г. Санкт-Петербург
16 февраля 2009 г. |
Дело N А56-15329/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11746/2008) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2007 по делу N А56-15329/2007 (судья Г. Е. Бурматова), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Иртранс"
к Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Тихомиров О. Ю. (доверенность от 08.09.2008 N 6)
от ответчика: Шошина Е. Е. (доверенность от 13.01.2009 N 03/00111)
установил:
Закрытое акционерное общество "Иртранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 19.04.2007 N 07-01-323 в части отказа в возмещении из бюджета 34 839 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой декларации по налоговой ставке "0" процентов за декабрь 2006 года и обязании Инспекции возместить Обществу из бюджета указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
Решением от 16.08.2007 суд удовлетворил заявление.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2008, решение суда от 16.08.2007 по делу N А56-15329/2007 отменено, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Определением от 05.05.2008 N 5929/08 Обществу отказано в передаче дела NА56-15329/2007 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2008. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что правовая позиция по рассматриваемому вопросу выражена в постановлениях от 06.11.2007 N10159/07, N10160/07, 10246/07, 10249/07 и имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности оспариваемых судебных актов (по вновь открывшимся обстоятельствам) Обществом не исчерпаны.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 по делу N А56-15329/2007 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда от 16.08.2007 отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, услуги по предоставлению порожнего подвижного состава, оказанные Обществу открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" Октябрьской железной дороги в лице филиала "Желдорэкспедиция", согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ должны облагаться НДС по ставке "0" процентов. Кроме того, Инспекция считает, что сумма НДС, уплаченная Обществом открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" Октябрьской железной дороги в лице филиала "Желдорэкспедиция" в составе платы за услуги по предоставлению подвижного состава, компенсируется Клиентом в составе сумм возмещаемых расходов, понесенных в интересах последнего.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 22.01.2007 представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке "0" процентов за декабрь 2006 года и документы в соответствии со статьей 165 НК РФ. В декларации Общество указало выручку от реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг), облагаемую налогом по ставке "0" процентов, в сумме 2 519 230 руб., а также в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ предъявило к возмещению из бюджета 248 700 руб. НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров. Наряду с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки "0" процентов, налогоплательщик представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговый орган провел камеральную проверку полученных декларации и документов. По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 19.04.2007 N 07-01-323, которым признала обоснованным применение Обществом налоговой ставки "0" процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) на сумму 2 519 230 руб., а также возместила из бюджета 213 861 руб. НДС. В возмещении из бюджета 34 839 руб. НДС Инспекция отказала. Данная сумма уплачена Обществом своему поставщику - филиалу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" "Желдорэкспедиция" Октябрьской железной дороги за оказанные по договору от 01.11.2005 N1963/2 услуги по налоговой ставке "18" процентов.
Общество, считая принятое налоговым органом решение в части отказа в возмещении НДС незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным и обязании Инспекции возместить из бюджета 34 839 руб. НДС путем возврата на расчетный счет заявителя.
Суд первой инстанции, указав на соответствие представленных Обществом документов нормам налогового законодательства, удовлетворил заявленные им требования.
Выводы суда апелляционная инстанция считает правильными.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что Общество оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов на железнодорожном транспорте.
В целях исполнения своих обязательств перед клиентами по договорам экспедирования грузов Общество (Заказчик) заключило с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" Октябрьской железной дороги в лице филиала "Желдорэкспедиция" (Исполнитель) договор от 01.11.2005 N 1963/2 на организацию перевозок. В соответствии с этим договором Исполнитель обязан по заявке Заказчика предоставлять подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возвратом порожних вагонов.
Согласно актам выполненных работ Исполнитель оказал Заказчику услуги по предоставлению подвижного состава. Общая стоимость оказанных услуг составила 228 389 руб. (в том числе - 34 839 руб. НДС).
На основании актов Исполнитель выставил Заказчику счет-фактуру от 31.07.2006 N 00102100000015270000000850 на сумму 55 507 руб. 20 коп. (в том числе - 8 467 руб. 20 коп. НДС) и счет-фактуру от 31.07.2006 N 00102100000015270000000849 на сумму 172 881 руб. 80 коп. (в том числе - 26 371 руб. 80 коп. НДС). Счета-фактуры, выставленные Исполнителем с применением ставки по НДС в размере "18" процентов, оплачены Обществом, включая 34 839 руб. НДС. Впоследствии 34 839 руб. налога на добавленную стоимость предъявлено Обществом к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ в декларации за декабрь 2006 года по налоговой ставке "0" процентов.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что налогообложение по налоговой ставке "0" процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и иные подобные работы (услуги).
Исходя из буквального толкования положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, реализация таких услуг подлежит обложению НДС по ставке "0" процентов, если услуги оказываются в отношении экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров.
Для целей обложения НДС товары считаются экспортируемыми с момента их помещения под таможенный режим экспорта (статья 164 НК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Следовательно, для решения вопроса о применении надлежащей налоговой ставке при обложении НДС операций по реализации услуг по предоставлению подвижного состава необходимо соотносить даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.07 N 1375/07, N 10159/07, N 10160/07, N 10246/07, N 10249/07, от 20.11.07 N 7205/07, от 04.03.08 N 16581/07 и N 14227/07.
По определению суда апелляционной инстанции сторонами произведена сверка расчетов по документам - грузовым таможенным декларациям и ведомостям подачи и уборки вагонов, позволяющим соотнести дату оказания услуг по предоставлению подвижного состава с датой помещения товаров под таможенный режим экспорта. Указанные документы представлены заявителем в суд апелляционной инстанции.
Из акта сверки расчетов, отметок таможни в грузовых таможенных декларациях о дате выпуска товара в таможенном режиме экспорта, ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что услуги по подаче порожних вагонов на сумму 228 389 руб. оказаны Обществу Исполнителем до помещения товаров под таможенный режим экспорта. Следовательно, по указанным услугам Обществу обоснованно предъявлен НДС в сумме 32 545 руб. 80 коп. по налоговой ставке "18" процентов.
Доказательств, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки "18" процентов по предъявленному ему НДС в сумме 2 293 руб. 20 коп., Общество в суд представить не смогло.
Инспекция полагает, что сумма НДС, уплаченная Обществом перевозчику в составе платы за оказанные услуги по предоставлению порожних вагонов, компенсируется Клиентом, который и имеет право на возмещение вышеуказанной суммы НДС.
Указанный довод налогового органа не может быть признан обоснованным, не соответствует положениям статей 171 и 172 НК РФ.
В материалы дела представлен договор транспортной экспедиции от 10.09.2003 N 07, заключенный Обществом с фирмой "NORDIC FORWARDING SERVICES LIMITED", Великобритания (Клиент). В соответствии с пунктом 1.1 договора ЗАО "Иртранс" обязуется по поручению Клиента и за счет Клиента оказать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг ЗАО "Иртранс" подвижном составе (вагонах), в подвижном составе Клиента или вагонах других организаций, которыми Клиент имеет право распоряжаться, а также оказать дополнительные услуги, связанные с этими перевозками.
Порядок расчета между Обществом и Клиентом Определен в разделе 3 договора. В договорную цену согласно пункта 3.8. договора включается сумма вознаграждения Общества за оказанные услуги и сумма железнодорожного тарифа.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Таким образом, довод Инспекции о неправомерности применения Обществом вычетов по НДС, уплаченных в составе вышеназванных услуг, является ошибочным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Общество не смогло представить доказательства, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки "18" процентов по предъявленному ему НДС в сумме 2 293 руб. 20 коп., решение суда первой инстанции подлежит изменению. Обществу следует отказать в удовлетворении заявления в части признания недействительным оспариваемого решения Инспекции об отказе в возмещении 2 293 руб. 20 коп. НДС.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2007 по делу N А56-15329/2007 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу от 19.04.2007 N 07-01-323 в части отказа ЗАО "Иртранс" в возмещении налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года в размере 32 545,80 руб.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возвратить на расчетный счет ЗАО "Иртранс" налог на добавленную стоимость за декабрь 2006 года в размере 32 545,80 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу в пользу ЗАО "Иртранс" 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15329/2007
Истец: ЗАО "Иртранс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N13 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-15329/2007
16.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13088/2007
11.02.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-15329/2007