др.), не указал на основании каких доказательств он пришел к такому выводу.
Таким образов взыскание с инспекции расходов на оплату юридических услуг в размере 10 000 руб. является правомерным.
С 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
При этом, изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, предусмотрено освобождение государственных органов от ее уплаты, в то время как статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации изменений не претерпела.
Так как статья 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возврат из бюджета уплаченной государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в пользу государственного органа, судебные расходы общества за рассмотрения дела судом первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с налогового органа.
Следовательно, выводы суда первой инстанции в части возложения на ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязанности возместить обществу уплаченную государственную пошлину, являются основанными на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют, доводы апелляционной жалобы отклонены.
Вопрос о взыскании с налогового органа государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался судом апелляционной инстанции, поскольку государственные органы в соответствии с положениями статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2009 по делу N А46-147/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-147/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Газтехкомплект"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1761/2009