г. Санкт-Петербург
28 мая 2008 г. |
Дело N А56-41424/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой
судей М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи О. В. Енисейской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4026/2008) ЗАО "Иртранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2008 г. по делу N А56-41424/2006 (судья А. Е. Градусов), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Иртранс"
к Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): О. Ю. Тихомиров, доверенность от 23.05.2007 г. N 19;
от ответчика (должника): О. А. Махова, доверенность от 09.01.2008 г. N 03-16/00014; А. К. Полевой, доверенность от 11.01.2008 г. N 03-16/00341;
установил:
Закрытое акционерное общество "Иртранс" (далее - ЗАО "Иртранс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 13 по СПб, ответчик) о признании недействительным решения от 19.06.06 г. N 06-01-389 в части отказа в возмещении НДС в размере 257756 руб. за февраль 2006 г. и обязании возместить указанную сумму НДС путем перечисления на расчетный счет Общества (с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2008 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Иртранс" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает, просит решение суда отменить.
Представители Инспекции возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов за февраль 2006 г. налоговым органом принято оспариваемое решение. Указанным решением Обществу, в том числе, отказано в возмещении 257756 руб. НДС, уплаченного ОАО "Российские железные дороги" при осуществлении расчетов за оказанные услуги на основании договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что оказанные ОАО "РЖД" обществу услуги должны облагаться НДС по ставке 0 процентов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поэтому ОАО "РЖД" не вправе было предъявлять обществу к оплате счета-фактуры по этим услугам с применением ставки налога 18 процентов, а налогоплательщик не вправе заявлять сумму уплаченного ОАО "РЖД" налога по транспортно-экспедиционным услугам к вычету.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Услуги ОАО "РЖД" заключались в том, что ОАО "РЖД" доставляло обществу порожние вагоны из Финляндии, освободившиеся после доставки в эту страну экспортных грузов. ОАО "РЖД" выставляло обществу счета-фактуры, в которых предъявило к уплате НДС по ставке 18 процентов. Оказанные обществу услуги, в том числе НДС, были оплачены. Между Обществом и ОАО "РЖД" заключено Соглашение N 6208923 о централизованных расчетах.
В пункте 1 статьи 164 НК РФ содержится перечень операций, по которым предусмотрено налогообложение в размере 0 процентов. Налогообложение по налоговой ставке 18 процентов производится в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных по таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, работ, услуг, непосредственно связанных с перевозкой этих товаров.
Согласно статье 97 Таможенного Кодекса Российской Федерации экспорт товаров определяется как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Из указанных норм следует, что льготой по НДС пользуется экспортер - лицо либо самостоятельно осуществляющее вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе, либо осуществляющее эту операцию с участием посредника, перевозчика.
ОАО "РЖД" выставляло обществу счета-фактуры с указанием налоговой ставки 18% при оказании услуг по перевозке порожних цистерн, возвращающихся после выгрузки экспортных грузов со станций отправления, расположенных за пределами территории Российской Федерации, назначением на станции, расположенные в Российской Федерации, что подтверждается копиями железнодорожных накладных, имеющихся в материалах дела.
Перевезенные порожние цистерны не являются товаром для целей налогообложения, поскольку согласно пункту 3 статьи 38 НК РФ товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Также перевозка порожних цистерн, осуществляемая после выгрузки экспортного груза, не может рассматриваться как иная подобная услуга, непосредственно связанная с перевозкой экспортируемых товаров, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 785 ГК РФ, статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. При этом заключение договора перевозки груза оформляется составлением транспортной железнодорожной накладной (статья 7 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), часть 2 статьи 785 ГК РФ, статья 25 Устава).
Услуга по перевозке экспортного груза и услуга по перевозке возвращаемой порожней цистерны в силу указанных норм не могут считаться единой услугой, а являются самостоятельными услугами, поскольку оказываются на основании разных договоров перевозки, имеющих отличные друг от друга существенные условия (грузоотправитель, станция назначения, перевозимый груз, размер тарифа и др.).
В связи с этим услуга, непосредственно связанная с перевозкой товаров, в буквальном понимании статьи 164 НК РФ, не может представлять собой другую перевозку.
Кроме того, договор перевозки порожнего вагона заключается уже после завершения перевозки экспортируемого товара и выдачи этого товара грузополучателю.
При этом, возможность подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0% при осуществлении железнодорожных перевозок порожних цистерн законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрена.
Таким образом, оказанные ОАО "РЖД" услуги по перевозке (возврату) порожних цистерн не относятся к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, применение налоговой ставки 0% НК РФ не предусмотрено, в связи с чем выставление ОАО "РЖД" спорных счетов-фактур с применением налоговой ставки по НДС 18% и уплата заявителем НДС в соответствующих суммах по рассматриваемым операциям являются правомерными, Общество имеет право на его возмещение в порядке, предусмотренном статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка Инспекции на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9263/05 от 20.12.05, N 14240/05 от 04.04.06 является ошибочной, поскольку в данных судебных актах рассматривается иная правовая ситуация.
Согласно представленной в апелляционный суд справке N 98 от 15.05.2008 г. ЗАО "Иртранс" не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2008 года по делу N А56-41424/2006 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу N 06-01-389 от 19.06.2006 г. в части отказа в возмещении НДС в размере 257 756 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу возместить НДС в размере 257 755,57 руб. путем перечисления на расчетный счет ЗАО "Иртранс".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в пользу ЗАО "Иртранс" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 7 655,12 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41424/2006
Истец: ЗАО "Иртранс"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N13 по Санкт-Петербургу