г. Санкт-Петербург
04 марта 2008 г. |
Дело N А56-25836/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-806/2008) Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2007 года по делу N А56-25836/2007 (судья Мирошниченко В.В.),
по заявлению ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербурга"
к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Клячкина А.С. - доверенность от 19.09.2007 года N МА41;
Ижевская И.И. - доверенность от 03.10.2007 года N МА42;
от ответчика: Воробьев А.Б. - доверенность от 09.01.2008 года N 03-09/00028;
установил:
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2007 года удовлетворены требования ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербурга" о признании недействительным п. 1.1 мотивировочной части решения Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу от 26.07.2007 года N 17-31/11857 и соответствующих начисленных сумм налога на прибыль, пени, штрафных санкций.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", о чем составлен акт от 05.07.2007 N МА-1141.
По результатам проверки, с учетом представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение от 26.07.2007 года N 17-31/11857, которым заявителю доначислено 2 433 100 руб. налогов, 150 979 руб. пени, 382 591 руб. штрафных санкций.
Основаниями для принятия решения в оспариваемой части послужили выводы налогового органа о том, что учреждение в нарушение п. 4 ст. 250 НК РФ не включило в налоговую базу по налогу на прибыль за 2004-2005 г.г. доходы от сдачи в аренду федерального имущества, находящегося у него в оперативном управлении.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что заявитель признается плательщиком налога на прибыль. В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду. Перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен статьей 251 НК РФ и является исчерпывающим. Такие поступления как от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в указанный перечень не входят. Кроме того, заявителем нарушены нормы ст.ст. 41, 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 685 регламентирует порядок перечисления арендной платы, когда договор аренды заключается напрямую с собственником имущества. В данном случае в аренду сдается имущество, переданное в оперативное управление, арендодателем в данном случае выступает лицо, не являющееся собственником имущества.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов. К доходам в соответствии со статьей 248 НК РФ относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 249 НК РФ в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
К внереализационным доходам организации в силу пункта 4 статьи 250 НК РФ относятся доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.
В 2004-2005г.г. ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" выступая в качестве Арендодателя, заключило договоры на аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении. Сумма арендной платы за 2004 год составила 4 362 650 руб., в том числе НДС - 665 484 руб. и за 2005 год - 1 132 111 руб., в том числе НДС - 172 715 руб.
Согласно условиям заключенных договоров арендная плата перечислялась "Арендаторами" на счет УФК по Санкт-Петербургу (Комитет по управлению городским имуществом). Сумма НДС с арендной платы "Арендаторы" уплачивали в УФК по месту регистрации в налоговом органе.
Таким образом, арендная плата поступала в бюджет как доход государства от сдачи имущества в аренду, минуя счета налогоплательщика и не являлась доходом учреждения.
При этом, возмещение затрат Арендодателя по содержанию предоставленного в аренду имущества с учетом НДС перечислялось на расчетный счет Арендодателя. Данные суммы в полном объеме учитывались учреждением в 2004-2005г.г. для целей исчисления налога на прибыль, что не оспаривается налоговой инспекцией.
ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" создано в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства российской Федерации от 17.12.1993 N 1299 "Об организации управления морскими портами".
В соответствии с Положением о морской администрации порта Санкт-Петербург, утвержденного директором Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 31.05.2004 года и Уставом учреждения имущество Администрации является государственной собственностью Российской Федерации, закреплено за администрацией на праве оперативного управления.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 N 1299 и Положением о морской администрации порта Санкт-Петербург содержание морских администраций портов производилось за счет средств, получаемых от портовых сборов. Устав, предусматривающий возможность бюджетного финансирования не изменил порядок финансирования. Смета, представленная заявителем, подтверждает, что из государственного бюджета учреждение не финансируется.
В соответствии с пп. 14 п. 11 Положения морская администрация порта имела право в соответствии с типовым договором аренды сдавать в аренду закрепленное на балансе учреждения имущество.
Бюджетный Кодекс РФ не применим к правоотношениям с участием заявителя, поскольку Администрация Морского порта не является бюджетной организацией.
Кроме того, ст.ст. 41, 42 Бюджетного Кодекса РФ не содержат прямого указания на то, что арендная плата по договорам аренды государственного имущества должна поступать на счет арендодателя, который уплачивает налоги, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, после чего оставшаяся сумма перечисляется в бюджет и признается налоговым доходом бюджета.
Законодательство о налогах и сборах также не содержит указаний по поводу уплаты арендодателем налогов и сборов с арендной платы, перечисляемой арендатором в полном объеме в государственный бюджет.
Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", напротив, указывает на порядок перечисления арендной платы по договорам аренды государственного имущества, при этом не содержит ограничений по поводу учреждений, на которые данный акт распространяется.
Согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Как в 2004, 2005 гг., так и в настоящее время Постановление Правительства от 30.06.1998 года N 685, прямо регулирующее порядок поступления арендной платы в бюджет, не отменено и продолжает действовать.
Письма Минфина РФ N 03-03-04/4/17 от 24.01.2006, N 03-03-06/4/28 от 28.03.2007, N 03-03-01-04/4/33 от 04.04.2005, на которые ссылается налоговый орган в обоснование своих требований, регулируют деятельность Федеральных Государственных Унитарных предприятий и бюджетных учреждений, и поэтому на заявителя не распространяются.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 2007 года по делу N А56-25836/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрения дела в апелляционном суде.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25836/2007
Истец: ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербурга
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу