г. Тула
17 декабря 2008 г. |
Дело N А62-2271/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Можеевой Е.И.,
судей Заикиной Н.В., Никуловой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой Ю. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (УФК РФ) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.10.08 по делу N А62-2271/2008 (судья Шапошников И.В.), принятое по иску ООО "Смоленская региональная компания по реализации газа" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (УФК РФ), Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по социальному развитию о взыскании убытков на сумму 1 985 219, 16 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Степановой О.А., доверенность N 59 от 24.04.2008;
от ответчиков: не явились, извещены судом надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Смоленскрегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (УФК РФ), Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по социальному развитию о взыскании убытков на сумму 1 985 219, 16 руб.,
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.10.2008 исковые требования ООО "Смоленскрегионгаз" удовлетворены частично.
Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в сумме 1682389,50 руб.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является необоснованным и вынесено с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы ссылается на то, что бюджету Смоленской области были предусмотрены субвенции из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг данным категориям граждан в 2005 году в размере 181070,5 тыс. руб., в 2006 году - 341057,5 тыс. руб. Данные денежные средства были перечислены Министерством финансов РФ в полном объеме.
В бюджет Смоленской области за 2005 год поступило 211397,8 тыс. руб., за 2006 год - 341057,5 тыс. руб. Указанные суммы полностью зачислены в доход областного бюджета, что подтверждается актами сверки расчетов по межбюджетным отношениям по состоянию на 1 число соответствующего года, подписанными Департаментом финансов, бюджета и государственного заказа по Смоленской области и Управлением Федерального казначейства по Смоленской области. Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации в полной мере обеспечило финансирование расходов, предусмотренных в федеральном бюджете.
Заявитель жалобы также считает, что ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ предусмотрено предоставление льгот исключительно инвалидам войны, а не членам их семей, в связи с чем вывод суда о наличии правовых оснований предоставления членам семей инвалидов войны льгот по оплате коммунальных услуг необоснован.
Заявитель жалобы также указывает на то, что в данном случае отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда - не доказана вина Российской Федерации, а также причинно-следственная связь между действиями Министерства финансов РФ и возникновением убытков у истца.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что с апелляционной жалобой не согласен, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
От Управления Федерального казначейства по Смоленской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом ходатайство удовлетворено.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.10.2008 следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.01.2005 между ООО "Смоленскрегионгаз" (Исполнитель) и Департаментом Смоленской области по социальному развитию (Департамент) были заключен договор N 163, по условиям которого исполнитель обязуется предоставлять льготы гражданам, проживающим на территории Смоленской области, по оплате стоимости потребленного газа.
В соответствии с п. 1.4 договора департамент обязуется оплатить фактические расходы, понесенные исполнителем в связи с предоставлением мер социальной поддержки за поставку газа получателями, на основании счетов, выписанных исполнителем согласно актам сверки и сводному реестру, подписанным обеими сторонами.
Меры социальной поддержки по указанному договору предоставлялись инвалидам на основании ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, постановления Правительства РФ от 19.11.2004 N 652 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов".
За период с 2005 по 2006 годы ООО "Смоленскрегионгаз", исполняя требования вышеуказанных законодательных актов, предоставляло льготы по оплате за потребленный газ гражданам, имеющим право на льготу, а также совместно проживающим с ними членам семьи с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа.
Ссылаясь на то, что понесенные расходы от реализации льгот за указанный период ООО "Смоленскрегионгаз" не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, ст. 72 Конституции РФ, нормами Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ, исходил из того, что исковые требования заявлены обоснованно и правомерно, поскольку Российская Федерация, установив федеральными законами льготы по оплате газа, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям понесенных расходов по предоставлению указанной льготы за счет средств федерального бюджета. При этом суд исключил из указанной суммы убытков сумму налога на добавленную стоимость.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
Согласно пп. 9 п.11 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ инвалидам войны предоставляются льготы в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" определено, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, распространяются права и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Бездействие государства, выразившееся в неисполнении обязанностей по компенсации ООО "Смоленскрегионгаз" расходов по реализации льгот, в силу ст.1069 Гражданского кодекса РФ дает ему право требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В силу ст.16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст.16 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункту 5.6. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов РФ" Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей в спорный период, меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, льготы по оплате услуг за пользование электроэнергией инвалидам Великой отечественной войны и лицам, приравненным к ним, подлежат возмещению из федерального бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 ст.83 Бюджетного кодекса РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Довод заявителя жалобы о том, что меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг для членов семей инвалидов войны ФЗ "О ветеранах" не предусмотрены, несостоятелен.
Действительно, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона РФ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляется скидка 50% на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 11 указанного Закона законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В частности, к числу таких нормативных правовых актов относится постановление Совета Министров СССР N 209 от 23.02.1981 "Об утверждении положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих".
Пунктом 17 вышеуказанного Положения определено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении N 423-О от 04.12.2003, федеральный законодатель вправе, как следует из ст. ст. 71 (п.п. "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (ч.3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений, как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (ст.1 ч.1, ст. 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Положения Федерального закона "О ветеранах" во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.12.2005 N 502-О, признание абзацем вторым п.6 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившими силу п.п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.
По смыслу данного определения сама по себе утрата силы п.п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 524-О от 07.12.2006, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в системе правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют, что денежные средства по возмещению расходов при предоставлении мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию до сентября 2005 года возмещались в полном объеме.
Фактический размер не возмещенных истцу расходов по предоставлению социальной поддержки членам семей льготников в 2005 году составил 443594,45 руб., в 2006 году - 725449,03 руб., всего - 1169043,48 руб. (включая НДС).
В подтверждение указанного размера задолженности истцом представлены справки-расчеты, сведения о фактически предоставленных льготах, акты сверки расчетов, списки граждан, имеющих право на льготы.
Кроме этого, Департамент Смоленской области по социальному развитию выставил истцу претензию о возврате денежных средств, перечисленных им за период с января по август 2005 года в сумме 816176,13 руб. Претензия ответчика удовлетворена и деньги департаменту возвращены платежным поручением N 406 от 22.05.2006.
Таким образом, общая сумма убытков ООО "Смоленскрегионгаз" составила 1985219,61 руб.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг с учетом субвенций, субсидий, предоставляемых из бюджетов всех уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
На основании вышеизложенного налог на добавленную стоимость в размере 18%, включенный в стоимость услуг, обоснованно исключен судом первой инстанции из заявленной истцом ко взысканию суммы убытков, ввиду чего в пользу истца обоснованно взыскана сумма убытков в размере 1682389 руб. 50 коп.
Иной расчет размера убытков и доказательства, свидетельствующие о том, что истец понес убытки в меньшем объеме, чем указано в расчете истца, ответчиками не представлены.
Доказательства, опровергающие представленные истцом сведения об объеме предоставленных льгот и подтверждающие выделения Смоленской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, ответчиками не представлены.
С учетом вышеизложенного, поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных федеральным законом, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования субъектом РФ - Смоленской областью суду не представлено, причиненные истцу убытки, связанные с предоставлением льгот членам семей инвалидов ВОВ в 2005-2006 годах, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.
В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов по выполнению Федерального закона "О ветеранах" не было выделено в достаточном количестве, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу, в связи с чем отсутствие в оспариваемом судебном акте выводов о вине каждого из участников бюджетного процесса, связанного с финансированием расходов истца, не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Кроме того, как видно из материалов дела, факт оказания услуг не отрицался ответчиком, контррасчет заявленных требований истца, а также доказательства выделения субъекту Российской Федерации денежных средств в объеме, достаточном для компенсации истцу выпадающих доходов, ответчиком не представлены.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы необоснованны.
Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Смоленской области и отмены принятого решения.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.10.2008 по делу N А62-2271/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.И. Можеева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2271/2008
Истец: ООО "Смоленская региональная компания по реализации газа"
Ответчик: Смоленская область в лице Департамента Смоленской области по социальному развитию, РФ в лице Министерства финансов РФ (УФК РФ)