15 мая 2009 г. |
Дело N А55-15383/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Цильке Д.В., доверенность от 30.04.2008 г. N НЮ-46/119,
от ответчиков:
- администрации городского округа Самара - Землянов О.Е., доверенность от 19.12.2008 г. N 01/04-1275,
- главы городского округа Самара - Землянов О. Е., доверенность от 19.12.2008 г. N 01/04-1274,
- Департамента управления имуществом городского округа Самара - Щирова И.А., доверенность от 18.11.2008 г. N 6092,
от третьего лица- не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2009 года, в зале N 7, апелляционную жалобу администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2009 года по делу N А55-15383/2008 (судья Стенина А.В.)
по заявлению ОАО "РЖД" в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД"
к администрации городского округа Самары,
главе городского округа Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
о признании незаконным решения от 15.07.2008 г. N 15-07-17/29874,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "РЖД" в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК, к администрации городского округа Самара (далее - Администрация), главе городского округа Самара (далее - Глава г.о. Самара), Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконным решения Департамента управления имуществом городского округа Самара от 15.07.2008 г. N 15-07-17/29874, выраженного в уклонении в принятии домов в муниципальную собственность городского округа Самара, и об обязании Администрацию городского округа Самара принять в муниципальную собственность следующие объекты:
Кировский район, п. Зубчаниновка, 1117 км, ул. Литвинова, 27;
Кировский район, п. Зубчаниновка, 1115 км, дом бригадира пути;
Промышленный район, Саянский переулок, 16;
Промышленный район, 1111 км, дом N 1;
Советский район, ул. База МПС-12, дом N 6;
Советский район, ул. База МПС-12, дом N 11;
Красноглинский район, ст. Красная Глинка, дом N 11;
Красноглинский район, 176 км., ж.д. N 1;
Красноглинский район, 176 км., ж.д. N 2.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 12 февраля 2009 года требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "РЖД" об обязании Администрации принять в муниципальную собственность указанные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, ссылаясь на неправильное применение норм материальное права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указывает, что заявителем не представлены необходимые документы для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, предусмотренные п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374. В связи с чем принятие в муниципальную собственность указанных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения противоречит действующему законодательству.
Указывает также, что данные объекты в реестре федерального имущества не числятся, следовательно, не относятся к федеральной собственности. Вместе с тем Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 предусматривает передачу объектов государственной собственности в муниципальную.
По мнению Администрации, судом не применены нормы Федерального закона N 122-ФЗ (ст. 11), Постановления Правительства РФ N 374 (п.1) и N 585 (п. 7), Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1 (п. 2), подлежащие применению, что повлекло неверную оценку представленных доказательств, и ошибочный вывод суда об обязанности органов местного самоуправления принять спорное имущество.
Считает, что требования об обязании Администрацию принять в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения предъявлены к ненадлежащему ответчику.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "РДЖ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Главы г.о. Самара и Департамента поддержали апелляционную жалобу Администрации, просили ее удовлетворить.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что заявитель неоднократно обращался в Администрацию с заявлениями от 13.07.2007 г. и 14.08.2007 г., в Департамент с заявлениями от 15.05.2008 г. N 1191, от 29.05.2008 г. N 134 о принятии жилых домов в муниципальную собственность.
Письмом от 15.07.2008 г. N 15-07-17/29874 Департамент указал на нецелесообразность приема объектов жилого фонда в муниципальную собственность городского округа Самара в существующем виде.
Из содержания указанного письма следует, что Департамент по существу отказал в принятии находящегося на балансе у заявителя жилищного фонда в муниципальную собственность (л.д. 7).
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" жилые помещения не могут быть включены в план приватизации предприятия и подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении собственности в России на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе России, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо о того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность того города или района на территории которого они расположены (п.1 Приложения N 3 указанного Постановления).
В силу п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принятого в соответствии со ст. 3.4 Федерального Закона от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организации федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Пунктом 7 данного Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предписано осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение п. 7 указанного Постановления Министерством имущественных отношений России, Министерством финансов России, Министерством путей сообщения России вынесено совместное Распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, которым утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1 к Распоряжению); предусмотрена передача в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
В утвержденный перечень входят жилые дома, подлежащие передаче в муниципальную собственность.
Пункт 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 содержит указание, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность был урегулирован Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235.
Принятием Постановления Правительства РФ от 14.07.2006 г. N 437 вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 утратило силу.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в данном случае решение собственника о передаче объектов в муниципальную собственность оформлено Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 и совместным распоряжением трех министерств от 08.04.2004 г. N 1499-р/110а/Т-92.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Самарской области указало, что спорные объекты недвижимого имущества, как имущество, переданное Российской Федерации, в реестре не числится и в уставный капитал ОАО "РЖД" не передавалось, что подтверждается передаточным актом, перечнем передаваемого имущества.
Материалами дела подтверждено, что спорные объекты недвижимости в период, непосредственно перед созданием ОАО "РЖД" в порядке приватизации, находились на балансе его правопредшественника - ФГУП Куйбышевская железная дорога.
Следовательно, после принятия указанных ненормативных актов у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо местного самоуправления возникла обязанность осуществить соответствующие действия по принятию передаваемых объектов.
Доводы подателя жалобы о том, что заявителем не представлен пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374, в связи с чем принятие в муниципальную собственность указанных объектов не предоставляется возможным, обосновано признан судом первой инстанции ошибочным, поскольку безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, как указано выше, является не добровольной, а законодательно предусмотренной и регламентирована действующим Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно признано незаконным решение Департамента, выраженное в письме от 15.07.2008 г. N 15-07-17/29874, об отказе принять жилищный фонд в муниципальную собственность.
Возложение судом на Администрацию обязанности принять объекты в муниципальную собственность не препятствует принятию Главой г.о. Самара соответствующего решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2009 г. по делу N А55-15383/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15383/2008
Истец: Открытое акционерное общество "РЖД" в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги-филиал ОАО "РЖД"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Глава г.о. Самара, Администрация городского округа Самары
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по самарской области