г. Владивосток |
Дело N А51-7883/2009 |
06 октября 2009 г. |
N 05АП-4555/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.09.06.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: О.Ю. Еремеевой, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ОАО Дальневосточная энергетическая компания (ОАО ДЭК): Бадюкова А.В. по доверенности N ДЭК-20-15/802Д от 05.08.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт 05 03 717973, выдан 02.07.2004; Харитонова И.В. по доверенности N ДЭК-20-15/588Д от 05.03.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт 05 07 377768, выдан 19.07.2007
от администрации г. Владивостока: Точилин Д.Ю. по доверенности от 12.01.2009 N 1-3/68 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение N 2468 от 18.11.2008;
от Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока: Тетянникова Л.Р. по доверенности от 21.01.2009 N 10/213 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение N 2433 от 11.11.2008.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока
на решение от 11.08.2009 г.
судьи О.Ю. Орешко
по делу А51-7883/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Администрации г. Владивостока, Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока
о признании действий незаконными и обязании принять исполнительный документ к исполнению
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока, выразившихся в возврате уведомлением от 19.05.2009 N 10/1948 без исполнения исполнительного листа N 006947 по делу N А51-53/2002 5-18 и обязании управления принять исполнительный лист N 006947 по делу NА51-53/2002 5-18 к исполнению.
В обоснование заявленных требований общество указало, что предъявленный в Управление исполнительный лист N 006947 соответствовал требованиям, установленным Арбитражным процессульным кодексом РФ и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ, в связи с чем, основания для его возврата в порядке пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ отсутствовали.
Решением суда от 11.08.2009 действия Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока, выразившиеся в возврате уведомлением от 19.05.2009 N 10/1948 исполнительного листа N 006947, выданного по делу N А51-53/2002 5-18 признаны незаконными. Суд обязал Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока принять исполнительный лист N 006947, выданный по делу NА51-53/2002 5-18 к исполнению.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Владивостока обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что факт предъявления 08.11.2006 исполнительного листа в службу судебный приставов повлек перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, поскольку исполнительный лист N 006947 был предъявлен в ОСП по Первомайскому району - не по месту совершения исполнительных действий, до предъявления данного документа в ОСП по Первомайскому району, в финансовый орган муниципального образования спорный исполнительный лист не предъявлялся. Действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Первомайскому району, выразившиеся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства признаны незаконными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края. Незаконные действия не порождают никаких правовых последствий, срок предъявления спорного исполнительного листа к исполнению не прерывался, то есть истек 11.11.2006. Поданное администрацией г. Владивостока ходатайство об отсрочке исполнения судебного акта по заявлению об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя являлось обеспечительной мерой в том смысле, что оно не предполагало перенесение срока исполнения на другую дату, поскольку уже на момент предъявления исполнительного листа в администрацию г. Владивостока - 09.11.2007 срок предъявления данного исполнительного документа истек.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ДЭК" решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Как указало Общество, учитывая факт предоставления отсрочки исполнения судебного акта по делу N А51-53/2002 5-18 от 02.10.2008, исходя из положений п.1 ч.1 ст. 321 АПК РФ, трехлетний срок для предъявления исполнительного листа начинает исчисляться с 03.10.2008. Следовательно, спорный исполнительный лист был предъявлен в Управление в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 321 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что Решением арбитражного суда Приморского края от 03.07.2002 по делу N А51-53/2002 5-18 с Администрации г. Владивостока за счет средств городского бюджета в пользу ОАО "Дальэнерго" (правопреемником которого является ОАО "Дальневосточная энергетическая компания") взыскано 193 708 787 руб. 30 коп. основного долга.
Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда Приморского края от 04.09.2002 решение изменено, взыскание 193 708 787 руб. 30 коп. произведено за счет средств местного бюджета.
13.09.2002 выдан исполнительный лист N 006947.
Как установлено постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу N А51-275/2008 5-13, исполнительный лист N 006947, предъявленный ОАО "Дальэнерго" для исполнения Владивостокскому филиалу Банка Москвы возвращен взыскателю 11.11.2003 на основании его заявления, что подтверждается письмом Банка N2.Б-03/2-240 от 11.11.2003.
08.11.2006 исполнительный лист N 006947 был предъявлен взыскателем в отдел судебных приставов по Первомайскому району Владивостокского городского округа.
08.11.2006 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, а 09.11.2006 вынесено постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с заявлением взыскателя о возврате исполнительного листа.
09.11.2007 ОАО "ДЭК" обратилось к Главе администрации г. Владивостока с заявлением об оплате исполнительного листа N 006947.
25.12.2007 Администрация г. Владивостока обратилась в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 03.07.2002 по делу N А51-53/2002 5-18 в связи с обжалованием действий отдела судебных приставов по Первомайскому району г. Владивостока.
06.02.2008 и 17.07.2008 администрация дополнила заявление, сославшись на отсутствие денежных средств и необходимость соблюдения процедуры по их выделению, в связи с чем просила предоставить отсрочку до 02.10.2008.
Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда Приморского края от 25.07.2008 предоставлена отсрочка исполнения решения по делу N А51-53/2002 5-18 до 02.10.2008.
30.04.2009 исполнительный лист N 006947 предъявлен взыскателем в Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока.
Уведомлением от 19.05.2009 N 10/1948 исполнительный лист с приложением документов возвращен взыскателю в связи с нарушением срока предъявления исполнительного документа к исполнению со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Общество, полагая, что действия управления по возврату исполнительного листа без исполнения противоречат закону, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственного органа незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие их закону и иному нормативно-правовому акту и нарушение данными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный исполнительный лист предъявлен в соответствующий орган в пределах срока предъявления исполнительного документа к исполнению, следовательно, возврат ответчиком данного исполнительного листа не соответствует статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Общества.
Данные выводы суда следует признать ошибочными, поскольку при принятии оспариваемого судебного акта не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ).
В силу пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, исполнительный документ направляется для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу нормы п. 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - орган).
Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 данной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Согласно части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу ст. 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве", части 3 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению; после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется; время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.
Судебный акт по делу N А51-53/2002 5-18 о взыскании 193 708 787,30 руб. вступил в законную силу 04.09.2002.
11.11.2003 исполнительный лист по данному делу был возвращен взыскателю Владивостокским филиалом Банка Москвы.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу N А51-275/2008 5-13 были признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Первомайскому району Владивостокского городского округа Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю Сеиной Ольги Анатольевны, выразившиеся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства N 1/18293/17/76/2006 от 08.11.2006.
Данное постановление оставлено без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2009.
Учитывая, что действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства признаны незаконными, то есть не порождающими правовых последствий, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что факт предъявления 08.11.2006 спорного исполнительного листа к исполнению в службу судебных приставов не повлек перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Таким образом, с даты осуществления последнего возвращения исполнительного листа, которое было произведено Владивостокским филиалом Банка Москвы 11.11.2003, срок данного исполнительного листа не прерывался, соответственно срок предъявления к исполнению спорного исполнительного документа истек 11.11.2006.
Частью 4 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Указанной нормой предусмотрено единственное основание исчисления нового срока для предъявления исполнительного листа к исполнению- - невозможность его исполнения.
Таким образом, даже в случае не признания действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства незаконными, срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывался 08.11.2006, вместе с тем, после окончания исполнительного производства - 09.11.2006, срок для предъявления исполнительного листа к исполнению заново исчисляться не мог, поскольку в рассматриваемом случае исполнительный лист возвращен не по мотиву невозможности исполнения, а по заявлению взыскателя.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2008 по делу N А51-53/2002 5-18 по заявлению администрации г. Владивостока предоставлена отсрочка исполнения решения по делу N А51-53/2002 5-18 до 02.10.2008.
Факт обращения Администрации г. Владивостока с заявлением об отсрочке исполнения решения по делу N А51-53/2002 5-18 от 03.07.2002 и предоставление такой отсрочки постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края не имеет правового значения при рассмотрении заявления по настоящему делу, так как срок для предъявления исполнительного листа к исполнению истек до обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Поэтому вывод суда первой инстанции со ссылкой на ст. 321 АПК РФ, ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" о том, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению подлежит исчислению с 03.10.2008, является неверным.
Обращение с заявлением об отсрочке и предоставление отсрочки исполнения судебного акта после истечении срока давности для предъявления исполнительного документа не может являться основанием ни для восстановления срока действия исполнительного листа в силу ст. 322 АПК РФ, ни для продления такого срока.
Таким образом, предъявленный 30.04.2009 ОАО "ДЭК" в Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока исполнительный лист N 006947, был правомерно возвращен взыскателю в связи с истечением установленного законом срока для его предъявления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку действия Управления финансов и экономики администрации г. Владивостоке по возврату исполнительного листа N 006947 соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "Об исполнительном производстве", у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания их незаконными.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.08.2009 по делу N А51-7883/2009 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" о признании незаконными действий Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока, выразившихся в возврате уведомлением от 19.05.2009 N 10/1948 исполнительного листа N 006947, выданного по делу N А51-53/2002 5-18 и об обязании Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока, принять исполнительный лист N 006947, выданный по делу NА51-53/2002 5-18 к исполнению, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7883/2009
Истец: ОАО Дальневосточная энергетическая компания (ОАО ДЭК)
Ответчик: Управление финансов и экономики администрации г.Владивостока, Администрация г. Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3865/10
15.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3865/10
22.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3865/10
21.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7223/2009
06.10.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4555/2009