20 марта 2009 г. |
Дело N А55-9819/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представители Иванов А.В., доверенность от 17.03.2009 N 233; Семенычева А.Ю., доверенность от 10.03.2009 N 173,
от ответчика - представители Воложанинова Ю.В., доверенность от 31.12.2008 N 7895/5; Пак Л.Л., доверенность от 15.01.2009,
от ЗАО "АИСТ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" в лице Самарского филиала, г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "Ассоциация Информационных Сетей Тольятти", г. Тольятти,
о признании недействительным решения от 06 мая 2008 года по делу N 2-4517-08/05,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВолгаТелеком" в лице Самарского филиала (далее - ОАО "ВолгаТелеком") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 06 мая 2008 года по делу N 2-4517-08/5.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 сентября 2008 года требования заявителя удовлетворены. Решение УФАС по Самарской области от 06 мая 2008 года по делу N 2-4517-08/5 признано недействительным в части выводов об установлении события нарушения антимонопольного законодательства и прекращения производства по делу по основанию добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. В остальной части вышеуказанное решение антимонопольного органа оставлено без изменения.
Решение Арбитражного суда Самарской области 29.09.2008 обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд УФАС по Самарской области и лицом, не участвующим в деле - закрытым акционерным обществом "Ассоциация Информационных Сетей Тольятти" в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2008 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2009, решение Арбитражного суда Самарской области от 29 сентября 2008 года, принятое по делу N А55-9819/2008 отменено, в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в дело привлечено закрытое акционерное общество "Ассоциация Информационных Сетей Тольятти" (далее - ЗАО "АИСТ").
Представители ОАО "ВолгаТелеком" в судебном заседании поддержали изложенные в заявлении доводы.
В судебном заседании представители УФАС по Самарской области возражали против удовлетворения требований ОАО "ВолгаТелеком".
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ЗАО "АИСТ", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До рассмотрения заявления по существу представителем ОАО "ВолгаТелеком" заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне государственного органа: ОАО "Ростелеком", ООО "СЦС Совинтел", ОАО "МТТ" и ЗАО "СМАРТС".
Рассмотрев ходатайство и учитывая мнение УФАС по Самарской области, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решением УФАС по Самарской области не затрагиваются их права и обязанности, и они могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы путем обращения с заявлениями в антимонопольный орган или суд в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению ЗАО "АИСТ" руководителем УФАС по Самарской области возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что ОАО "ВолгаТелеком" неправомерно прекратило пропуск с сети ЗАО "АИСТ" трафика с А-номерами, отличными от диапазона номеров, закрепленных за ЗАО "АИСТ", установив программно-техническую фильтрацию, что является нарушением п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В связи с добровольным устранением ОАО "ВолгаТелеком" нарушения антимонопольного законодательства, 06.05.2008 УФАС по Самарской области в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вынесла решение о прекращении рассмотрения дела N 2-4517-08/5 в отношении ОАО "ВолгаТелеком".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы заявления в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что заявление ОАО "ВолгаТелеком" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган уполномочен возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Рассмотрение возбужденного дела созданной антимонопольным органом комиссией подчинено правилам статей 45 - 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В частности, в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплены основания прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "ВолгаТелеком" и ЗАО "АИСТ" являются операторами внутризоновой телефонной связи, ЗАО "АИСТ" получена лицензия на оказание услуг внутризоновой телефонной связи N 39927, сроком действия до 11.04.2011, а также выданы разрешения Управления Россвязьнадзора по Самарской области на эксплуатацию сооружения связи, ОАО "ВолгаТелеком" получена лицензия предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи N23245, со сроком действия до 04.10.2012.
Между ОАО "ВолгаТелеком" и ЗАО "АИСТ" заключен договор от 01.06.2006 N ДП-201/13М о присоединении зонового транзитного узла ЗАО "АИСТ" к зоновому транзитному узлу ОАО "ВолгаТелеком" и к местной сети телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком", а также пропуске трафика.
ОАО "ВолгаТелеком" включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в том числе и на территории Самарской области (приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи от 24.10.2005 N 40), а также в федеральный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% с долей более 65% на рынках услуг внутризоновой и местной телефонной связи на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе и на территории Самарской области (приказ ФАС от 09.03.2006 N 50).
Таким образом, ОАО "ВолгаТелеком" занимает доминирующее положение на рынках услуг местной и внутризоновой телефонной связи на территории Самарской области.
Согласно пункту 21 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161, а также условиям договоров, заключенных между ЗАО "АИСТ" и операторами международной, междугородной и внутризоновой телефонной связи, ЗАО "АИСТ" должен пропускать международный, междугородный и внутризоновый трафик на местную телефонную сеть связи ЗАО "АИСТ" и местную телефонную сеть связи ОАО "ВолгаТелеком".
В июне 2007 года ЗАО "АИСТ" уставило факт непрохождения трафика с А - номерами, отличными от диапазона номеров, закрепленных за ЗАО "АИСТ", с сети местной телефонной связи ЗАО "АИСТ" на местную сеть телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком".
ЗАО "АИСТ" направило в адрес ОАО "ВолгаТелеком" письма от 07.06.2007 N 2684/06, от 26.07.2007 N 3542/07, от 13.08.2007 N 4042/08, от 08.102007 N 4992/10, от 19.10.2007 N 5307/10 с просьбой открыть на местных узлах связи ОАО "ВолгаТелеком" возможность пропуска трафика с А-номерами, отличными от диапазона номеров, закрепленных за ЗАО "АИСТ".
09.11.2007 в адрес ЗАО "АИСТ" поступило письмо от ЗАО "СМАРТС" содержащее сведения о проблеме непрохождения трафика ЗАО "СМАРТС" через сеть ЗАО "АИСТ" на сеть местной телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком".
12.11.2007 Управлением Россвязьохранкульткры по Самарской области по итогам проверки в связи с обращением ЗАО "АИСТ" ОАО "ВолгаТелеком" было выдано предписание N П-23245-63-06/0229 об устранении нарушения требований пункта 22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161. В данном предписании указано, что ОАО "ВолгаТелеком" не обеспечивает возможность пропуска части трафика между своей сетью местной телефонной связи и сетью местной телефонной связи ЗАО "АИСТ", функционирующими в пределах территории муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 утверждены Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (далее - Правила), которые определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи и с соблюдением требований, установленных Правилами (пункт 8).
В соответствии с пунктом 22 Правил оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения.
Соответственно ОАО "ВоглаТелеком" обязано обеспечивать пропуск любого трафика между своей местной сетью телефонной связи и сетью местной телефонной связи ЗАО "АИСТ" в г. Тольятти.
Из акта Россвязьохранкультуры от 17.01.2008 N 23245-63-05/1599 следует, что ОАО "ВолгаТелеком" восстановило пропуск трафика, поступающего от ЗАО "АИСТ".
Довод ОАО "ВолгаТелеком" о том, что на момент получения ЗАО "АИСТ" разрешения на эксплуатацию зонового транзитного узла у ЗАО "АИСТ" не была построена сеть в полном объеме, является несостоятельным.
В обоснование данного довода ОАО "ВолгаТелеком" ссылается на пункт 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113.
Из материалов дела установлено, что ЗАО "АИСТ" получены разрешения на эксплуатацию сооружения связи N 63-48758-005 от 12.04.2007, N 63-48578-014 от 03.082007, N 63-48758-019 от 28.09.2007, N 63-48578-0026 от 07.02.2008, N 63-39927-006 от 04.04.2008, что свидетельствует о соблюдении ЗАО "АИСТ" требований п. 3.5, 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, согласно которым ввод в эксплуатацию сооружения связи включает в себя приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи; до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
Довод ОАО "ВолгаТелеком" о том, что ограничение пропуска трафика произошло в связи с непредставлением своевременно ЗАО "АИСТ" разрешения на эксплуатацию сетей связи, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку согласно письму ОАО "ВолгаТелеком" от 11.12.2007 исх. N 121-10-3058А в Управление Россвязьохранкультуры по Самарской области в связи с устранением нарушений, выявленных в ходе проверки деятельности ОАО "ВолгаТелеком", нарушение было устранено 12.12.2007, между тем, из материалов дела следует, что данное разрешение было предоставлено в ОАО "ВолгаТелеком" еще в октябре 2007.
При таких обстоятельствах комиссия УФАС по Самарской области пришла к обоснованному выводу о том, что действия ОАО "ВолгаТелеком" по ограничению пропуска трафика ЗАО "АИСТ" с А-номерами, отличными от диапазона номеров, закрепленных за ЗАО "АИСТ" являются неправомерными и ущемляют интересы ЗАО "АИСТ", что нарушает пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Однако поскольку ОАО "ВолгаТелеком" устранило нарушение антимонопольного законодательства, УФАС по Самарской области обосновано прекратило рассмотрения дела в отношении ОАО "ВолгаТелеком".
Довод ОАО "ВолгаТелеком" о том, что ОАО "ВолгаТелеком" добровольно не устраняло нарушения антимонопольного законодательства, апелляционным судом не принимается, поскольку он противоречит материалам дела.
Для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При отсутствии одного из указанных условий у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая оспариваемое решение, УФАС по Самарской области действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая, что в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания обжалуемого ненормативного акта недействительным, отсутствует, оснований для признания недействительным решения УФАС по Самарской области от 06 мая 2008 года по делу N 2-4517-08/5, не имеется.
С учетом изложенного требования ОАО "ВолгаТелеком" удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по заявлению относятся на ОАО "ВолгаТелеком".
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отказать открытому акционерному обществу "ВолгаТелеком" в удовлетворении заявления об отмене и признании незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 06 мая 2008 года по делу N 2-4517-08/5.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9819/2008
Истец: Открытое акционерное общество "ВолгаТелеком"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Кредитор: ЗАО "АИСТ"
Третье лицо: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-9819/2008
20.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7978/2008
17.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-9819/2008
16.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7978/2008