город Москва |
N А40-63994/09-79-354 |
26 октября 2009 года |
N 09АП-19848/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2009 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей:
Якутова Э.В., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коваленко В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Московский завод измерительной аппаратуры"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2009 г.
по делу N А40-63994/09-79-354 судьи Дранко Л.А.
по заявлению ОАО "Московский завод измерительной аппаратуры" к заместителю начальника отдела организации контроля деятельности инфраструктурных организаций Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам Цыгановой С.В.
об оспаривании действий
при участии:
от заявителя: Салмина С.А. паспорт 97 04 289355, по дов. от 07.09.2009г.;
от ответчика: Цыганова С.В. уд.N 0447, по дов. от 11.08.2009г.; Медведев А.В. уд.N Ю81, по дов. от 13.03.2009г.;
УСТАНОВИЛ
ОАО "Московский завод измерительной аппаратуры" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий заместителя начальника отдела организации контроля деятельности инфраструктурных организаций Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам Цыгановой С.В. (далее должностное лицо) по предъявлению заявителю требования от 18.05.2009г. о представлении документов до 09.00 29.05.2009г.
Решением от 21.08.2009г. суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что должностное лицо действовало в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и предъявление заявителю требования от 18.05.2009г. не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Заявитель не согласился с решением, и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Считает, что Федеральная служба по финансовым рынкам (далее ФСФР России) осуществляла функции по контролю и надзору в сфере рынка ценных бумаг, а не в сфере финансового рынка, поэтому на правоотношения сторон распространяется действие Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" В отзыве ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее незаконной и необоснованной. Просит оставить решение суда перовой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Сообщил, что проверка заявителя проводилась на предмет соответствия деятельности завода требованиям законодательства об акционерных обществах, о ценных бумагах и о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Считает, что должностное лицо действовало в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на то, что должностным лицом у заявителя были запрошены документы за пределами установленного для проведения проверки срока, в связи с чем, по мнению заявителя, данным должностным лицом превышены свои полномочия, что создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской деятельности Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Считает, что действия ответчика законны и обоснованны, произведены в пределах полномочий.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом ФСФР России от 20.04.2009г. N 09-77/пз "О проведении выездной плановой проверки деятельности ОАО "Московский завод измерительной аппаратуры" подлежала проведению с 29.04.2009г. по 25.06.2009г. выездная плановая проверка заявителя на соответствие требованиям законодательства РФ об акционерных обществах, о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Для проведения указанной проверки данным Приказом была назначена группа инспекторов, руководителем которой назначена Цыганова С.В. Указанным должностным лицом заявителю было предъявлено требованиеN 5 от 18.05.2009г. о представлении в срок до 09.00 29.05.2009г. перечисленных в этом требовании документов. Не согласившись с указанным в данном требовании сроком, установленным названным должностным лицом для представления документов, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий (бездействия) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных и иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемые действия должностного лица не противоречат законодательству о рынке ценных бумаг и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Федеральная служба по финансовым рынкам является уполномоченным государственным органом по осуществлению контроля на финансовых рынках.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г N 317 Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Такое же положение содержится в п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам", которым установлено, что ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках.
В соответствии с определением финансового рынка, данном в Современном экономическом словаре, под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б. ( издательство ИНФРА-М, 2006) "Финансовый рынок - совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами. Включает фондовый рынок (фондовые биржи), кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании, пенсионные фонды), рынки капитала (страхового, ипотечного, межбанковского), мировой финансовый рынок".
В соответствии с положениями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее Федеральный закон) (часть 5 статьи 3, часть 6 статьи 3, статья 5, статья 51.1, статья 51.2), а также положениями Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1996г. N 1008 (в редакции от 16.10.2000г.) "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации" - ценные бумаги (в том числе и акции, облигации) являются одними из инструментов финансового рынка.
В соответствии с приказом Банка России от 08.06.1998г. N 32-П рынок ценных бумаг и других финансовых активов - совокупность отношений, связанных с обращением ценных бумаг, срочных контрактов и других финансовых активов.
Обращение ценных бумаг (их выпуск (эмиссия), участие в гражданском обороте) обеспечивает движение финансового капитала и, как следствие, функционирование самого финансового рынка.
ОАО "МЗИА" является открытым акционерным обществом, осуществившим выпуск (эмиссию) ценных бумаг. В соответствии со ст.2 Федерального закона эмитент - юридическое лицо, несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Таким образом, заявитель является эмитентом акций на рынке ценных бумаг, выступает субъектом финансового рынка, контроль за деятельностью на котором осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Из материалов дела видно, что проверка заявителя была начата 29 апреля 2009 года. В ходе проведения проверки у ОАО "МЗИА" были затребованы документы Общества о порядке созыва и проведения общих собраний акционерного общества, учета прав акционеров и иные документы.
Именно требование N 5, направленное обществу 18 мая 2009 года о предоставлении документов касающихся порядка проведения и созыва общего собрания акционеров и обжалуется Заявителем как незаконно действие со стороны руководителя группы проверяющих.
Срок исполнения указанного требования N 5 от 18.05.2009 о предоставлении необходимых документов был установлен - 29 мая 2009, то есть в течении указанного срока ОАО "МЗИА" обязано было предоставить в адрес проверяющих ФСФР России необходимые документы.
Однако заявитель попытался уклониться от передачи в адрес проверяющих необходимых документов в связи с тем, что, по его мнению, проверка должна была быть завершена 28 мая 2009 года.
Между тем в соответствии с п.6 ст.44 Федерального закона ФСФР России вправе устанавливать в том числе и порядок проведения проверок эмитентов. Процедура подготовки и проведения проверок, а также права и обязанности инспекторов ФСФР России и проверяемых организаций (в том числе и эмитентов) при проведении проверок установлены Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 13.11.2007г. N 07-108/пз-н, и Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным приказом ФСФР России от 13.11.2007г. N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент).
Административный регламент является нормативным правовым актом принятым ФСФР России в рамках установленных законодательством Российской Федерации компетенции и полномочий и зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.12.2007г. за N 10706.
В соответствии с пунктом 1 Административного регламента он определяет сроки и последовательность действий ФСФР России и территориальных органов ФСФР России при проведении проверок (контрольно-ревизионных мероприятий) организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России.
Пунктом 18.1 Административного регламента установлено, что срок проведения выездной проверки составляет от 30 до 60 дней.
В соответствии с приказом о проведении проверки для проведения проверки ОАО "МЗИА" была назначена группа инспекторов, руководителем группы инспекторов назначен заместитель начальника отдела организации контроля деятельности инфраструктурных организаций Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг Цыганова С.В., и был установлен срок проведения проверки с 29.04.2009г. по 25.06.2009г.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются при проведении контроля на финансовых рынках.
Таким образом, действия ответчика по выставлению требования произведены в сроки установленные законодательством о рынке ценных бумаг.
Законы или иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемые действия, им не указаны.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что действия должностного лица и требование о предоставлении документов к определенному сроку соответствует Федеральному закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. При этом суд первой инстанции правомерно указал, что избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению каких-либо прав заявителя, которые он считает нарушенными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2009г. по делу N А40-63994/09-79-354 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63994/09-79-354
Истец: ОАО "Московский завод измерительной аппаратуры"
Ответчик: Заместитель Начальника Отдела организации контроля деятельности инфраструктурных организаций Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам - руководитель группы инспекторов Цыганова Светлана Валентиновна
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19848/2009