г. Саратов |
дело N А12-17608/07-С25 |
24 апреля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Камериловой В. А., Шалкина В.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.
стороны в заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "15" февраля 2008 года по делу N А12-17608/07-С25 (судья Моторина Е.В.)
по иску прокуратуры Волгоградской области
к ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области
к ФГУП "Связь-безопасность" в лице филиала ФГУП "Связь-безопасность" по Волгоградской области
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.Москве
Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Волгоградской области
о признании договора аренды недвижимого имущества недействительным и применении последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Волгоградской области (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области в порядке ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России", ФГУП "Связь-безопасность" о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества от 06.07.2007г. N 34.13-07/7-3909 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ФГУП "Связь-безопасность" возвратить ФГУП "Почта России" помещение площадью 74 кв.м., расположенное по адресу: г.Волгоград, ул. Мира, д.9.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "15" февраля 2008 года по делу N А12-17608/07-С25 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
ФГУП "Связь-безопасность" представило отзыв, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, в иске отказать.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 06 июля 2007 г. между ФГУП "Почта России" (арендодатель) и ФГУП "Связь-безопасность" (арендатор) был заключен договор аренды недвижимого имущества N 34.13-07/7-3909.
В рамках данного договора арендатору на основании акта приема-передачи и плана, сроком с 01.01.07г. по 30.11.07г., дополнительным соглашением от 03.12.2007г. срок действия договора продлен на неопределенный, во временное пользование для размещения персонала администрации было передано нежилое помещение встроено-пристроенная часть, 1 этаж административного здания общей площадью 74 кв.м., расположенного по адресу: г.Волгоград, ул.Мира, 9 (п.п. 1.1, 1.3 договора).
Как следует из содержания п. 1.1 договора, помещение принадлежит арендодателю на праве хозяйственного ведения.
Здание по ул.Мира, 9 в г.Волгограде ("Волгоградский Главпочтамт") является объектом культурного наследия регионального значения в соответствии с постановлением Волгоградской областной Думы N 62/706 от 05.06.1997г.
29.08.2001г. пользователем указанного объекта недвижимости - ГУ "Управление ФПС Волгоградской области" (правопредшественник ФГУП "Почта России") выдано охранное обязательство по использованию памятника истории и культуры.
17.12.2007г. ТУ ФАУФИ по Волгоградской области в ответ на обращение ФГУП "Почта России" (от 28.11.07г. N 34.15-06/975) указало на отсутствие возражений в отношении заключения договора аренды помещения с ФГУП "Связь-безопасность" (письмо N 05/8994).
Из ответа ТУ ФАУФИ по г.Москве N 30-17/291 от 18.01.08г. на запрос суда следует, что административное здание, расположенное по адресу: г.Волгоград, ул. Мира, 9, включено в реестр федерального имущества.
Согласно выписке из ЕГРП, выданной 22.01.2008г. УФРС по Волгоградской области за N 01/107/2008-315, и представленному ФГУП "Почта России" свидетельству о государственной регистрации права 34 АА N 495303, право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении административного здания по адресу: г.Волгоград, ул. Мира, 9, зарегистрировано 24.10.2007г.
По мнению прокуратуры, договор аренды недвижимого имущества N 34.13-07/7-3909 от 06.07.2007г. в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в силу ничтожности, поскольку противоречит действующему законодательству, в том числе п.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998г.N 685, распоряжению Мингосимущества РФ от 28.07.1998г. N 774-р (отсутствие конкурса на право заключения договора и определение размера арендной платы в нарушение требований ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"). Кроме того, договор аренды не согласован с собственником имущества, отсутствует охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия - ФГУП "Связь-безопасность".
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые для рассмотрения настоящего спора обстоятельства - наличие у ФГУП "Почта России" права на сдачу недвижимого имущества в аренду.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением N 3020-1.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующие реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению N 3020-1. В его пункте 1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункт 6 раздела IV названного приложения включены предприятия связи.
На момент разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением N 3020-1 в спорном помещении располагалось отделение связи, а значит, помещения относятся исключительно к федеральной собственности как имущество учреждения Федеральной почтовой связи.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о федеральном агентстве связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 320, Федеральное агентство связи осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, включая предприятия радиочастотной службы, и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Согласно статье 25 Федерального закона "О почтовой связи" в целях осуществления своей деятельности организации федеральной почтовой связи самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаются закрепленным за ними имуществом, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи. Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуются правами владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи.
Сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, в том числе сдача его в аренду или предоставление в пользование либо распоряжение этим имуществом иным способом, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой настоящей статьи, и проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи.
Как следует из материалов дела, имущество ФГУП "Почта России" находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом она может лишь в установленных законодательством пределах и порядке.
Следовательно, спорное имущество должно было передаваться по договору аренды при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи. Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается представителем ФГУП "Почта России", что данное требование закона при заключении оспариваемой сделки ответчиком не соблюдено.
Кроме того, при оценке договора аренды недвижимого имущества N 34.13-07/7-3909 от 06.07.2007г. суд апелляционной инстанции приходит к выводу о совершении сделки с нарушением статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Поскольку передача имущества произведена без проведения оценки объекта договора аренды, суд апелляционной инстанции полагает, что договор аренды недвижимого имущества N 34.13-07/7-3909 от 06.07.2007г. заключен с нарушением положений статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и такая сделка является недействительной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в соответствии со статьями 167, 168, 209, 295, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации основан на материалах дела и нормах права.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "15" февраля 2008 года по делу N А12-17608/07-С25 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17608/07-С25
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: ФГУП "Связь-безопасность" в лице филиала ФГУП "Связь - безопасность" по Волгоградской области, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области