г. Санкт-Петербург
25 апреля 2008 г. |
Дело N А21-2628/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Л.В.Зотеевой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3349/2008) Брянской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 февраля 2008 года по делу N А21-2628/2007 (судья И.Л.Гурьева), принятое
по заявлению ООО "Автотехстрой"
к Брянской таможне
об отмене постановления
при участии:
от заявителя: генеральный директор Л.Д.Дранчук паспорт серия 27 04 N 946852 выдан ОВД Ленинградского района г. Калининграда 24.11.2004, выписка из решения учредителя от 14.12.2004 года
от заинтересованного лица: представитель А.В.Жигаленков доверенность N 03-12/09 от 9.01.2008 года, паспорт
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотехстрой" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни по делу об административном правонарушении N 10102000-577/2007 от 08 мая 2007 года.
Решением от 20 июня 2007 года суд признал незаконным и отменил постановление Брянской таможни от 08 мая 2007 года по делу об административном правонарушении N 10102000-577/2007.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2007 года решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 июня 2007 года по делу N А21-2628/2007 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2008 года решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2007 года и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 года по делу N А21-2628/2007 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств установить или опровергнуть факт представления Обществом стандартных документов при ввозе транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации. В случае подтверждения данного обстоятельства проверить полноту содержащихся в этих документах сведений с позиций наличия либо отсутствия необходимости представления въездной декларации.
При новом рассмотрении решением суда от 20 февраля 2008 года признано незаконным и отменено постановление Брянской таможни от 08 мая 2007 года по делу об административном правонарушении N 10102000-577/2007.
Брянская таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить полностью решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган заявил о неполном выяснении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению таможенного органа, вывод суда первой инстанции о том, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу были представлены документы, сведений, содержащихся в которых, достаточно для того, чтобы не представлять транзитную декларацию, является необоснованным. Материалами дела подтверждается, что данные документы фактически водителем Общества были представлены не при ввозе транспортного средства (15.04.2007), а при вывозе транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации 18.04.2007). Таким образом, ООО "Автотехстрой" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: недекларирование по установленной форме транспортных средств, подлежащих декларированию.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Автотехстрой" возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в материалах дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.04.2007 на Новозыбковский таможенный пост Брянской таможни прибыли транспортные средства - тягач седельный "ИВЕКО 44 0ЕТ", рег.номер К377ХР39 с полуприцепом ВАН-ХУЛ S311/27, рег.номер АА393239, следовавшие по завершении перевозки груза из г. Калининград в г. Орел. Согласно представленным водителем Малыш А.В. документам - свидетельствам о регистрации транспортных средств автомобиль ИВЕКО 440-ЕТ, рег. номер К377ХР39 принадлежит Дранчук Л.Д., полуприцеп ВАН-ХУЛ S311/27, рег.N АА393239, принадлежит Дранчук А.И., указанные транспортные средства проходили таможенное оформление в зоне деятельности Калининградской таможни и были помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны Калининградской области, зарегистрированы на территории Калининградской области, в свидетельствах о регистрации транспортных средств имеется указание на таможенные ограничения при их использовании в виде записи: "ввоз на остальную часть таможенной территории и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей". По договору аренды от 10.05.2006 указанные транспортные средства были переданы ООО "Автотехстрой".
Согласно СМR от 12.04.2007 N 149 Обществом на вышеуказанных транспортных средствах перевозились товары - "мясоколбасные изделия" от отправителя КРООИ им. Чернышева С.С. (г. Калининград) получателю ИП Кирюхин М.М. (г. Орел). При этом в накладной отсутствовали таможенные отметки о ввозе данного автомобиля, из чего таможенным органом сделан вывод о том, что водитель Общества при въезде на таможенную территорию РФ не произвел декларирование подлежащих декларированию транспортных средств.
Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения таможенным органом дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.
30 апреля 2007 года Брянской таможней составлен протокол об административном правонарушении N 10102000-577/2007.
08 мая 2007 года Брянской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10102000-577/2007, которым ООО "Автотехстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 96 650 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности и наложения штрафа таможенный орган указал на недекларирование ООО "Автотехстрой" транспортного средства, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации и используемого для перевозки груза из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.
ООО "Автотехстрой" не согласилось с постановлением таможенного органа и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу таможенного органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое постановление таможенного органа незаконным, сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации, товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ.
В части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Закона N 16-ФЗ установлены особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в отношении отдельных категорий товаров. Так, моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий: 1) транспортные средства должны быть зарегистрированы на территории Калининградской области; 2) транспортные средства должны принадлежать юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ.
Таможенным органом установлен факт перемещения Обществом транспортного средства с территории Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации и обратно при осуществлении перевозки товаров, в связи с чем судом первой инстанции сделан правильный вывод, что данное транспортное средство по смыслу подпунктов 1 и 5 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации не является товаром, поскольку использовалось в целях международной перевозки груза.
Согласно статье 270 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В статье 279 Таможенного кодекса определено, что таможенное оформление транспортных средств производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории. При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно въездной или выездной декларации по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно въездной и выездной декларации. Таможенный орган не вправе требовать представления иных сведений.
Часть 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Исходя из содержания и смысла названной правовой нормы под недекларированием следует понимать невыполнение лицом обязанностей, предусмотренных статьями 123, 124, 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражающееся в уклонении от подачи таможенной декларации в установленном законом порядке, сопряженном с сокрытием факта перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации либо непредъявлением их для таможенного оформления. При этом предметом правонарушения могут быть признаны лишь те товары и транспортные средства, в отношении которых законом установлена обязанность по их декларированию.
В силу статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларирование транспортных средств, выполняющих международные перевозки, осуществляется путем предъявления стандартных документов перевозчика.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что водитель автомобиля как при въезде на территорию Российской Федерации, так и при выезде располагал всеми необходимыми в данном случае стандартными документами, следовательно, у него отсутствовала обязанность по оформлению таможенной декларации о транспортном средстве, на отсутствие которой ссылается таможенный орган в оспариваемом постановлении.
Таким образом, уклонение от подачи таможенной декларации в связи с перемещением транспортного средства, подлежащего декларированию, обществом не допущено, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда первой инстанции основаны на объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 февраля 2008 года по делу N А21-2628/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Брянской таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2628/2007
Истец: ООО "Автотехстрой"
Ответчик: Брянская таможня