г. Санкт-Петербург
23 января 2009 г. |
Дело N А56-15310/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куклиной Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11646/2008) Предпринимателя Казаряна Вардгеса Арташовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2008г. по делу N А56-15310/2008 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области
к 1) Предпринимателю Казаряну Вардгесу Арташовичу, 2) Региональному благотворительному фонду "Покровский", 3) Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области
3-и лица: 1) Департамент лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу, 2) Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия
об исправлении кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости
при участии:
от заявителя: Матюшина И.А. доверенность от 23.12.2008г. N 5090
от заинтересованных лиц: 1) не явился (уведомлен), 2) Богомолов Е.В. доверенность от 13.10.2008г., 3) Васильев М.С. доверенность от 11.01.2009г. N 2
от 3-их лиц: 1) Мартыненко Ф.Г. доверенность от 13.10.2008г., 2) не явился (уведомлен)
установил:
Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Роснедвижимость) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка общей площадью 5 897 300 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Невский лесопарк, с кадастровым номером 47:07:06-12-001:0032, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:06-12-001:0006 площадью 1 306, 2 кв. м и 47:07:06-12-001:0007 площадью 7 293,6 кв. м, являющихся частью земельного участка с кадастровым номером 47:07:06-12-001:0032 (прежнее наименование - земли лесного фонда; новое наименование - земли особо охраняемых территорий и объектов).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу, Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия.
Решением от 21.10.2008г. заявленные требования удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Предприниматель Казарян Вардгес Арташович (далее - Предприниматель) просит отменить решение от 21.10.2008г., отказать Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что поскольку на спорном земельном участке находится объект культурного наследия, то это придает ему статус земель особо охраняемых территорий.
Суд первой инстанции фактически пришел к выводу о том, что Проектом охранных зон и зон регулирования застройки вокруг памятника архитектуры, утвержденным решением Исполкома Ленгорсовета от 20.07.1972г. N 660, помимо установления охранных зон, были утверждены границы непосредственно самого памятника "Ансамбль усадьбы Зиновьевых", в то время как в соответствии с пунктом 5 постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Ленгорисполком наделялся правом лишь устанавливать вокруг памятников охранные зоны. Таким образом, любое решение Исполкома Ленгорсовета об установлении непосредственно границ самого памятника, даже если бы оно и существовало, было бы издано им с превышением полномочий и не могло порождать юридически значимых последствий.
В этой связи границы охранных зон, утвержденные решением Исполкома Ленгорсовета от 20.07.1972г. N 660, не только не служат доказательством границ самого памятника, а, напротив, исключают нахождение какого-либо памятника в указанных границах охранных зон и являются доказательством того, что спорная территория не может быть отнесена к землям особо охраняемых территорий.
Ссылка суда первой инстанции на то, что "в 1980 году "Ансамбль усадьбы Зиновьевых" включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместья Санкт-Петербурга", также не может служить доказательством границ объекта культурного наследия, поскольку решение Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО о включении памятника в состав объектов всемирного наследия не устанавливает границ памятника и не содержит ссылки на какой-либо документ, которым эти границы были утверждены.
По мнению подателя апелляционной жалобы, не может быть признана правомерной в силу требований пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ссылка суда на то, что нахождение спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008г. по делу N А56-18259/2007, поскольку не подлежат доказыванию вновь только установленные судебным актом арбитражного суда обстоятельства. Использованные судом ссылки, содержащиеся в решении суда по делу N А56-18259/2007, представляют из себя не обстоятельства, а правовые выводы суда, которые не могут иметь преюдициального значения.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства включения Невского лесопарка в число памятников истории и культуры (объектов культурного наследия). Таким образом, суд смешал понятия памятника "Ансамбль усадьбы Знаменских" и Невского лесопарка, который памятником не является, и посчитал возможным отождествить два этих объекта без каких-либо правовых и фактических оснований.
Поскольку на дату введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации категория спорного земельного участка была установлена - земли лесного фонда, то положения статей 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии доказательств нахождения на спорном земельном участке объекта культурного наследия лишь дают основания для изменения категории земель в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Таким образом, даже при наличии (возможном) на землях лесного фонда объектов культурного наследия такие земли будут отнесены к категории земель особо охраняемых территорий только после соблюдения порядка их перевода в другую категорию. Перевод спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий не производился, ненормативный акт Правительства Российской Федерации по указанному поводу отсутствует.
До судебного заседания от Предпринимателя поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью присутствия в судебном заседании Предпринимателя и его представителя.
Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области, Регионального благотворительного фонда "Покровский", Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области, Департамента лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
Протокольным определением ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отклонено, поскольку заявитель не представил доказательств в подтверждение оснований для отложения, изложенных в ходатайстве.
По мнению присутствовавших в судебном заседании представителей Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области, Регионального благотворительного фонда "Покровский", Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области, Департамента лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об исправлении кадастровой ошибки в порядке пункта 4 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Суд первой инстанции на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся N 660 от 20.07.1972г., карты охранных зон объекта культурного наследия, охранного обязательства от 15.07.1976г. N 1278, заключенного ООО "Уникон" от 22.07.2004г., и с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008г. по делу N А56-18259/2007 пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
Как следует из материалов дела, между Предпринимателем Казаряном В.А. и ФГУ "Кировский лесхоз" был заключен договор аренды участка лесного фонда N 11 от 06.04.2004г., в соответствии с которым лесхоз передал Предпринимателю в аренду участок лесного фонда на территории Ленинградской области Всеволожского района, расположенный в квартале N 47 (выдел 19) и в квартале N 51 (выдел 13) Невского лесничества Всеволожского парклесхоза общей площадью 0,86 га, в том числе леса 1 группы - 0,86 га, из них по категориям защитности: защитные полосы - 0,86 га, для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (в настоящее время земельные участки с кадастровыми N 47:07:06-12-001:0006 и N 47:07:06-12-001:0007).
На арендованном земельном участке Предпринимателем возведено нежилое здание, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРП 12.11.2004г.
Предприниматель полагает, что указанный земельный участок правомерно отнесен к землям лесного фонда, что не является кадастровой ошибкой, отнесение данного участка к землям особо охраняемых территорий возможно только после перевода его из категории земель лесного фонда в категорию земли особо охраняемых территорий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 99, подпунктом 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий в составе земель историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002г. N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, относятся к землям историко-культурного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 названного закона объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу Закона, были отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанного закона.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (с учетом дополнений и изменений, внесенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. N 6243) Ансамбль "Усадьба Зиновьевых" (главное здание, березовый домик у пристани, парк и парковые сооружения) включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. Историко-культурный статус Усадьбы подтвержден указом Президента РФ от 20.02.95г. N176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения", в соответствии с которым памятники истории и культуры являются объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, подлежащими охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008г. по делу N А56-18259/2007, принятого между теми же лицами (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установлено обстоятельство нахождения спорных земельных участков Всеволожского парклесхоза в границах территории объекта культурного наследия федерального значения (и всемирного наследия ЮНЕСКО) - "Ансамбль усадьбы Зиновьевых".
Спорные земельные участки, находящиеся в границах территории объекта культурного наследия "Ансамбль усадьбы Зиновьевых", относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов в силу вышеуказанных норм закона. Для отнесения их к данной категории земель не требуется специального акта Правительства Российской Федерации и перевода земель иных категорий (лесного фонда) в земли особо охраняемых территорий в соответствии со статьей 8 Земельного кодека Российской Федерации.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004г. N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.10.2007г. N 240-ФЗ) установлен особый порядок перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий путем изменения границ соответствующей территории. Как установлено выше судом, спорные земельные участки уже входят в границы территории объекта культурного наследия. Таким образом, перевода спорного земельного участка из земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий не требуется. Кроме того, рассматриваемый случай не относится к предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 172-ФЗ случаям, когда допускается перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Учет спорных участков в составе земель лесхозов не означает отнесения их к категории земель лесного фонда в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом обстоятельства нахождения указанных участков в составе территории памятника культурного наследия. Именно наличие документов учета земельных участков в составе земель лесного фонда в нарушение вышеуказанных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 73-ФЗ и привело к возникновению кадастровой ошибки.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 октября 2008 года по делу N А56-15310/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15310/2008
Истец: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области
Ответчик: Региональный благотворительный фонд "Покровский", Предприниматель Казарян Вардгес Арташович, Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области, Агентство лесного хозяйства по Ленинградской области и г. Санкт-Петербургу
Кредитор: Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу, Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, Департамент государственного контроля за соблюдением и использованием объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4635/2021
01.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-568/2021
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8276/20
29.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2089/20
30.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 9511/09
15.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 9511/09
23.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-15310/2008
23.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1852/09
23.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11646/2008
21.10.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-15310/08