г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2008 г. |
Дело N А56-11087/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Севериной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9521/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2008 по делу N А56-11087/2008 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Марина Транспорт Интер-Карго"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): директор Колотилов Г.Л. (паспорт), Лебедев Г.В. - доверенность от 01.08.2008 б/н;
от ответчика (должника): Махова О.А. - доверенность от 09.01.2008 N 03-16/0014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марина Транспорт Интер-Карго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.12.2007 N 67 в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 11 995руб., начисления пени по внутренним оборотам НДС в размере 4 421 руб., выставления требования об уплате налоговой недоимки в сумме 59 975 руб., а также решения N 46 от 25.12.2007.
Решением суда от 01.08.2008 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, услуги агента по отслеживанию прибытия и движения груза, оказанные Обществом, к работам и услугам, перечисленным в пп. 1-4 п.1 ст.148 НК РФ не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положения пп. 5 п.1 ст.148 НК РФ, согласно которому местом реализации услуг агента признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. Поскольку местом деятельности агента (Общества) является территория Российской Федерации, то выручка от реализации агентских услуг, полученная Обществом должна облагаться НДС.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители Общества просили жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 года. В представленной налоговой декларации Общество заявило реализацию в сумме 2 211 руб., НДС с которой по ставке 18% составил - 398 руб., налоговые вычеты - 11 426руб., итоговая сумма декларации составила к возмещению 11 028руб. По разделу 9 налоговой декларации по коду 1010812 (статья 148 НК РФ) отражена стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС в сумме 394 460руб. В ходе проверки налоговым органом установлено, что Общество в нарушение статьи 148 НК РФ неправомерно включило в раздел 9 уточненной налоговой декларации по НДС стоимость за 1 квартал 2007 сумму агентского вознаграждения, полученную за оказанные агентские услуги по договору N 1509/01/spb от 15.09.2000 в сумме 394 460руб., поскольку деятельность Общества в части оказания видов услуг, не предусмотренных пп. 4 п.1 ст.148 НК РФ, осуществляется на территории Российской Федерации и Общество зарегистрировано на территории Российской Федерации. Таким образом, обществом занижена налоговая база на 394 460руб. По результатам проверки составлен акт N 629 от 22.11.2007, на который Обществом представлены возражения.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки и возражения Общества, Инспекция 25.12.2007 вынесла решения:
- N 67 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 11 995руб., по п. 1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 500руб. Обществу начислены пени по внутренним оборотам НДС в размере 4 421,13руб. и предложено уплатить недоимку по внутренним оборотам НДС в сумме 59 975руб.;
- N 46 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которым Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 11 028руб.
Считая принятые налоговым органом решения недействительными в оспариваемой части, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что обществом были оказаны информационные услуги экспедитора, которые могут быть отнесены как к услугам по обработке информации, так и к услугам, непосредственно связанным с перевозкой и (или) транспортировкой. Следовательно, поскольку местом осуществления деятельности принципала, как потребителя услуг, является территория Латвийской Республики, а услуги, оказанные обществом, не были непосредственно связаны с транспортировкой товара, помещенного под таможенный режим международного таможенного транзита, пункт отправления и пункт назначения груза, в отношении перевозки которого оказаны услуги не находятся на территории Российской Федерации, то общество правомерно, с соблюдением указанных выше положений статьи 148 НК РФ определило, что местом оказания услуг не может быть признана территория Российской Федерации. Как следствие, заявитель правомерно не включил в налоговую базу для целей исчисления НДС стоимость этих услуг.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 15.09.2000 между Обществом (агент) и компанией "Seabridge Transport Latvia Ltd" (принципал) заключено агентское соглашение N 1509/01/ spb, в соответствии с которым агент обязуется по поручению принципала совершать от своего имени, но в пользу и за счет принципала действия юридического и фактического характера, определенные в приложении N 1 и в других частях настоящего соглашения.
Согласно Приложению N 1 к агентскому соглашению агент обязался за вознаграждение совершать на территории, определение которой дано в Приложении N 5, по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, в частности:
- получать документы, требующиеся для экспорта, импорта грузов;
- передавать документы;
- заключать договоры на погрузку, выгрузку, перевозку, отправку, получение, хранение грузов;
- проверять состояние грузов, количество грузов;
- осуществлять отправку, получение, погрузку, выгрузку грузов, уплату пошлин и сборов хранение грузов, сопровождение грузов при перевозке, доставке, перетаривании;
- таможенное оформление грузов и др.
Согласно дополнению N 1 к Приложению N 2 от 05.05.2005 к агентскому соглашению с января месяца 2006 года агентское вознаграждение составляет 4 998 долларов США ежемесячно.
Приложение N 2 от 05.05.2005 дополнено 20.12.2006 Дополнением N 3, согласно которому указанная сумма агентского вознаграждения выплачивается принципалом агенту за следующий вид операции:
- работа с грузом, находящимся вне территории Российской федерации на Территориях, перечисленных в приложении 5 к агентскому соглашению со всеми действующими дополнениями к нему (в соответствии с Приложением N 5 к агентскому соглашению и принятыми дополнениями, территорией агента являются: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Киров (Вятка) и кировская область, Финляндия, Швеция, Норвегия);
- работа с грузом в таможенном режиме экспорта - в случае размещения заказа на перевозку за пределами Российской Федерации;
- работа с грузом, помещенным под таможенный режим свободной зоны;
- работа с грузом, непосредственно связанная с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Из Приложения N 8 от 10.01.2007 следует, что с 03.01.2007 Принципал изменил свое наименование на SIA Marina Transport Serviss (Marina Transport Service Ltd).
10.02.2007 принципал обратился к агенту с заявкой N S7-018, в соответствии с которой просил Общество, как своего агента отследить прибытие и движение груза, прибывающего в Хельсинки по авианакладной N 074-57735554, отправитель - Cooper Turbo Compressor, NY USA, получатель - BEWESHIP OY Helsinki (лист дела 70).
28.02.2007 Обществом представлен отчет агента к акту выполненных работ N 2, из которого следует, что Агентом выполнены работы по отслеживанию прибытия и движения груза, а именно: отслеживание движения груза, включая контроль перевалки в аэропорту трансшипмента - Амстердам; контроль за целостностью и сохранностью груза в аэропорту прибытия, получение информации о реальных сроках прибытия груза и дата готовности документов к получению, координация получения груза конечным покупателем, информирование конечного покупателя (листы дела 72,74).
Работа, проделанная агентом - выполнена полностью и надлежащим образом. Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Стоимость оказанных услуг, согласно агентскому соглашению составляет 4 998 долларов США. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Обществом представлен откорректированный акт выполненных работ N 2 от 28.02.2007, в соответствии с которым стоимость оказанных услуг составила 9 996 долларов США, В данный акт включена стоимость услуг, оказанных Обществом в январе 2007 года по организации и сопровождению перевозки товаров, ввозимых за пределы территории РФ (листы дела 145,146).
12.03.2007 принципал обратился к агенту с заявкой N S7-023, в соответствии с которой просил Общество, как своего агента отследить прибытие и движение груза, прибывающего в Хельсинки по авианакладной N 020-63246094, отправитель - AG EQUIPMENT Company, USA, получатель - BEWESHIP OY Helsinki (лист дела 71).
30.03.2007 Обществом представлен отчет агента к акту выполненных работ N 3, из которого следует, что Агентом выполнены работы по отслеживанию прибытия и движения груза, а именно: отслеживание движения груза, включая контроль перевалки в аэропорту трансшипмента - Франкфурт; контроль за целостностью и сохранностью груза в аэропорту прибытия, получение информации о реальных сроках прибытия груза и дата готовности документов к получению, координация получения груза конечным покупателем, информирование конечного покупателя (листы дела 73,75).
Работа, проделанная агентом - выполнена полностью и надлежащим образом. Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Стоимость оказанных услуг, согласно агентскому соглашению составляет 4 998 долларов США.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что оказанные Обществом, как агентом услуги могут быть квалифицированы либо как услуги по обработке информации, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ и покупатель услуг (работ) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, либо как услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, не перечисленные в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ (глава 21 - "Налог на добавленную стоимость") объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В целях названной главы Налогового кодекса РФ в пункте 1 статьи 148 этого Кодекса приведен перечень случаев, когда местом реализации работ и услуг признается территория Российской Федерации. Так, согласно пункту 4 указанной статьи при оказании консультационных услуг и услуг по обработке информации (услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставление в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации) местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, если их покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
При этом подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ разъясняет, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при отсутствии регистрации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
В соответствии с пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываемых (выполняемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации услуг по организации транспортировки и (или) перевозки грузов, в случае если пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае Общество оказывало принципалу услуги, связанные с отслеживанием прибытия и движения груза, прибывающего из США в Финляндию.
Суд первой инстанции признал оказанные Обществом услуги, как информационные услуги экспедитора.
Перечень экспедиторских услуг дается в ГОСТе Р 52298 - 2004, это: а) участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; б) оформление документов, прием и выдача грузов; в) завоз-вывоз грузов; г) погрузочно-разгрузочные и складские услуги; д) информационные услуги; е) подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов; з) платежно-финансовые услуги; и) таможенное оформление грузов и транспортных средств и др.
В процессе доставки груза экспедиторы в частности оказывают информационные услуги. К их числу ГОСТ относит исключительно уведомление грузополучателей/грузоотправителей о погрузке, отправке грузов, их продвижении, включая пересечение государственных границ государств, прибытии, выдаче, слежение за продвижением груза.
Оказание услуг по перевозке, транспортировке имеют целью доставку товара (груза) в установленные пункт назначения и сроки. Отслеживание движения груза (его прибытие в пункт назначения, дата прибытия) является необходимой составляющей взаимоотношений, возникающих при осуществлении перевозки, транспортировки груза, непосредственно с ними связана.
В соответствии с пп.4 п.1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи. В данном случае организация (принципал), осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации, следовательно, местом реализации информационных услуг (подпункт 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ) территория Российской Федерации не признается и услуги, оказанные Обществом (информационные услуги, услуги по обработке информации) иностранному лицу, объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не являются.
Согласно пп. 5 п. 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в пп. 4.1 и 4.2 п. 1 данной статьи. В данном случае услуги Общества, как экспедитора, связанные с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, российскими организациями или индивидуальными предпринимателями не выполнялись, пункт отправления товаров и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации, услуги непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита не выполнялись организациями или индивидуальными предпринимателями, место осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации. Следовательно, в данном случае местом реализации услуг также не является территория Российской федерации.
В силу изложенных выше обстоятельств, апелляционная инстанция считает, что Общество правомерно задекларировало совершенные хозяйственные операции как реализованные за пределами Российской Федерации, а суммы, полученные по ним, исключило из налогооблагаемой базы по НДС.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2008 по делу N А56-11087/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11087/2008
Истец: ООО "Марина Транспорт Интер-Карго"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-11087/2008
30.01.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-11087/2008
30.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9521/2008