г. Томск |
N 07АП-4797/09 |
06 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Бородулиной И.И., Калиниченко Н.К.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии: Рощупкиной Е.С., доверенность от 30.06.2009 г.; Шайерман С.Г., доверенность от 30.10.2009 г.; Звонковой А.А., доверенность от 12.01.2009 г.; Кадошниковой К.А., доверенность от 12.01.2009 г.; Лысенко М.Н., доверенность от 11.01.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство С.И. Рощупкина", межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.09.2009г.
по делу N А27-8450/2009 (судья Потапов А.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство С.И. Рощупкина"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области
о признании недействительным решения от 07.04.2009г. N 13
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство С.И. Рощупкина" (ООО "КХ С.И. Рощупкина") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения от 07.04.2009г. N 13 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого сельскохозяйственного налога в сумме 1 030 528 руб., пени по ЕСХН в сумме 190 068,97 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 186 228,60 руб., по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 15 650 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.09.2009г. заявленные ООО "КХ с.и. Рощупкина" удовлетворены частично, решение межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области от 07.04.2009г. N 13 признано недействительным в части доначисления единого сельскохозяйственного налога, начисления соответствующих сумм пени и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по эпизоду доначисления налога на сумму полученного займа от ООО "Эриал Интертрейд", по эпизоду доначисления налога на сумму зачета встречных требований с ОАО "Новосибирский мелькомбинат-1", по доначислению налога на сумму целевых поступлений в виде подакцизных товаров от департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области, по привлечению к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 7 825 руб. В остальной части заявленные ООО "КХ С.И. Рощупкина" требования оставлены без удловлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "КХ С.И. Рощупкина", Межрайонная ИФНС России N 2 по Кемеровской области обратились в арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Межрайонная ИФНС России N 2 по Кемеровской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части признания оспариваемого решения от 07.04.2009г. N 13 недействительным, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям:
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права: По взаимоотношениям с ООО "Эриал Интертрей" и ООО "Страховая компания "Поддержка": отсутствие документального подтверждения заключения договора займа, договора страхования свидетельствуют о том, что обществом получены доходы, которые в нарушение требований статей 346.5, 346.6 НК Ф не включены в налогооблагаемую базу;
По взаимоотношениям с ОАО "Новосибирский мелькомбинат-1": имеющиеся в материалах дела акты на реализацию выполненных работ в нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1669г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", не содержат подписи и расшифровки фамилий в реквизитах "отпустил" и "принял"; представленные заявителем документы подписаны в одностороннем порядке и не могут однозначно подтверждать реальность оказания ОАО "Новосибирский мелькомбинат-1" услуг по сушке зерна; По взаимоотношениям с Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области: денежные средства перечислялись Департаментом в рамках субсидирования именно ЗАО "Кузбасснефтепродукт" и ОАО "Топкинская нефтебаза", а не ООО "КХ С.И. Рощупкина", заявителем в конечном результате был получен натуральный продукт - дизельное топливо, являющееся в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром;
По вопросу привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ: решение суда первой инстанции в части уменьшения в порядке п. 3 ст. 114 НК РФ размера штрафных санкций вынесено с нарушением ч. 2 ст. 69, ст. 71, ст. 168, ст. 170 АПК РФ.
Более подробно доводы Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
ООО "КХ С.И. Рощупкина" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, принять новый судебный акт, которым заявленные ООО "КХ С.И. Рощупкина требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям: - неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права: при отсутствии доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных умышленных действий, направленных на неправомерное создание оснований для возмещения налога из бюджета, эти обстоятельства могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика; налоговым органом не доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом; п. 5 ст. 200 АПК РФ, в соответствии с которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение; экспертиза подписи произведена с нарушением процедуры, а именно экспертиза произведена с копии заявления о выдаче паспорта, содержащего только одну подпись.
Более подробно доводы ООО "КХ С.И. Рощупкина" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители апеллянтов доводы своих апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям, высказав, соответственно, возражения против жалобы противоположной стороны
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.09.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания решения государственного органа, должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления вышеназванной деятельности.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области в порядке статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации проведена выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика - общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство С.И.Рощупкина", по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (перечисления) налогов.
В ходе проверки налоговым органов установлены нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, что отражено в акте выездной налоговой проверки от 04.03.2009 N 14.
Рассмотрев акт проверки N 14 и возражения налогоплательщика, принесенные на указанный акт, а также материалы выездной налоговой проверки, 07.04.2009 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области вынесено решение N 13 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Согласно данного решения ООО "Крестьянское хозяйство С.И.Рощупкина" предложено уплатить недоимку по единому сельскохозяйственному налогу в размере 1 052 709 руб., начисленные пени в размере 200 090 руб. и штраф в общем размере 208 964 руб. по п.1 ст. 122 и ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
ООО "Крестьянское хозяйство С.И.Рощупкина", не согласившись с законностью вынесенного Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области решения N 13 от 07.04.2009 г., обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области с апелляционной жалобой на указанное решение.
Решением N 307 от 19.05.2009г. УФНС России по Кемеровской области решение N 13 от 07.04.2009 Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области изменено частично. Апелляционная жалоба ООО "Крестьянское хозяйство С.И.Рощупкина" частично удовлетворена. Решение N 13 отменено в части штрафных санкций по п.1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5 450 рублей, в остальной части решение N 13 оставлено без изменения и утверждено.
Статьей 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно статье 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в порядке ст.ст. 346.5, 346.8 Налогового кодекса Российской Федерации обществу доначислен единый сельскохозяйственный налог в сумме 57 000 рублей за 2005 год. Налоговый орган пришел к выводу, что общество искажает достоверность бухгалтерского учета путем отражения полученного займа от ООО "Эриал Интертрейд" в сумме 950 000 рублей, списывая свои обязательства через основное производство.
В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что в 2005 году на банковский счет Общества поступили денежные средства от ООО "Эриал Интертрейд" в общей сумме 950 000 рублей с наименованием платежа - "оплата по договору займа, без НДС".
Из материалов дела также следует, что договор займа на указанную сумму у налогоплательщика отсутствует. Перечисленная сумма налогоплательщиком отражена в книге доходов и расходов за 2005 год, как доходы, не учитываемые при расчете налога.
Судом первой инстанции правильно установлено, что из представленных документов, в том числе из наименования платежа невозможно достоверно определить о предоставлении указанной суммы в заем заявителю или о возврате ранее предоставленной суммы на счет заявителя.
Налоговым органом не оспорен факт получения займа от ООО "Эриал Интертрейд" в размере 950 000 рублей. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что полученные денежные средства были направлены на добровольное страхование посевов. В июле-августе 2005 года имел место случай частичной гибели посевов. ООО "Страховая группа "Поддержка" был составлен акт по данному факту, а страховая выплата была выплачена путем перечислены денежных средств в размере 950 000 рублей на расчетный счет ООО "Эриал Интертрейд" за ООО "КХ СИ. Рощупкина". Однако, договор страхования посевов, документы, подтверждающие наступления страхового случая, заявителем не были представлены в материалы дела.
Расходы в отношении страховой компании, связанные с добровольным страхованием урожая сельскохозяйственных культур, Обществом в книге доходов и расходов за 2005 год также не отражен.
По мнению налогового органа, полученный заем для оплаты страхования посевов ООО "Страховая компания "Поддержка" обществом документально не был подтвержден, равно как у заявителя отсутствуют документы по факту страхования и наступления страхового случая. Также налоговый орган указывает, что обществом не подтвержден и факт передачи им денежных средств именно ООО "Страховая группа "Поддержка".
Так как налогоплательщиком не представлен договор страхования, а также документ, подтверждающий наступление страхового случая, налоговый орган считает, что налогоплательщику правомерно были доначислены сумма единого сельскохозяйственного налога за 2005 год в размере 57 000 рублей.
Вместе с тем, в материалах дела имеется копия платежного поручения N 22 от 05.07.2005 года, согласно которому ООО "КХ С.И.Рощупкина" осуществлено перечисление денежных средств в размере 705 534 руб. на банковский счет ООО "Страховая группа "Поддержка" Алтайский филиал" с назначением платежа "страховая премия по договору N А22/04-1008П705 от 30.04.05". При таких обстоятельствах суд правильно указал, что договорные отношения имели место между Обществом и ООО "Страховая группа "Поддержка" Алтайский филиал, налоговым же органом получен ответ относительно ООО "Страховая группа "Поддержка" Красноярский филиал. Также указанным документом подтверждается факт перечисления денежных средств с назначением платежа - "страховая премия", что оспорено со стороны налогового органа также не было.
Кроме того, в соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Согласно статье 808 Гражданского кодекса Российской Федерации для договора займа, заключаемого между юридическими лицами, письменная форма является обязательной.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Судом первой инстанции установлено отсутствие письменной формы договора между заявителем и ООО "Эриал Интертрейд", а также факт получения заявителем от указанной организации денежных средств в размере 950 000 рублей путем перечисления на банковский счет с наименованием платежа - "оплата по договору займа, без НДС".
В соответствии со статьей 162 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
В силу статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.
Материалы дела не содержат доказательств того, что срок возврата займа в проверяемый период наступил или в адрес заявителя было выставлено требование о возврате суммы займа.
Налоговым органом в тексте обжалуемого заявителем решения также отражены проведенные мероприятия налогового контроля, в том числе направление запроса о движении денежных средств по расчетному счету ООО "Эриал Интертрейд". При этом в решении указано об отсутствии ответа на данный запрос и возможности его учета при получении. Указанное решение также не содержит каких-либо выводов на основании полученной информации. Таким образом, суд приходит к выводу о не исследовании налоговым органом данного обстоятельства при вынесении решения.
В свою очередь в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.10.2008 года N 1 и копии отчетной документации ООО "Эриал Интертрейд". Факт государственной регистрации ООО "Эриал Интертрейд" в качестве юридического лица и осуществление им деятельности в указанный период налоговым органом также не оспаривается.
Судом также установлено, что руководитель ООО "Эриал Интертрейд" не был допрошен в качестве свидетеля налоговым органом в ходе проведения контрольных мероприятий. Данное обстоятельство подтверждается ответом Управления по налоговым преступлениям ГУВД Новосибирской области N 50/12311 от 04.12.2008. Согласно данному ответу установить и допросить Новичкова Н.А., являющегося руководителем ООО "Эриал Интертрейд", не представляется возможным в силу недостаточности сведений для идентификации налогоплательщика и отсутствия какой-либо информации в отношении указанного лица.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается получение заявителем от ООО "Эриал Интертрейд" займа, доказательств отсутствия данной сделки или ее недействительности налоговым органом не представлено.
В статье 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в подпункте 10 п.1 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Материалы дела не содержат доказательств получения заявителем в 2005 году денежных средств в счет займа, а также не доказательств того, что срок возврата данного займа наступил или заявитель обязан был осуществить в рассматриваемом периоде возврат суммы займа. Кроме того, также не доказан факт нецелевого расходования полученной заявителем денежной суммы. Следовательно, налоговым органом не обосновано была отнесена указанная сумма в рассматриваемом периоде на доходы заявителя.
Таким образом, заявленные требования по данному эпизоду правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Также согласно оспариваемому решению налоговым органом установлен факт, что расходы общества, осуществленные компаниями-контрагентами (ООО "Автотрансбизнес", ООО "ГрандСиб", ЗАО "Автомиг", ООО "АвтоКомплектСервис", ООО "Авторесурс", ООО "Трансавто") документально не подтверждены, в связи с чем налогоплательщику доначислен ЕСХН в сумме 198 754 рублей. Налоговый орган сделал вывод, что фактически ООО "КХ С.И.Рощупкина" не осуществляло реальных операций по приобретению услуг, ТМЦ у вышеуказанных контрагентов.
Согласно протоколу допроса директора общества N 24 от 09.02.2009, указанных контрагентов ему посоветовали знакомые, договоры были заключены в устной форме. Автоуслуги были необходимы для перевозки зерна в Новосибирск, документы передавались через водителей контрагентов.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком представлены счета-фактуры за автоуслуги, переданные его контрагентом ООО "Автотрансбизнес" (в 2005 году -на сумму 180 000 руб., в 2007 году - на сумму 170 000 руб.). Указанные счета-фактуры были оплачены обществом через кассу ООО "Автотрансбизнес" наличными денежными средствами, что общество подтверждает квитанциями к приходным ордерам, контрольно-кассовыми чеками контрольно-кассовой машины N 29951041.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что налоговым органом в ходе контрольных мероприятий был сделан запрос в ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска о предоставлении информации в отношении ООО "Автотрансбизнес", в том числе о наличии у данного общества контрольно-кассовой техники.
Согласно ответ у на запрос N 19-07/2/5762@ от 14.10.2008 ООО "Автотрансбизнес" (ИНН 5407132666; г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167) в Едином государственном реестре юридических лиц не зарегистрировано, на налоговом учете в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 не состояло. Согласно учетным данным ИНН 5407431202 принадлежит ТОО "Севит".
Относительно информации о наличии у ООО "Автотрансбизнес" контрольно-кассовой техники за N 29951041, налоговым органом дан ответ, что ККМ с заводским номером 29951041 в базе данных инспекции нет.
Также инспекцией в ходе проверки были проведены контрольные мероприятий в отношении контрагента общества - ООО "ГрандСиб". В ходе проверки обществом были представлены счета-фактуры за автоуслуги, предоставленные указанным контрагентом (в 2005 году на сумму 120 000 руб., в 2006 год - на сумму 120 000 руб., в 2007 году - на сумму 600 000 руб.). Указанные счета-фактуры были оплачены обществом через кассу ООО "ГрандСиб" наличными денежными средствами, что общество подтверждает квитанциями к приходным ордерам, контрольно-кассовыми чеками контрольно-кассовой машины N 1051100.
Налоговым органом в ходе контрольных мероприятий был сделан запрос в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска о предоставлении информации в отношении ООО "ГрандСиб". Согласно ответу ООО "ГрандСиб" (ИНН 5406252008; г.Новосибирск, ул.Каменская, 74) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано и на налоговом учете в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 не состояло, ИНН 5406252008 принадлежит ООО "Микротех".
Относительно информации о наличии у ООО "ГрандСиб" контрольно-кассовой техники за N 1051100, налоговым органом дан ответ, что ККМ с заводским номером 1051100 в базе данных инспекции нет.
Судом первой инстанции также правильно установлено, что ООО "КХ С.И.Рощупкина" в ходе проверки была представлена счет-фактура за автоуслуги, предоставленные его контрагентом - ООО "Автомиг" (в 2005 году на сумму 50 000 руб.). Счет-фактура была оплачена обществом через кассу ООО "Автомиг" наличными денежными средствами, что общество подтверждает квитанцией к приходному ордеру, контрольно-кассовым чеком контрольно-кассовой машины N 1014508.
Между тем, налоговым органом в ходе контрольных мероприятий были сделаны запросы N 16-11-15/02/15159 от 02.10.2008 ,N 16-11-15/02/15158 от 02.10.2008 в ИФНС России по Кировскому району г.Новосибирска о предоставлении информации в отношении ООО "Автомиг". На запрос был получены ответы N ОМ-11-61/34046@ о том, что ООО "Автомиг" (ИНН 5403117272; г.Новосибирск, ул.Сибиряков-Гвардейцев, 49/1) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано и на налоговом учете в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 не состояло, а ИНН 5403117272 принадлежит другой организации.
Относительно информации о наличии у ООО "Автомиг" контрольно-кассовой техники за N 1014508, налоговым органом получены сведения, что ККМ с заводским номером 1014508 в базе данных инспекции не зарегистрирована.
Судом также установлено, что в ходе проверки обществом была представлена счет-фактура за автоуслуги, предоставленные его контрагентом - ООО "АвтоКомплектСервис" (в 2005 году на сумму 60 000 руб.). Указанная счет-фактура была оплачена обществом через кассу ООО "АвтоКомплектСервис" наличными денежными средствами, что общество подтверждает квитанцией к приходному ордеру, контрольно-кассовым чеком контрольно-кассовой машины N 1017834.
Налоговым органом в ходе контрольных мероприятий были сделаны запросы в ИФНС России по Железнодорожному району г.Новосибирска в отношении ООО "АвтоКомплектСеврис".
На запрос был получен ответ о том, что ООО "АвтоКомплектСервис" (ИНН 5407431202; г.Новосибирск, ул.Сухарная, 98) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано и на налоговом учете в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 не состояло.
Относительно информации о наличии у ООО "АвтоКомплектСервис" контрольно-кассовой техники за N 1017834, налоговым органом дан ответ, что ККМ с заводским номером 1017834 в базе данных инспекции нет.
Также в ходе проверки обществом были представлена счет-фактура за автоуслуги, предоставленные контрагентом - ООО "Авторесурс" в 2005 году на сумму 60 000 руб. Указанная счет-фактура была оплачена обществом через кассу ООО "Авторесурс" наличными денежными средствами, что общество подтверждает квитанцией к приходному ордеру, контрольно-кассовым чеком контрольно-кассовой машины N 22083156.
Согласно ответа ИФНС России по Заельцовскому району г.Новосибирска ООО "Авторесурс" (ИНН 5402203531; г.Новосибирск, ул.Вавилова, 18) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано и на налоговом учете в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 не состояло.
Относительно информации о наличии у ООО "Авторесурс" контрольно-кассовой техники за N 22083156, налоговым органом дан ответ, что ККМ с заводским номером 22083156 в базе данных инспекции нет.
По представленным счетам-фактурам за автоуслуги от ООО "Трансавто" в 2007 году на сумму 480 000 руб. и оплатой за них наличными денежными средствами, что общество подтверждает квитанциями к приходным ордерам, контрольно-кассовыми чеками контрольно-кассовой машины N 30755523, налоговым органом были сделаны запросы в ИФНС России по Дзержинскому району г.Новосибирска.
Согласно имеющегося в материалах дела ответа ООО "Трансавто" (ИНН 5401312355; г.Новосибирск, ул.Челюскинцев, 76/2) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано и на налоговом учете в рассматриваемый период не состояло. ИНН 5401312355 не существует. Также контрольно-кассовая техника за N 30755523 в базе данных не зарегистрирована, в т.ч. за ООО "Трансавто".
Статьей 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено. что объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с п.2, п. 3 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные им доходы на перечисленные в указанной норме расходы. При этом указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, вышеуказанные контрагенты общества не состоят на налоговом учете в налоговых органах, сведения об этих организации в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, под указанным идентификационным номером иная организация также не зарегистрирована, контрольно-кассовая техника за указанными организациями или представленным номерам не зарегистрирована.
Из положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации следует, что не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу, что представленные ООО "КХ С.И.Рощупкина" документы по понесенным им расходам, не могут служить основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу в спорной сумме, поскольку вышеназванные контрагенты не могут выступать в качестве стороны по договору, а оформленные от их имени документы не являются основаниями в целях применения вычета по соответствующим видам налога.
Из материалов дела также следует, что налоговый орган в ходе проверки установил отсутствие документального подтверждения наличия реальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с его контрагентами ООО "Сиб Форт", ООО "Парт Плюс", ООО "Феникс" по приобретению средств химической защиты и, следовательно, занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы, в связи с чем, обществу доначислен ЕСХН в размере 740 640 рублей.
Как правильно указал суд первой инстанции, гражданское законодательство регулирует отношения исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
В силу положений статей 23 и 44 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно п.2, п. З статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные им доходы на перечисленные в указанной норме расходы. При этом указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3, 4 п.1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В части 2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете" указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Следовательно, счета-фактуры составляются на основе имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования, касающиеся порядка составления счетов-фактур, относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Таким образом, налогоплательщики обязаны предпринять все меры, установленные законодательством, для предоставления достоверных первичных бухгалтерских документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов.
Следовательно, право на применение налоговых вычетов возникает у налогоплательщика только в случае соблюдения требований действующего законодательства, в противном же случае законодательством не предусмотрена возможность применения налоговых вычетов и (или) возмещения налога, а налогоплательщик несет риск неблагоприятный последствий по результатам совершенных им операций.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "КХ С.И.Рощупкина" в 2007 году у ООО "СибФорт" в соответствии с договором N 16-07 от 27.02.2007 были приобретены средства химической защиты на сумму 2 344 000 руб. Оплата произведена на расчетный счет контрагента по платежному поручению N 24 от 27.02.2008 в полном объеме. В подтверждение реальности финансово-хозяйственной деятельности с указанным контрагентом обществом были представлены: счет-фактура, товарная накладная, договор поставки.
Между тем, налоговым органом в ходе проверки был сделан запрос в ИФНС России по Ленинскому району г.Новосибирска. Согласно полученного ответа, ООО "СибФорт" (ИНН 5404305825) состоит на налоговом учете с 29.01.2007г. Директором и учредителем значится - Ульянов Евгений Владимирович, адрес общества г.Новосибирск, ул.Станиславского, 28.
По сведениям УВД гражданин Ульянов Е.В. по месту регистрации не проживает, его местонахождение не известно, в связи с чем допросить в качестве свидетеля невозможно.
Также, налоговым органом в порядке ст.95 Налогового кодекса Российской Федерации была проведена почерковедческая экспертиза в отношении подписи Ульянова Е.В. с использованием договора поставки, счета-фактуры, товарной накладной, свободных образцов подписей гр-на Ульянова Е.В., изображения которых расположены в копии "Заявления о выдаче (замене) паспорта".
Согласно заключению эксперта подпись от имени Ульянова Е.В. на договоре поставки, счете-фактуре и товарной накладной, выполнена не самим Ульяновым Е.В., а другим (одним) лицом.
Из материалов дела усматривается, что в феврале 2007 года в соответствии с договором N 006 от 27.02.2007 по счету-фактуре N 07 от 27.02.2007 ООО "КХ С.И.Рощупкина" получило от своего контрагента ООО "ПартПлюс" дизтопливо на сумму 5 000 000 руб. Оплата произведена на расчетный счет контрагента в полном объеме.
Согласно ответу ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска ООО "ПартПлюс" (ИНН 5406380793) состоит на налоговом учете с 11.01.2007. Директором и учредителем значится - Сидоров Михаил Анатольевич.
Налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки был допрошен в качестве свидетеля гражданин Сидоров М.А. Из показаний Сидорова М.А. следует, что он никогда не являлся и не является руководителем и учредителем ООО "ПартПлюс", а также и иных организаций, зарегистрированных на его имя. В ноябре 2006 года он в Центральной части города с незнакомым мужчиной был у нотариуса и за денежное вознаграждение подписал документы. Коммерческой деятельностью никогда не занимался. Отношения к ООО "ПартПлюс" не имеет, договора, счета-фактуры, накладные не подписывал.
Налоговым органом в порядке ст.95 Налогового кодекса Российской Федерации проведена почерковедческая экспертиза в отношении подписи Сидорова М.А.. На экспертизу представлены договор поставки, счет-фактура и товарная накладная, свободные образцы подписей Сидорова М.А, Согласно заключению эксперта N 026 подпись от имени Сидорова М.А. на указанных документах, выполнена не самим Сидоровым М.А., а другим (одним) лицом.
Также проверочными мероприятиями в отношении контрагента заявителя ООО "Феникс" налоговым органом было установлено, что ООО "Феникс" (ИНН 784230690) состоит на налоговом учете с 01.03.2006. Директором и учредителем значится -Балыцкий Максим Геннадьевич, адрес общества: г.Санкт-Петербург, переулок Перекупной, 8 лит А пом.7Н.
20.11.2008 налоговым органом был направлен запрос в Управление по налоговым преступлениям ГУВД о проведении допроса руководителя ООО "Феникс" Балыцкого М.Г.
Гражданин Балыцкий М.Г. в ходе допроса пояснил, что в 2006 году он оформил на свое имя несколько организаций (номинально). Директором ООО "Феникс" никогда не был, общество не учреждал, о деятельности общества ничего не знает. Документы от своего имени в качестве руководителя ООО "Феникс", в том числе по взаимоотношениям с ООО "КХ СИ. Рощупкина" не подписывал. Счета от своего имени не открывал, доверенностей не выдавал.
Налоговым органом в порядке ст.95 Налогового кодекса Российской Федерации была проведена почерковедческая экспертиза в отношении подписи Балыцкого М.Г. На экспертизу представлялись договор поставки, счет-фактура и товарная накладная, свободные образцы подписей Балыцкого М.Г.
Согласно заключению эксперта N 027 подпись от имени Балыцкого М.Г. на договоре поставки, счете-фактуре и товарной накладной, выполнена не самим Балыцким М.Г., а другим (одним) лицом.
Из материалов дела следует, что эксперт пришел к выводу о совокупности совпадающих признаков в рамках выявленных групп образцов подписей. При этом эксперт счел достаточными выявленные признаки для сделанного им вывода.
При этом частью 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заключение экспертизы исследуется судом наряду с другими доказательствами по делу. С учетом пункта К) Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 2012.2006 года, учитывая, что объектом исследования эксперта являлись сведения соответствующих документов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несостоятельности доводов общества в указанной части.
Также судом первой инстанции правомерно не принят как документально необоснованный довод заявителя, что указанные контрагенты проходили проверочные мероприятия, в том числе кредитными учреждениями, с которыми заявитель заключал кредитные договоры. Согласно представленных в материалы дела кредитных договоров предоставленный обществу кредит не носил целевого характера, равно как условия договора не содержат какие-либо положения о контрагентах общества.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-0 обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Таким образом, налогоплательщики обязаны предпринять все меры, установленные законодательством, для предоставления достоверных первичных бухгалтерских документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные документы, содержащие в себе недостоверную информацию в отношении лица подписавшего документ и указанного в расшифровке к подписи, а также не обладающего какими-либо знаками о подписании документа иным лицом, нежели указанного в расшифровке, без надлежащего подтверждения данного довода заявителем, не могут служить в качестве основания для применения права на налоговый вычет.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих решениях указывал (пункт 3 Определения КС РФ от 19.02.1996 N 5-0, пункт 2 Определения КС РФ от 05.07.2005 N 301-О, пункт 2 Определения КС РФ от 16.03.2006 N 70-О), что обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом и не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков.
В пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г. указано, что неуплата или неполная уплата налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Кроме того, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается согласно пункту 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями. Пени начисляются в случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу, то есть задолженности перед соответствующим бюджетом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17.12.1996 г. N 20-П, пеня представляет собой компенсацию потерь бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. При таких обстоятельствах начисление соответствующих сумм пени налоговым органом имело правовые основания.
В статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как правильно указал суд первой инстанции, налогоплательщиком не доказаны обстоятельства подтверждающие отсутствие состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, равно как не доказана и необоснованна должная осмотрительность со стороны заявителя при заключении договоров с указанными контрагентами. Также документально не подтверждены и не обоснованы обстоятельства получения заявителем документов в отношении рассматриваемых контрагентов.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований по данному эпизоду не имеется.
Материалами дела также установлено, что налоговым органом по итогам проведенной проверки обществу доначислен ЕСХН в размере 7 854 руб.
Между ОАО "Новосибирский мелькомбинат-1" и ООО "КХ С.И.Рощупкина" подписано соглашение N 4 от 20.01.2006 о прекращении обязательств зачетом встречного однородного требования на сумму 130 758 руб. Согласно п.4 указанного соглашения с момента его подписания стороны считают обязательства погашенными полностью на сумму 130 758 рублей.
Налоговый орган пришел к выводу, что обществом в книге доходов и расходов за 2006 год в графе доходы, учитываемые при исчислении налогооблагаемой базы в январе 2006 г., не отражена операция о прекращении обязательств зачетом встречного однородного требования с ОАО "Новосибирский мелькомбинат - 1" в размере 130 758 руб.
Согласно ст.410 Гражданского кодекса Российской Федерации зачет встречного требования является основанием прекращения обязательства.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие факты оказания ОАО "Новосибирский мелькомбинат - 1" заявителю услуг по сушке зерна и являющиеся основанием встречного обязательства ООО "КХ С.И.Рощупкина". Каких-либо доводов и доказательств в обоснование доначисления налога по указанному эпизоду со стороны налогового органа представлено не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности в порядке ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерности доначисления налога по данному эпизоду на основании принятого налоговым органом дохода по соглашению о прекращении обязательств зачетом встречного однородного требования на сумму 130 758 руб. и не принятию налоговым органом расходов заявителя по этому же соглашения на эту же сумму.
В части доначисления налога на сумму целевых поступлений в виде подакцизных товаров от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области апелляционный суд указывает следующее.
Как установлено статьей 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении объекта налогообложения учитываются, в том числе, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внереализационными доходами признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Из материалов дела следует, что согласно решения налогового органа общество для целей налогообложения ЕСХН за 2005-2006 годы не отразило в книге доходов и расходов полученное от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области летнее дизельное топливо на сумму 438 145 рублей. Указанное дизельное топливо было получено заявителем через ЗАО "Топкинская нефтебаза" и ЗАО "Кузбасснефтепродукт".
Довод налогового органа со ссылкой на п.п. 8 п.1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации, о том, что дизельное топливо признается подакцизным товаром, в связи с чем в силу п.2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации летнее дизельное топливо, полученное заявителем от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области на сумму 438 145 рублей последним неправомерно не отражено в качестве полученного дохода не может быть принят во внимание.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в рассматриваемом периоде) установлено, что субсидии являются бюджетными средствами, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в рассматриваемом периоде) предоставление субсидий допускается из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области судом был направлен запрос о предоставлении информации о выделении заявителю субсидий по рассматриваемому эпизоду.
Согласно полученному ответу в 2005 году государственная поддержка сельскохозтоваропроизводителей Кемеровской области осуществлялась в соответствии с региональной целевой программой "Государственная поддержка агропромышленного комплекса в 2005 году". В 2006 году государственная поддержка сельскохозтоваропроизводителей в части субсидий на приобретение дизельного топлива осуществлялась в соответствии с расходной частью областного бюджета на основании закона Кемеровской области от 08.12.2005 N 146-03 по коду бюджетной классификации "субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ".
С целью упрощения контроля за соблюдением целевого использования предоставленных субсидий, денежные средства департаментом (государственным заказчиком) направлялись поставщикам дизельного топлива напрямую.
Также указанным органом было подтверждено получение ООО "КХ С.И.Рощупкина" указанных субсидий в указанный период как сельскохозяйственным предприятием Кемеровской области.
Согласно разделу 5 региональной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса в 2005 году" выделение средств по статье "горюче-смазочные материалы" на 2005 год осуществляется на приобретение горюче-смазочных материалов, а также на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по их приобретению, для проведения весенне-полевых и уборочных работ в 2005 году.
Также в материалах дела имеются копии договоров на поставку и хранение нефтепродуктов, в соответствии с которыми поставка нефтепродуктов производилась непосредственно покупателям - получателям (сельскохозяйственными предприятиями Кемеровской области), которых укажет государственный заказчик (Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области).
Согласно копиям счетов-фактур на полученное заявителем дизельное топливо покупателем и получателем является ООО "КХ С.И.Рощупкина". Также в материалах дела имеются копии актов о возврате ТМЦ сданных на хранение подтверждающие данное обстоятельство.
В материалах дела имеется копия Извещения Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области в адрес ООО "КХ С.И.Рощупкина" от 23.10.2006 г., согласно которому полученные средства, выделенные по статье областного бюджета "субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ", необходимо было отразить в регистрах бухгалтерского учета, как целевое бюджетное финансирование.
Согласно копиям реестров сельхозтоваропроизводителей Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области ООО "СИ. Рощупкин" таковым является. Кроме того, указанные реестры содержат перечень сельхозтоваропроизводителей, средствами которых произведена оплата летнего дизельного топлива через департамент.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем в рамках целевой программы бюджетные средства в виде субсидий правомерно не учитывались при определении налогооблагаемой базы, при условии использовании указанных средств получателем по целевому назначению, в связи с чем, выводы налогового органа о получении заявителем в рассматриваемом периоде дохода в размере субсидий в виде дизельного топлива правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
В части привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 15 650 рублей, из материалов дела усматривается, что в рамках налоговой проверки инспекцией было установлено, что общество не представило налоговому органу сведения за 2005-2007 годы на физических лиц, получивших доходы от сдачи в аренду земельных долей и участков, в количестве 412 штук. Обжалуемым решением заявитель был привлечен на основании ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 21 100 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области N 307 от 19.05.2009 года на основании апелляционной жалобы заявителя решение межрайонной инспекции по данному эпизоду было отменено в размере штрафа 5 450 руб. в силу статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области в указанном размере было установлено нарушение пресекательного срока привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе и физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, налоговая санкция в виде штрафа в сумме 15 650 руб. по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации применена за непредставление сведений по форме N 2-НДФЛ в отношении физических лиц, которым выплачена арендная плата за аренду земельной доли.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело о налоговом правонарушении, и учитываются при применении санкций, в порядке, установленном статьей 114 кодекса.
Судом первой инстанции правильно установлено, что налоговым органом при принятии решения вопрос о наличии обстоятельств смягчающих ответственность не исследовался и в решении не отражен.
Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области частично отменяя решение межрайонной инспекции по данному эпизоду руководствовалось ст. 11З Налогового кодекса Российской Федерации, тем самым не разрешая вопрос об обстоятельствах смягчающих ответственность.
Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет перечень обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом указанный перечень не является исчерпывающим.
На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза.
Из материалов дела следует, что в ходе судебного разбирательства представителями заявителя было заявлено ходатайство о применении обстоятельств смягчающих ответственность. При этом представители заявителя указывали на целевую деятельность организации в качестве производителя сельскохозяйственных товаров, на трудное финансовое положение в данном секторе экономики, на отсутствие осведомленности о необходимости представления таких сведений и на другие обстоятельства.
Также представители заявителя указывали, что согласно Письму ФНС от 18.09.2008 года N 3-5-03/513@ "О предоставлении сведений о доходах физических лиц" налоговая служба подтверждает, что загрузка в информационный ресурс сведений о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика не предусмотрена, а соответствующая возможность не закладывалась.
Оценив характер выявленного налогового правонарушения, степень установленной вины налогоплательщика, а также иные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно учел доводы заявителя, и признал указанное ходатайство подлежащим удовлетворению, а размер санкции, вмененной налоговым органом, не соразмерной составу и характеру правонарушения.
Применяя положения ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации, суд правомерно частично удовлетворил заявленные требований в указанной части и уменьшил размер штрафа в два раза.
Доводы апелляционных жалоб по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 03.09.2009 года по делу N А27-8450/2009 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8450/2009
Истец: ООО "КХ С.И. Рощупкина"
Ответчик: МИФНС России N2 по Кемеровской обл.
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8450/2009
25.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8095/2009
02.11.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4797/09