г. Санкт-Петербург
07 апреля 2008 г. |
Дело N А56-45729/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Л.В. Зотеевой, Е.А. Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2387/2008) ЗАО "Ренлунд СПб" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008г. по делу N А56-45729/2007 (судья Соколова Н.Г.),
по заявлению ЗАО "Ренлунд СПб"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Гусева М.А.- доверенность от 12.04.2007г.
от ответчика: Червякова А.А.- доверенность от 27.07.2007г. N 03/2
установил:
ЗАО "Ренлунд СПб" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 32390/6 от 31.10.2007г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с правомерным привлечением к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Ренлунд СПб" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества указал на отсутствие события административного правонарушения, поскольку, по мнению общества, действующим законодательством предусмотрена обязанность продавца иметь на алкогольную продукцию товаросопроводительные документы , но не предусмотрена обязанность представлять данные документы по первому требованию сотрудникам налогового органа, при этом, покупателю по его требованию надлежит представлять один из следующих документов: сертификат или декларацию о соответствии, товарно-сопроводительные документы.
Представитель налогового органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по тем основаниям, что материалами дела подтверждается факт непредставления сотрудникам налогового органа при проведении проверки товаросопроводительных документов, за что и установлена административная ответственность.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 17.10.2007г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу на основании поручения N 428 проведена проверка соблюдения ЗАО "Ренлунд СПб" законности оборота и соблюдения правил розничной торговли алкогольной продукцией в магазине, принадлежащем обществу и расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 119.
В ходе проверки выявлено , что на реализуемую в магазине алкогольную продукцию 16 различных наименований (акт проверки л.д.15), проверяющим не были предъявлены документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции ( товарно-транспортные накладные, справки ТТН).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 28218 от 17.10.2007г. , протокол об административном правонарушении N 32390/2 от 29.10.2007г. на основании которого 31.10.2007г.. вынесено постановление N 32390/6 о привлечении ЗАО "Ренлунд СПб" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ЗАО "Ренлунд СПб" не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность представлять товаросопроводительные документы по первому требованию сотрудникам налогового органа, все необходимые документы, подтверждающие легальность реализуемой алкогольной продукции, хотя и отсутствовали на момент проведения проверки, но были своевременно представлены в указанный налоговым органом день. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления налогового органа, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) товарно-транспортная накладная, а также справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), относятся к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, должна быть заполнена в соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, а также сертификаты или декларации о соответствии и другие документы, подтверждающие легальность ее производства, оборота и соответствие алкогольной продукции установленным требованиям, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением правил, упомянутых в частях 1, 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Как следует из материалов дела в магазине, принадлежащем ЗАО "Ренлунд СПб", на момент проверки не были представлены проверяющим товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции (товаросопроводительные документы, справки ТТН). Факт непредставления на момент проверки данных документов установлен судом, подтвержден материалами дела: актом проверки от 17.10.2007г. N 28218 (л.д.15), протоколом об административном правонарушении от 29.10.2007г. N 32390/2 ( л.д.9), объяснениями заместителя директора (л.д.20) и обществом по существу и не оспаривается. Отсутствующие у общества документы были представлены в установленный налоговым органом день 26.10.2007г. Данный факт свидетельствует о нарушении обществом законодательства о розничной реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, за что и установлена административная ответственность.
Таким образом, обществом нарушен Закон Российской Федерации от 22.11.95г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, п.12, 139 "Правил продажи отдельных видов товаров" , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N55 ( с изменениями утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006г. N80). За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.14.16 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
Поскольку вышеуказанные документы не представлены обществом на момент проведения проверки, что в полном объеме подтверждается материалами дела, то следует признать, что налоговым органом доказан факт совершенного заявителем административного правонарушения.
Суд первой инстанции на основе анализа материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, пришел к правильному выводу, что причину непредставления документов, подтверждающих легальность нахождения в обороте алкогольной продукции, нельзя признать уважительной при оценке степени вины юридического лица, поскольку общество имело возможность соблюдения правил продажи.
Таким образом, общество правомерно и обоснованно привлечено к административной ответственности по п.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности, которые могут послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, ответчиком не допущено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество было извещено надлежащим образом.
Довод общества о необязательности представления налоговому органу при проверке всего пакета документов, подтверждающих легальность нахождения в обороте алкогольной продукции, апелляционный суд находит несостоятельным.
Налоговый орган при проведении проверки осуществляет функцию государственного контроля и надзора за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.) Применение пункта 12 Правил, согласно которым возможно представить лишь один из перечисленных в нем документов, при проведении налоговым органом как контролирующим органом проверки противоречило бы ее публичным функциям по контролю за легальностью оборота алкогольной продукции. Поэтому налоговый орган при проведении проверки вправе требовать представления всех необходимых документов на алкогольную продукцию.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что оспариваемое постановление вынесено налоговым органом в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008г. по делу А56-45729/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Ренлунд СПб" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45729/2007
Истец: ЗАО "Ренлунд СПб"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N14 по Санкт-Петербургу
Кредитор: Начальник отдела оперативного контроля МИ ФНС России N14 по Санкт-Петербургу Смирнов А.В.