09 июня 2009 г. |
г. Вологда Дело N А05-812/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Козловой С.В. и Писаревой О.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А.,
при участии от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Ивановой Т.В. по доверенности от 16.01.2009 N 23-31-12/18,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 марта 2009 года по делу N А05-812/2008 (судья Трубина Н.Ю.),
установил
муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" (далее - МУЗ "ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 3 365 042 руб. 65 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата, а также выплатой процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Определением суда от 27.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Архангельский фонд), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд).
Определением суда от 07.05.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование "Мирный" (далее - МО "Мирный").
Решением от 07.06.2008 иск МУЗ "ЦГБ" удовлетворен, с Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу МУЗ "ЦГБ" взыскано 2 319 263 руб. 41 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины. В остальной части иска и в иске к МО "Мирный" отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 решение изменено, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУЗ "ЦГБ" взыскано 471 513 руб. 91 коп. и 3968 руб. 97 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В остальной части решение оставлено без изменения. С МУЗ "ЦГБ" в пользу Минфина РФ взыскана государственная пошлина в размере 1000 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.11.2008 решение от 07.06.2008 и постановление от 11.08.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 24.03.2009 взыскано с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МУ "ЦГБ" 520 179 руб. 92 коп. убытков, 4378 руб. 61 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к МО "Мирный" отказано.
Минфин РФ с судебным актом не согласилось, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к следующему: в состав взысканных убытков суд необоснованно включил расходы истца по выплате медицинским работникам участковой службы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на надбавку стимулирующего характера, выплачиваемую в связи с выполнением государственного задания по оказанию медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, которые являются расходным обязательством местного бюджета, а не федерального; оснований для взыскания начисленного на северную надбавку НДФЛ также не имеется, поскольку выделение субвенций на данную выплату в федеральном бюджете не предусмотрено.
Первоначально рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 12.05.2009. Однако в связи с истребованием дополнительных доказательств апелляционная инстанция отложила ее рассмотрение на 02.06.2009.
После отложения рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отпуском судьи Романовой А.В. в составе суда произведена ее замена на судью Козлову С.В., о чем имеется соответствующее распоряжение и указано в протоколе судебного заседания, вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Минфина РФ в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просит решение суда в части удовлетворения требований к данному ответчику отменить, в иске отказать.
МУЗ "ЦРБ" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Архангельский фонд в отзыве пояснил, что выполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме, доказанные убытки, возникшие в связи с исполнением вступивших в законную силу решений мирового суда, необходимо взыскать с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
МУЗ "ЦРБ", Архангельский и Федеральный фонды, МО "Мирный" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Минфина РФ, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: законодателем не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, в связи с этим убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации; фактические расходы истца в размере 520 179 руб. 92 коп. подтверждены вступившими в законную силу судебными актами - решениями мировых судей и платежными документами; оснований для взыскания остальной части заявленной суммы не имеется, поскольку истец не доказал, какое его право нарушено ответчиками в связи с наличием у него начисленной, но не выплаченной задолженности перед своими работниками, и как оно будет восстановлено в случае удовлетворения иска в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 и от 30.12.2006 N 885 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и 2007 годы (далее - Программы на 2006, 2007 год).
Названные Программы определяют виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Финансирование Программ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
В соответствии с указанными Программами на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 данной статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 названной статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тысяч рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тысяч рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аналогичные нормы содержатся в статье 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (далее - Закон N 243-ФЗ), которой также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой на 2007 год является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статьям 9, 10 Законов N 171-ФЗ и 243-ФЗ средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2006 год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 утверждены Правила предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2007 год).
Пунктом 4 Правил на 2006 год и пунктом 5 Правил на 2007 год определены условия, на основании которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Как усматривается из материалов дела, между Архангельским фондом и МУЗ "ЦГБ" заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Между Архангельским фондом и МУЗ "ЦГБ" заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медицинскую помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, в течение 2006 и 2007 годов МУЗ "ЦГБ" ежемесячно предоставляло в Архангельский фонд заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда ОМС. Архангельский фонд в 2006 и 2007 годах в полном объеме перечислил МУЗ "ЦГБ" субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного учреждения.
Суд установил, что предъявленные к взысканию убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников и возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей, медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи. Лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности и частично выплачена.
Решениями мировых судей города Мирного с МУЗ "ЦГБ" взысканы в пользу обратившихся в суд работников денежные средства, составляющие задолженность по надбавке стимулирующего характера за 2006 и 2007 годы, исходя из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, а также из наличия у них права на увеличение средней заработной платы, применяемой при оплате отпуска, времени нахождения в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата, исчисляемая по правилам статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что общая сумма взысканий составила 520 179 руб. 92 коп, при этом судебные акты исполнены.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, возникших в результате дополнительных денежных выплат медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в порядке применения статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части взыскания убытков, понесенных истцом при выплате сумм, взысканных решениями мировых судей.
При определении размера взыскиваемой с данного ответчика суммы суд учел, что фактические расходы истца в размере 520 179 руб. 92 коп. подтверждены вступившими в законную силу судебными актами - решениями мировых судей и платежными документами.
Таким образом, исковые требования в этой части являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом за счет средств казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что оснований для взыскания начисленной истцом северной надбавки и НДФЛ не имеется, не принимается во внимание.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
В составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно названным нормам Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется в применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего кодекса для определения размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Поскольку северная надбавка и НДФЛ применены истцом при расчете средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в силу требований закона, а источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, в рассматриваемый период не был определен, данные расходы в полном объеме подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как правильно указал суд первой инстанции, данный вывод соответствует сложившейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.2009 N А05-1365/2008 и 10.03.2009 по делу N А05-8444/2008).
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 марта 2009 года по делу N А05-812/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-812/2008
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" г. Мирный
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ (УФК по Архангельской области), Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Муниципальное образование "Мирный"
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13277/09
07.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-812/2008
09.06.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2681/2008
14.11.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-812/2008
11.08.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2681/2008