г.Воронеж |
N А48-1730/08-8 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 .06.08 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.06.08 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Протасова А.И.,
Осиповой М.Б.
при ведении протокола судебного заседания Овсянниковой Е.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Советскому району г.Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.05.2008 года
по делу N А48-1730/08-8 (судья - А.В.Володин) по заявлению ООО "Продуктовая лавка" к Инспекции ФНС России по Советскому району г.Орла об отмене постановления об административном правонарушении
при участии:
от ООО "Продуктовая лавка" - не явились, извещены надлежащим образом.
от ИФНС России по Советскому району г.Орла - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Продуктовая лавка" (далее ООО "Продуктовая лавка") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по Советскому району г.Орла от 30.04.2008 г. N 22 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Орловской области от 13.05.08 г. требования ООО "Продуктовая лавка" удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция ФНС России по Советскому району г.Орла (далее- ИФНС, налоговый орган) обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения. При этом заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
ООО "Продуктовая лавка" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В порядке ст.123,156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, налогового органа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные по делу доказательства , апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела, 22.04.2008г. ИФНС России по г.Орлу была проведена проверка магазина самообслуживания "Продуктовая лавка", расположенного по адресу: г. Орел, ул. М. Горького, д. 49, помещение 33 и принадлежащего ООО "Продуктовая лавка" на предмет соблюдения требований законодательства в области реализации алкогольной продукции.
В ходе проверки налоговым органом обнаружены следующие нарушения:
отсутствие уголка защиты прав потребителя;
нарушение п.п. 1.5 и 7 правил заполнения справок к ТТН и ГТД на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утв. постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005г. N 864 и N 872 - на водку "Пшеничная" с объёмным содержанием спирта 40% емкостью 0,5 л производства ООО "Чегемекий винпищепром", Россия, КБР, дата розлива 07.03.2008г., поставщик ООО "ТД "Девин"; водку "Серпуховская застава" с объёмным содержанием спирта 40% емкостью 0,5 л производства ООО "Гринстрой", Россия, Московская обл., Серпуховской район, пос. Оболенск, дата розлива 16.01.2008г. , поставщик ООО "РПК-АС"; шампанское Российское полусладкое с объёмным содержанием спирта 10,5-12,5% емкостью 0,75 л производства ООО "Винный стиль", Россия, г. Москва, дата розлива 27.11.2007г. (на остатке в магазине 17 бут.), поставщик ООО "Винный стиль"; водку "Мягков", с объёмным содержанием спирта 40% ёмкостью 0,2 л производства ЗАО "Первый ликеро-водочный завод", Украина, дата розлива 04.02.2008г. (на остатке в магазине 1 бут.), поставщик ООО "РПК-АС", а именно . в правой части раздела "Б" копий справок к ТТН и ГТД организацией-покупателем не проставлены реквизиты: Ф.И.О. подпись уполномоченного лица организации, печать организации. Кроме того, на водку "Мягков" в правой части раздела "Б" копии справки к ГТД не указаны реквизиты организации-покупателя: наименование организации покупателя, Ф.И.О. руководителя организации покупателя, ИНН/КПП организации-покупателя; нарушение п.п. 5 и 7 Правил заполнения справок к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. N 872 - на водку "Пшеничная" с объёмным содержанием спирта 40% емкостью 0,5 л производства ООО "Чегемский винпищепром", Россия, КБР, дата розлива 07.03.2008г. (на остатке в магазине 29 бут.), поставщик ООО "ТД "Девин" и на водку "Старорусская" с объёмным содержанием спирта 40% емкостью 0,5 л производства ООО "Чегемский винпищепром", Россия, КБР, дата розлива 7.03,2008 г. (на остатке в магазине 29 бут.), поставщик ООО "ТД "Девин" выдана одна часть раздела "Б" копии справки к ТТН на оба наименования алкогольной продукции.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22.04.2008 г. N 000017.
23.04.2008г. в отношении ООО "Продуктовая лавка" составлен протокол N 21 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
30.04.2008г. и.о. начальника ИФНС Говорова Н.Л. рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении ООО "Продуктовая лавка" вынесла постановление N 22 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Продуктовая лавка" обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд области правомерно руководствовался следующим.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, кроме перечисленных в ч.ч. 1 и 2 названной нормы, - в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Вменяя в вину Обществу совершение правонарушения , наказание за которое предусмотрено названной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях , в качестве объективной стороны правонарушения налоговый орган как в протоколе об административном правонарушении, так и в обжалуемом постановлении, указал на отсутствие уголка защиты прав потребителя , квалифицируя данное действие как нарушение п.9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г.
Согласно п.9 Правил продажи отдельных видов товаров на продавца возложена обязанность доведения до сведения покупателей в наглядной и доступной форме этих Правил.
Как правильно отметил суд первой инстанции в соответствии с названной нормой Правила продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. При этом обязанность продавца по размещению в торговом зале именно уголка защиты прав потребителя как информационного комплекса указанными Правилами не предусмотрена. Из содержания материалов проведенной ИФНС проверки усматривается, и не опровергнуто достоверными доказательствами налогового органа, что проверка наличия в торговом зале магазина самих по себе Правил продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной для покупателей форме не проводилась , и их отсутствие заявителю не инкриминируется.
В связи с чем указанное нарушение нельзя отнести к нарушениям, ответственность за которые наступает по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ и вывод суда о неправильности квалификации действий Общества является правомерным.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен запрет на оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, или оборот без сертификатов соответствия, без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции при их розничной продаже, установлен статьями 10.2, 16 упомянутого Федерального закона. К их числу отнесены, в частности, товарно-транспортные накладные, справки, прилагаемые к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции), сертификаты соответствия.
В п. 139 разд. XIX Правил продажи отдельных видов товаров предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Форма и правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", в соответствии с пунктом 4 которого организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах (А и Б) справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Согласно пункту 5 Постановления при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного следующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции. Организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
Форма справки, прилагаемой к ГТД, и Правила ее заполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации". В соответствии с п.п. 2, 3, 6, 7 указанных Правил справка к ГТД заполняется на каждую партию товара одного наименования, помещенного под таможенный режим выпуска товара для внутреннего потребления. Заполненная справка подается юридическим или физическим лицом, которое декларирует товар либо от имени которого декларируется товар (далее - декларант), или по его поручению таможенным брокером (представителем) в таможенный орган, производящий таможенное оформление товара, для ее проверки и заверения до выпуска товара. Справка заполняется по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. N 872, на одном листе формата А4. На лицевой стороне справки печатается раздел "А", на оборотной -раздел "Б". Раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки, на каждом этапе реализации (передачи) товара несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей должны быть четкими и ясными.
Административный орган в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении указал на нарушение Обществом правил заполнения справок к ТТН и ГТД на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
При этом арбитражный суд области принял во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ, сформулированную им в постановлении от 19.02.2008г. N 13646/07, согласно которой один лишь факт ненадлежащего оформления обществом правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Кроме того,. указанное нарушение не образует состава правонарушения и по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку административная ответственность по названной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Таким образом вывод суда о том, что событие вмененного ООО "Продуктовая лавка" в вину административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в рассматриваемом случае отсутствовало, что исключает возможность наложения на заявителя административного наказания.
Частью 6 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно разъяснений , изложенных в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК. РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В связи с вышеизложенным, арбитражный суд области обоснованно посчитал, что ИФНС привлекая ООО "Продуктовая лавка" к административной ответственности и вынося оспариваемое постановление о назначении административного наказания допустила неправильную квалификацию вмененных заявителю правонарушений, а также инкриминировала ему ряд обстоятельств, не образующих состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, расцени указанные недостатки как существенные, которые не могут быть устранены в ходе рассмотрения настоящего дела.
При рассмотрении дела в первой инстанции судом установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательством и доводам лиц, приведенным в обоснование позиции, правильно применены нормы как материального, так и процессуального права.
В апелляционной жалобе налоговый орган не привел доводов и оснований, свидетельствующих о незаконности судебного акта, а лишь выразил свое несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения..
В связи с изложенным апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 268, п. 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области, принятое 13.05.08 г. по делу N А48-1730/08-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок..
Председательствующий судья |
В.А.Сергуткина |
Судьи |
М.Б.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1730/08-8
Заявитель: ООО "Продуктовая лавка"
Ответчик: ИФНС РФ по Советскому р-ну г Орла