16 января 2008 г. |
Дело N А65-10438/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 г.
В полном объеме постановление изготовлено 16 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Поповой Е. Г., Юдкина А. А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васиной О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя ОАО "Волгомост" в лице Мостостроительного отряда N 3 Силантьева Р.В. (доверенность от 13.06.2007г. N 6-2007-3),
представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан и ОАО "Нур-Мосты" не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2008 г. в помещении суда апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 октября 2007 г. по делу N А65-10438/2007 (судья Гасимов К.Г.), принятое по заявлению ОАО "Волгомост" в лице Мостостроительного отряда N3, г. Саратов, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, при участии в качестве третьих лиц: Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, г. Казань, и ОАО "Нур-Мосты", Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Альдермыш,
о признании частично недействительным распоряжения от 15 июля 2005 г. N 926,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгомост" в лице Мостостроительного отряда N 3 (далее - ОАО "Волгомост", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 15.07.2005г. N 926 в части включения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан следующих объектов недвижимости ОАО "Волгомост": здания склада заполнителей (лит. О, общей площадью 1832,1 кв.м); здания цеха бетонирования с галереей (лит. А, А1, А2, общей площадью 4973,2 кв.м); здания бытового корпуса (3-х этажное, лит. Б, общей площадью 1265,8 кв.м); здания профилактория для механизмов (из инвен. констр., лит. Л, общей площадью 692,9 кв.м); железнодорожных путей протяженностью 2975 м, расположенных по адресу: г. Казань, Северо-западный промышленный район.
В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан и ОАО "Hyp-Мосты".
Решением от 01.10.2007г. по делу N А65-10438/2007 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявление ОАО "Волгомост" о признании оспариваемого распоряжения недействительным в части включения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан следующих объектов недвижимости ОАО "Волгомост": здания склада заполнителей (лит. О, общей площадью 1832,1 кв.м); здания цеха бетонирования с галереей (лит. А, А1, А2, общей площадью 4973,2 кв.м); здания бытового корпуса (3-х этажное, лит. Б, общей площадью 1265,8 кв.м); здания профилактория для механизмов (из инвен. констр., лит. Л, общей площадью 692,9 кв.м). В части признания оспариваемого распоряжения недействительным в части включения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан железнодорожных путей протяженностью 2975 м, расположенных по адресу: г. Казань, Северо-западный промышленный район, производство по делу было прекращено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит отменить указанное судебное решение и отказать ОАО "Волгомост" в удовлетворении заявленных требований. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан полагает, что обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
ОАО "Волгомост" в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан и ОАО "Hyp-Мосты" были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, но не направили своих представителей для участия в судебном заседании, что, в силу положений 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела (от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан поступили заявления о рассмотрении дела без участия их представителей).
В судебном заседании представитель ОАО "Волгомост" апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя ОАО "Волгомост" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, с целью регистрации ранее возникших прав ОАО "Волгомост" представило в Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан документы на регистрацию права собственности на следующие объекты недвижимости: здание склада заполнителей (лит. О, общей площадью 1832,1 кв.м); здание цеха бетонирования с галереей (лит. А, А1, А2, общей площадью 4973,2 кв.м); здание бытового корпуса (3-х этажное, лит. Б, общей площадью 1265,8 кв.м); здание профилактория для механизмов (из инвен. констр., лит. Л, общей площадью 692,9 кв.м); железнодорожные пути протяженностью 2975 м, расположенные по адресу: г. Казань, Северо-западный промышленный район.
Сообщением от 14.12.2006г. N 01/209/2006-098 Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан отказало обществу в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости со ссылкой на то, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются регистрационные записи о регистрации права собственности на эти объекты недвижимого имущества за Республикой Татарстан (т.1, л.д. 70).
Из материалов дела следует, что данные объекты недвижимого имущества были зарегистрированы за Республикой Татарстан на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 15.07.2005г. N 926 (т.1, л.д. 71) и его письма от 10.04.2006г. N 2052, о чем обществу стало известно 10.05.2007г.
Признавая распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 15.07.2005г. N 926 в вышеуказанной части недействительным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По состоянию на момент приватизации ОАО "Волгомост" порядок разграничения государственной собственности был урегулирован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Пунктом 1 данного постановления было предусмотрено, что независимо от передачи объектов в собственность национально-государственных образований, управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации в лице уполномоченного государственного органа по управлению имуществом.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что по состоянию на момент приватизации имущества государственного предприятия "Мостостроительный трест N 3" (т.е. по состоянию на 24.12.1992г.) это имущество являлось федеральной собственностью.
Согласно пункту 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации (Приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий") комиссия по приватизации составляет акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки. В соответствии с Приложением N 1 к этим методическим указаниям в актах оценки стоимости указываются наименования и местонахождения объектов недвижимого имущества, а также инвентарные номера объектов и года их ввода в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 4 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества", состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте оценки имущества, который утверждается соответствующим комитетом по управлению имуществом.
Пунктом 10 данного Положения предусмотрено, что с момента регистрации акционерного общества оно становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия.
Как видно из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, наделенный необходимыми полномочиями по осуществлению приватизации федерального государственного имущества в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества", своим решением от 24.12.1992г. N934 (т.1, л.д.55) утвердил акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия "Мостостроительный трест N3", расположенного в г. Саратове, с приложением к нему (т.1, л.д. 66 - 68), План приватизации данного государственного предприятия (т.1, л.д.56-65), а также учредил ОАО "Волгомост" и утвердил его Устав.
Актом оценки и приложением к нему подтверждается, что наряду с другим имуществом государственного предприятия "Мостостроительный трест N 3" было приватизировано имущество Мостоотряда N 3, находящегося в г. Казани, в том числе: здание склада заполнителей, здание цеха бетонирования с галереей, здание бытового корпуса и здание профилактория для механизмов. При этом в акте и приложении к нему указаны инвентарные номера приватизированных объектов и годы их ввода в эксплуатацию.
29.12.1992г. Комитет по управлению имуществом Саратовской области зарегистрировал ОАО "Волгомост".
Свидетельством от 22.03.1994г. N 342 (т.1, л.д.69), выданным Фондом имущества Саратовской области, подтверждается, что приватизация ОАО "Волгомост" закончена, а принадлежащие государству акции полностью выкуплены.
В соответствии с пунктом 4.1 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (приложение N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. N 66) со дня государственной регистрации акционерного общества, преобразованного в процессе приватизации государственного или муниципального предприятия, оно становится собственником имущества, переданного ему в уставный капитал комитетом по управлению имуществом.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации (актами оценки), а соответствующие комитеты, министерства по управлению имуществом не вправе издавать акты, касающиеся имущества акционерного общества, в том числе вносить в план приватизации предприятия изменения, предусматривающие изъятие имущества, ставшего собственностью акционерного общества.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорные объекты недвижимого имущества в принципе не могли стать собственностью Республики Татарстан, поскольку с 24.12.1992г. они находились в собственности ОАО "Волгомост", которое уже более 15 лет открыто и добросовестно владеет имуществом, приобретенным в порядке приватизации.
Статьей 30 Закона Российской Федерации от 03.07.1991г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" предусмотрено, что сделки приватизации могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что с момента приватизации в 1992 году и до настоящего времени план приватизации и акт оценки стоимости зданий и сооружений никем в судебном порядке не оспаривались.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как правильно указано судом первой инстанции, в силу положений статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вышеназванные объекты недвижимости, возникшее у ОАО "Волгомост" в результате приватизации, не нуждается в дополнительном подтверждении в судебном порядке.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемым распоряжением Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в нарушение закона распорядилось имуществом, находящимся в собственности ОАО "Волгомост".
В связи с отказом общества от заявленных требований в части признания оспариваемого распоряжения недействительным в части включения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан железнодорожных путей протяженностью 2975м, расположенных по адресу: г. Казань, Северо-западный промышленный район, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно прекратил производство по делу.
На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции установлено, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, полностью соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы, приведенные Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном истолковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан по вопросам собственности от 22.06.1993г. не может быть принята во внимание, поскольку, как уже указано выше, приватизация государственного предприятия "Мостостроительный трест N 3" была завершена 24.12.1992г., т.е. до заключения названного Соглашения.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами оспариваемого ненормативного акта (решения), возлагается на орган, принявший этот ненормативный акт (решение).
Между тем при рассмотрении настоящего дела Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представило доказательств, свидетельствующих о том, что на момент принятия оспариваемого распоряжения вышеуказанное недвижимое имущество принадлежало Республике Татарстан.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание ссылку Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на Закон Республики Татарстан от 05.02.1992г. N 1403-XII "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан", поскольку, как следует из содержания статьи 2 данного закона, его действие распространяется только на приватизацию государственного имущества Республики Татарстан.
Материалами дела опровергается довод Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о том, что объекты, приватизированные Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, и объекты, указанные в оспариваемом распоряжении, являются разными объектами.
Как уже указано выше, Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан своим сообщением от 14.12.2006г. N 01/209/2006-098 подтвердило, что объекты, приватизированные Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, и объекты, зарегистрированные за Республикой Татарстан, являются одними и теми же объектами.
Этот факт не опровергается и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан также не представило доказательств, свидетельствующих о том, что наименование и технические характеристики объектов недвижимости указаны в оспариваемом распоряжении в соответствии с технической документацией, отражающей фактическое состояние этих объектов. Более того, даже если наименование и технические характеристики указанных объектов и не соответствуют технической документации, то это обстоятельство может иметь значение при регистрации собственником своих прав, но для рассмотрения настоящего дела данное обстоятельство не имеет никакого значения.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 октября 2007 г. по делу N А65-10438/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е. Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10438/2007
Истец: ОАО "Волгомост" филиал Мостоотряд N3, ОАО "Волгомост"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ
Третье лицо: ОАО "Нур-Мосты", ГУ Федеральной регистрационной службы по РТ