г. Санкт-Петербург
11 марта 2008 г. |
Дело N А56-41657/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Л.В.Зотеевой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-516/2008) ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 декабря 2007 года по делу N А56-41657/2007 (судья Т.М.Ресовская),
по заявлению ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: представитель В.А.Зинин доверенность N 18/05-Д-0102 от 12.10.2007г., представитель В.Е.Гутенков доверенность N 19/05-Д-0401 от 12.10.2007г.
от заинтересованного лица: представитель Т.Н.Шешина доверенность N 05-08-02/21444 от 31.07.2007г., представитель Е.С.Лебедева доверенность N 05-08-02/18366 от 04.07.2007г., представитель Д.А.Воробьев доверенность N 05-08-02/04937 от 18.02.2008г.
установил:
Закрытое акционерное общество "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган) от 05.10.2007 года N 548/001417.
Решением от 06 декабря 2007 года суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 06.12.2007 года по делу N А56-41657/2007 и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" заявило о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а также неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала", в действиях Общества отсутствует вина в совершенном правонарушении, поскольку событие правонарушения было установлено только после проведения экспертизы. До проведения экспертизы у Общества отсутствовала возможность самостоятельно определить наличие в ККМ внештатного устройства (эмулятора блока ЭКЗЛ), установленного вместо штатного блока ЭКЗЛ. Замена блока ЭКЗЛ не осуществлялась ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" самостоятельно. Работы по замене блока были осуществлены ООО "Стандарт-7", с которым Обществом был заключен договор на техническое обслуживание. По завершении работ ККМ эксплуатировалось в нормальном режиме. Общество не осуществляло самостоятельно вмешательства в работу ККМ, в частности не осуществляло вмешательство в фискальную память ККМ. В постановлении налогового органа отсутствуют сведения об исследовании обстоятельств, связанных с вмешательством Общества в работу ККМ, наличием на ККМ пломб и их целостностью, возможность доступа Обществом к фискальной памяти, не указано также, в чем выражается противоправность и виновность действий Общества.
В судебном заседании представитель ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная инспекция ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу возражала против апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07 сентября 2007 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу проведена проверка выполнения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на автомобильной стоянке, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 52, принадлежащей ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала".
В ходе проверки установлено, что при проверке чека N 0086 от 07.09.2007 пробитого по ККМ АМС 100К (зав. N 20702366) выявлено расхождение регистрационного номера ЭКЛЗ, напечатанного на чеке (рег. N 329661533) с регистрационным номером ЭКЗЛ, указанным в акте ввода ЭКЛЗ в эксплуатацию при регистрации ККМ в МИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу. При проверке корректности криптографического проверочного кода кассового чека N 0086 от 07.09.2007 установлено, что проверочный код указанного кассового чека неверен.
07 сентября 2007 года в связи с выявленными нарушениями вынесено определение N 548/001417 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Для решения вопроса о корректности функционирования ЭКЛЗ установленной на ККМ 20 сентября 2007 года налоговым органом вынесено определение о назначении экспертизы N 548/001417.
27 сентября 2007 года налоговым органом составлен протокол N 548/001417 об административном правонарушении, в котором отражено, что согласно заключения по технической экспертизе ККМ АМС 100К (зав.N 20702366) от 25.09.2007 N 25-1 на вышеуказанной ККМ вместо штатного блока ЭКЗЛ, который должен обеспечивать защищенную и некорректируемую регистрацию информации обо всех проведенных кассовых операциях, установлено внештатное устройство - эмулятор блока ЭКЛЗ. Таким образом, ККМ АМС 100К (зав. N 20702366) не обеспечивает защиту фискальных данных для каждого фискального документа и не обеспечивает долговременное хранение в электронном виде информации о всех проведенных кассовых операциях, т.е фактически эксплуатировалась в нефискальном режиме.
05 октября 2007 года налоговым органом вынесено постановление N 548/001417 о назначении административного наказания, которым ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40.000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности налоговый орган указал на нарушение Обществом статьей 4,5 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003г. N 54-ФЗ.
ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" не согласилось с постановлением налогового органа и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона РФ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, применяемая организациями должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.
Суд первой инстанции усмотрел в действиях Общества событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в использовании Обществом ККМ, работающую фактически в нефискальном режиме, и несообщении налоговому органу о замене ЭКЛЗ.
Данный вывод суда, по мнению апелляционной инстанции, является ошибочным.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее Закон N 54-ФЗ), фискальная память это комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов. Фискальный режим это режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти. Фискальные данные это фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.
В приложении N 5 к Протоколу N 7/72-2002 заседания государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 19 декабря 2002 г. представлены пояснения к терминам, используемым в технических требованиях к электронным контрольно-кассовым машинам. Согласно пункту 1.6. названных пояснений, электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) это программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ путем:
1) некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;
2) формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;
3) долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.
Из изложенного усматривается, что электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ), представляющая собой программный продукт, не является элементом фискальной памяти ККМ, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Общество использовало ККМ, работающую в нефискальном режиме, не основан на материалах дела.
Утверждение налогового органа о том, что ЭКЛЗ является материальным носителем фискальной памяти, без которой фискальной памяти не может быть и работа ККМ в фискальном режиме не может осуществляться без ЭКЛЗ, противоречит определениям названных понятий, изложенных в названном выше Протоколе N 7/72-2002.
В соответствии с Протоколом Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.2002 N 4/69-2002, зарегистрированные в налоговых органах контрольно-кассовые машины могут быть доработаны до соответствия эталонным версиям ККМ, в которых реализована возможность функционирования электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) и которые включены в Государственный реестр Решениями ГМЭК по ККМ от 30.07.2002 (Протокол N 5/70-2002), от 26.09.2002 (Протокол N 6/71-2002), от 26.02.2003 (Протокол N 1/73-2003), от 18.12.2003 (Протокол N 4/76-2003) и от 12.03.2004 (Протокол N 1/77-2004). При этом доработанная ККМ с установленной ЭКЛЗ может использоваться независимо от года выпуска в течение всего срока, до которого включается в Государственный реестр эталонная версия контрольно-кассовой машины с ЭКЛЗ, т.е. до 01.01.2008г.
Доработка осуществляется специализированным предприятием (ЦТО ККМ), имеющим соответствующие полномочия от генерального поставщика данной модели ККМ, а также при наличии необходимого комплекта доработки, обеспечивающего возможность встраивания и функционирования ЭКЛЗ в ККМ и поставляемого генеральным поставщиком ККМ.
Вопросы встраивания и применения ЭКЛЗ регулируются Типовым порядком встраивания ЭКЛЗ и ККМ и Методическими указаниями по применения ЭКЛЗ в ККМ, утвержденными протоколом ГМЭК N 4/69-2002 от 25.06.2002г.
Из изложенного следует, что ЭКЛЗ и фискальная память являются различными устройствами ККТ и выполняют различные функции: фискальная память хранит информацию по денежным расчетам, а ЭКЛЗ обеспечивает контроль функционирования ККТ с целью защиты от коррекции информации о каждом денежном расчете, произведенном с использованием ККТ, при этом отсутствие ЭКЛЗ либо ее неисправность не влияет на функции фискального режима.
То обстоятельство, что в ККТ, используемой Обществом, вместо штатного блока ЭКЛЗ установлено внештатное устройство - эмулятор блока ЭКЛЗ, не свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанный блок устанавливался специализированной организацией ООО "Стандарт-7" в соответствии с договором N 2463/1-07 от 24 января 2007 г. Налоговым органом не представлены доказательства того, что Обществу было известно об установке Центром технического обслуживания контрольно-кассовой техники в ККТ эмулятора блока ЭКЛЗ.
Довод налогового органа о том, что у Общества существует обязанность сообщения в налоговый орган о замене блока ЭКЛЗ, не подтвержден нормами права. Технические неисправности контрольно-кассовой техники, том числе фискальной памяти, в материалах проверки не отражены.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Уплаченная Обществом госпошлина за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций, подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 декабря 2007 года по делу N А56-41657/2007 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу от 05.10.2007г. N 548/001417 о назначении административного наказания ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала".
Возвратить ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала" уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 591 от 26.12.2007г. в сумме 1000 рублей и по платежному поручению N 460 от 16.10.2007г. в сумме 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41657/2007
Истец: ЗАО "Торговый Комплекс Витебского Вокзала"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N7 по Санкт-Петербургу