г. Воронеж |
|
12 октября 2009 г. |
Дело N А36-1462/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей Суховой И.Б.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,
при участии:
от ООО "Липецкая городская энергетическая компания": Милованов С.В. -главный специалист по качеству вод, доверенность N 143 от 24.09.2009 г., Иванникова С.В.- начальник общеправового отдела, доверенность N 144 от 29.12.2008 г.;
от ФБУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области": Рогачёва Е.В. - юрисконсульт, удостоверение ЛПЦ "009226, Форостов С.Д. - старший юрисконсульт, доверенность б/н от 01.10.2009 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области"
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.07.2009 г.
по делу N А36-1462/2009 (судья Щедухина Т.М)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Липецкая городская энергетическая компания" к федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области"
о взыскании 47 789,86 рублей задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - истец, ООО "ЛГЭК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (далее - ответчик, ФБУ "Исправительная колония N 2 УФСИН по Липецкой области") о взыскании платы за превышение нормативов сброса сточных вод по договору N 160457 от 01.01.2007 г. в размере 47 789,86 рублей (с учетом уточнения основания иска).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.07.2009 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что примененная методика определения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах путем точечной пробы не может дать объективной картины уровня загрязнения сточных вод в течение суток. По мнению ответчика, в данном случае должен был быть применен метод составной пробы, так как в силу характера деятельности учреждения, стоки в течение суток неравномерны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика доводы жалобы поддержали.
Представители ООО "ЛГЭК" против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца, ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2007 года между ООО "ЛГЭК" (энергоснабжающая организация) и ФБУ "Исправительная колония N 2 УФСИН по Липецкой области" (абонент) стороны заключили договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (с бюджетными организациями) N 160457, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась принимать в системы канализации сточные воды от абонента в количестве 199200 куб. м. в год, 16600 куб.м. в месяц ориентировочно, абонент обязался соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 г. (далее Правила N 167), иными нормативно-правовыми актами и "Разрешением на сброс сточных вод" (Приложение N 2 к договору).
Согласно п. 8.1 договор считается продленным на очередной календарный год на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении не ранее, чем за 30 дней до окончания срока действия договора.
18.12.2008 г. в выходном контрольном колодце представителем истца в присутствии представителя ответчика, главного энергетика, был произведен отбор пробы сточных вод, отводимых в системы канализации г. Липецка, о чем свидетельствует акт N 2.
Согласно протоколу санитарно-химического исследования качества сточных вод N 239 от 22.12.2008 г. содержание загрязняющих веществ превысило нормативы сброса, в связи с чем, истец направил ответчику счет и счет-фактуру за декабрь 2008 г. об оплате за сброс загрязняющих веществ.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию N 1076 от 19.02.2009 г. с требованием оплатить денежные средства в сумме 47 789,86 рублей за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ.
Платежные документы и претензию ответчик оставил без оплаты, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
26.04.1991 г. исполком Липецкого городского Совета народных депутатов принял решение N 221 о введении "Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (далее Решение N 221).
Указанным решением были утверждены местные "Правила приема производственных сточных вод в систему канализации г. Липецка" (Приложение N 1), нормы предельно-допустимых концентраций (ПДК) и предельно-допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ, сбрасываемых предприятиями г. Липецка в городскую канализацию (Приложение N 2). Данные нормы были разработаны исходя из согласованных природоохранными органами нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в городскую канализацию, и рассчитаны сроком на пять лет.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации, администрацией Липецкой области принято постановление от 27.06.1996 г. N 258, которым утверждено "Временное положение о порядке взимания с предприятий, организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Липецкой области" (т.1, л.д. 37-39).
Правила N 167 регулируют отношения между абонентами (юридическими лицами) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
К числу существенных условий договора отнесены порядок, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абзац седьмой пункта 13 Правил N 167).
Согласно пунктам 2.2.2.,2.2.4 договора N 160457 от 01.01.2007 г. энергоснабжающая организация имеет право осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод Абонента и взимать плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в соответствии с действующим законодательством.
В пункте 14 Правил приема сточных вод в систему канализации г. Липецка от 26.04.1991 г. говорится, что сброс производственных сточных вод в городскую канализацию производится предприятиями только при наличии разрешения на сброс, выданного Производственным управлением водопроводно-канализационного хозяйства и договора на отпуск воды и прием сточных вод, заключенного между Производственным управлением водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Требования, указанные в пункте 14 местных Правил, не противоречат условиям пункта 61 Правил N 167, согласно которым нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Разрешение на сброс сточных вод (Приложение N 2) было выдано ответчику при заключении договора N 160457 от 01.01.2007 г.
Указанные в Разрешении на сброс сточных вод нормативы соответствуют нормам предельно-допустимых концентраций (ПДК) и предельно-допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ, сбрасываемых предприятиями г. Липецка в городскую канализацию, которые установлены исходя из согласованных природоохранными органами нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в канализацию г. Липецка.
Данные нормативы являются действующими, поскольку нормативные акты, которыми они были введены в действие, в последующем не были отменены и до настоящего времени не утратили юридической силы. При отсутствии нормативов, которые должны были устанавливаться органами местного самоуправления для абонента на новый срок, стороны договора вправе руководствоваться ранее принятыми нормативами.
Поскольку разрешение на сброс сточных вод (Приложение N 2) является неотъемлемой частью договора, ответчик обязан им руководствоваться и не допускать сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов, установленных в нем.
Плата за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
Согласно протоколу санитарно-химического исследования качества сточных вод от 22.12.2008 г. обнаружено превышение нормативов сброса по следующим 9 показателям: взвешенные вещества - 796,6 мг/дм3 при установленной норме 301,0 мг/дм3; ХПК- 2100,0 мг/дм3 при норме 331,5 мг/дм3; БПК 5 - 925,0 мг/дм3 при норме 150,0 мг/дм3; железо 3,76 мг/дм3 при норме 2,6 мг/дм3; АПАВ - 0,13 мг/дм3 при норме 0,05 мг/дм3; нефтепродукты - 0,39 мг/дм3 при норме 0,1 мг/дм3; хлориды - 13648,0 мг/дм3 при норме 107,0 мг/дм3; сульфаты - 146,1 мг/дм3 при норме 98,0 мг/дм3; цинк - 0,32 мг/дм3 при норме 0,07 мг/дм3.
Расчет платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов произведен на основании пунктов 11, 12 Временного Положения "О порядке взимания с предприятий, организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Липецкой области".
Рассмотрев расчет платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, представленный истцом, суд установил, что данный расчет произведен правильно, исходя их двукратного тарифа за услуги по приему сточных вод и объема, фактически сброшенных абонентом сточных вод в декабре 2008 г.
Тариф на услугу по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемую ООО "Липецкая городская энергетическая компания", равен 32,82 руб./м3 (без НДС), объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в декабре 2008 г. согласно двустороннему акту оказанных услуг составил 1234 куб.м.
Согласно расчету истца, который суд принимает за основу, размер платы составляет: 2х32,82х1234=80 999 руб. 76 коп. (без НДС) и 95 579 руб. 72 коп. (с НДС) (т.1, л.д.8).Один тариф, т.е. 47 789 руб. 86 коп. с НДС за декабрь 2008 г., истец взял по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Данная сумма за декабрь 2008 г. ответчиком оплачена. Следовательно, дополнительная плата за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации, составила 95 579,72 рублей - 47 789,86 рублей = 47 789,86 рублей.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что примененная истцом методика определения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах путем точечной пробы указывает на необъективность картины уровня загрязнения сточных вод в течение суток, несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с пунктами 65, 67 Правил N 167 истец, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет контроль за соблюдением ответчиком нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод ответчика, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией ООО "ЛГЭК", специально аккредитованной для производства таких работ, что подтверждается аттестатом аккредитации аналитической лаборатории (центра), действительным до 20.06.2010 г.
Под контрольным канализационным колодцем, согласно пункту 1 Правил N 167, понимается последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации. Поскольку на канализационной сети ответчика имеется единственный колодец, то он и является контрольным канализационным колодцем, в котором производился отбор проб его сточных вод.
В силу закона и условий договора ответчик должен обеспечить соблюдение установленных нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Нормативы водоотведения по составу сточных вод установлены Приложением к Решению N 221 в виде предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и едины для всех абонентов.
На основании указанных нормативов абонентам, в том числе и ответчику, было выдано Разрешение на сброс сточных вод в систему канализации г. Липецка, согласно которому разрешается сброс сточных вод с установленными допустимыми концентрациями загрязняющих веществ.
Согласно акту отбора проб сточных вод N 2 от 18.12.2008 г. в рамках осуществления контроля за соблюдением ответчиком нормативов водоотведения по составу сточных вод сотрудниками истца была отобрана точечная проба сточных вод.
Данный тип пробы предусмотрен ГОСТом Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" в Приложении Б и используется предпочтительнее для оценки качества сточных вод абонентов по отношению к нормативам содержания (предельно допустимым концентрациям) показателей в воде, установленным в нормативных документах, т.е. Приложением к Решению N 221, а также Разрешением на сброс сточных вод, что соответствует цели и области применения точечных проб.
Составная проба, также предусмотренная указанным ГОСТом, согласно пункту 5 таблицы Б.1 Приложения Б, применяется с иной целью - в случаях, когда требуются усредненные данные о составе воды. В связи с чем, истец при оборе проб вправе был использовать точечную пробу, поскольку указанный ГОСТ устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, но не устанавливает обязанности истца по выбору типа проб.7
18.04.2008 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" ПДН Ф 12.15.1-08, которые внесены в Государственный реестр методик количественного химического анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, допущенных для государственного экологического контроля и мониторинга. Методические указания развивают и конкретизируют основные положения ГОСТа Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб". Согласно пункту 5.3. данных Методических указаний для контроля соблюдения нормативов, установленных в виде концентрации (а именно такие нормативы установлены в Приложении к Решению N 221 и в Разрешении на сброс сточных вод), отбираются простые (разовые) пробы, характеризующие состав воды в данный момент времени, в данном месте и полученные однократным отбором требуемого количества воды, что соответствует понятию точечной пробы, проводимой истцом для осуществления контроля за соблюдением абонентами, включая ответчика, нормативов водоотведения по составу сточных вод (предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах).
Разработка программы исследований и проведения отбора среднепропорциональной составной суточной пробы, на что указано в пункте 3.2 ГОСТа Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", являются правом ответчика, но не обязанностью истца.
Более того, в соответствии с пунктом 12 Правил N 167, в случаях, когда количество и состав сточных вод изменяется в течение суток, как утверждает ответчик, абонентом должны устанавливаться специальные емкости - усреднители, обеспечивающие равномерный, в течение суток, сброс сточных вод в систему канализации, однако, данное требование ответчиком не исполнено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены судебного акта не усматривается.
В силу ст.110-112 АПК РФ на заявителя апелляционной жалобы возлагаются расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.07.2009 г. по делу N А36-1462/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония "2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.Л. Колянчикова |
Судьи |
И.Б.Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1462/2009
Истец: ООО "Липецкая городская энергетическая компания"
Ответчик: ФБУ "Исправительная колония N 2 УФСИН РФ по Липецкой области"