г. Томск |
Дело N 07АП-6820/08 |
(А27-7953/2008-5)
11 января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Марченко Н.В.
судей Гойник Л.А., Нагишевой О.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Марченко Н.В.
при участии:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года по делу N А27-7953/2008-5 по иску Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 4"
о взыскании 10741 руб. 12 коп. (судья Гуль Т.И.),
УСТАНОВИЛ:
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" (далее - МУЗ "ГКБ N 4") с иском о взыскании 10741 руб. 12 коп. ущерба, причиненного в результате выплаты пособий по государственному социальному страхованию по неправильно оформленным, выданным с нарушением установленного порядка, листкам нетрудоспособности.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ КРО ФСС в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что МУЗ "ГКБ N 4" осуществило выдачу листков нетрудоспособности застрахованному Мохову В.Н. с нарушением положений Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома России и постановлением ФСС РФ N 206/21 от 19.10.1994 года, приказа Минздрава РФ N 238 от 26.07.2002 года. По данным листкам произведена выплата пособий по государственному социальному страхованию за счет средств обязательного социального страхования на общую сумму 10741 руб. 12 коп. В результате истцу причинен ущерб, который подлежит возмещению за счет МУЗ "ГКБ N 4". По мнению истца, вред выражается в нецелевом расходовании денежных средств бюджета ФСС РФ.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.08.2007 года ГУ КРО ФСС проведена проверка деятельности МУЗ "ГКБ N 4" по вопросам организации экспертизы временной нетрудоспособности, в результате которой установлено, что листки нетрудоспособности серии ВВ 8347331, ВВ 1975768, ВВ 8404853 на имя Мохова В.Н. в период с 06.05.2006 года по 24.05.2007 года оформлены с нарушением требования Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома России и постановлением ФСС РФ N 206/21 от 19.10.1994 года.
На основании указанных листков, Мохову В.Н. страхователем выплачено пособие по временной нетрудоспособности на общую сумму 10741 руб. 12 коп.
Обращаясь в арбитражный суд, истец на основании статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации требовал возмещения 10741 руб. 12 коп. ущерба, причиненного ФСС РФ в результате нецелевого использования средств социального страхования.
Судом первой инстанции в удовлетворении иска правомерно отказано в связи с его необоснованностью.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт незаконных действий (бездействия) ответчика, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
В соответствии с частью 4 статьи 13 указанного Закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования РФ также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности в спорный период определялся утратившей силу с 27.11.2007 года Инструкцией, которая устанавливала, что право на выдачу листков временной нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (п.1.3. Инструкции).
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 года N 24, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пунктом 26 Методических указаний предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Пунктом 59 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений, указанных в пункте 58, отделение (филиал отделения) Фонда либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Таким образом, законодательством, в том числе статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что расходы в связи с выплатой пособия по спорным листкам нетрудоспособности приняты к зачету с замечаниями или возражениями.
Следовательно, лечебное учреждение не несет ответственности в виде убытков за нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 10741 руб. 12 коп. убытков.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения рушения суда первой инстанции от 23 сентября 2008 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Учитывая наличие оснований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", истец освобождается от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года по делу N А27-7953/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 103 от 27.11.2008 года в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.В.Марченко |
Судьи |
Л.А.Гойник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7953/2008-5
Истец: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: МЛПУ "Городская больница N2 Святого великомученика Георгия Победоносца" г.Новокузнецк
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6820/08