г. Москва |
N А40-56113/09-72-404 |
16 ноября 2009 года |
N 09АП-19740/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2009
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2009.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Свиридова В.А., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2009
по делу N А40-56113/09-72-404, судьи Немовой О.Ю.,
по заявлению ЗАО "Фирма "Прома"
к 1) Департаменту земельных ресурсов города Москвы, 2) Правительству города Москвы
3-е лицо: Префектура ЦАО г. Москвы
при участии в судебном заседании: от заявителя: Козьмина М.В. паспорт 45 09 528858 по дов. от 15.10.2009;
от ответчиков: 1) Карнаух О.Т. уд.N 526 по дов. от 24.12.2008, 2) Однокурцева Е.А. уд.N 376 по дов, от 03.09.2009;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фирма Прома" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (ДЗР г. Москвы) от 05.05.2009 N 33-5ТО-1869/8-(0)-2 об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Фирма Прома" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:15, общей площадью 2186 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл.31. корпус 2, стр. 1 и обязании ДЗР г. Москвы заключить с ЗАО "Фирма Прома" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:15, общей площадью 2186 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, корпус 2, стр.1, стоимостью 14 899 155 руб. 74 коп. на условиях, предложенных заявителем.
Решением от 14.08.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения ДЗР г. Москвы от 05.05.2009 N 33-5ТО-1869/8-(0)-2 об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Фирма Прома" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:15, общей площадью 2186 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл.31. корпус 2, стр. 1.
При этом суд обязал ДЗР г. Москвы в 30 дневный срок с даты вступления решения в законную силу подготовить в установленном порядке и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ЗАО "Фирма Прома".
В удовлетворении требований Общества к Правительству Москвы и обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы заключить с ЗАО "Фирма Прома" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:15, общей площадью 2186 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, корпус 2, стр.1, стоимостью 14 899 155 руб. 74 коп. на условиях, предложенных заявителем, отказано.
При этом суд исходил из того, что законных оснований для отказа в предоставлении в собственность ЗАО "Фирма Прома" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 31, корпус 2, стр. 1 у исполнительного органа не имелось. Также суд указал, что Правительство Москвы не является ответчиком по настоящему делу. Определяя способ восстановления нарушенных прав заявителя, суд исходил из того, что обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка действующим законодательством возлагается на ДЗР г. Москвы, а не на заявителя.
Не согласившись с данным решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью. При этом автор жалобы считает, что права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом не нарушены.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.11. до 12.11.2009.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что оспариваемое решения принято в порядке, установленном законом и в пределах установленных полномочий, факт наличия у истца в собственности здания, без учета положений законодательства РФ и города Москвы, не является безусловным и неоспоримым основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка занимаемого им.
В судебном заседании представитель Правительства города Москвы доводы апелляционной жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что Правительство Москвы надлежащим ответчиком в данном споре не является, поскольку ЗАО "Фирма Прома" по вопросу предоставления земельного участка в собственность не обращалась.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что оспариваемое решение противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ, а также Порядку передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность". Считает, что общество обладает правом на приватизацию земельного участка, как собственника здания, находящегося на данном земельном участке. Полагает, что доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, или в отношении данного земельного участка существует запрет на приватизацию, ответчиками представлено не было. Какого-либо решения о резервировании спорного земельного участка в соответствии с установленным порядком не принималось. Обязанность по подготовке проекта договора действующим законодательством возложена на Департамент земельных ресурсов, а не на заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на неё, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, согласно договору долгосрочной аренды от 30 ноября 1999 года N М-01-015577, на земельном участке по адресу: г. Москва. Шмитовский проезд, вл. 31, корпус 2, стр. 1 находится двухэтажное капитальное здание, согласно выписке из технического паспорта от 06.06.2008 данное здание является объектом капитального строительства. Здание по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 31, корпус 2, стр. 1 принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством на праве собственности N 00-00177/98 от 30.01.1998, выданным Комитетом по Управлению имуществом Москвы.
25.08.2008 ЗАО "Фирма Прома" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:15, общей площадью 2186 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 31, корпус 2, стр. 1.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность", заявителем были представлены необходимые для предоставления вышеназванного участка в собственность документы, о чем свидетельствует представленная в материалы арбитражного дела факсимильная копия Выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" от 27 августа 2008 года.
Письмом Департамента Земельных ресурсов города Москвы от 05.05.2009 г. N 33-5ТО-1869/8 в предоставлении в собственность ЗАО "Фирма Прома" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 31, корпус 2, стр. 1 отказано на том основании, что земельное законодательство предусматривает предоставление в собственность земельных участков, предназначенных исключительно для эксплуатации объектов капитального строительства. Кроме того, указано на то, что данный земельный участок входит в границы квартала N 804 "Камушки" Пресненского района города Москвы, в соответствии с Законом г. Москвы от 25.06.2008г. N 29 "О городской адресной программе развития застроенной территории квартана N 804 "Камушки" Пресненского района города Москвы на 2008 - 2014 годы" предусмотрено комплексное развитие квартала с осуществлением переселения жителей, сноса объектов жилого фонда и строительство объектов общественно-жилого комплекса, ввиду чего объект, расположенный на указанном участке, предусмотрен под снос.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) признан утратившим силу абзац 7 статьи 28 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования, и статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
Таким образом, с момента вступления в силу указанного закона в силу какие-либо генеральные планы и решения о развитии той или иной территории без самостоятельного решения о резервировании такой территории для использования в государственных и общественных интересах не могли явиться основанием для отказа в приватизации земельного участка собственником находящегося на нем объекта недвижимого имущества.
В пункте 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд указано, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В настоящем случае, как правомерно указано судом первой инстанции, на момент обращения ЗАО "Фирма Прома" с заявлением от 09.09.2008 о предоставлении в собственность спорного земельного участка, вступило в действие Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, в соответствии с которым решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 9 Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также его государственной регистрации в порядке, установленном законом, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на принятие Закона г.Москвы от 25.06.2008 N 29 "О городской адресной программе развития застроенной территории квартала N 804 "Камушки" Пресненского района г.Москвы на 2008-2009 годы" является несостоятельной, поскольку данный закон не является решением о резервирования земельного участка 77:01:0004041:15, так как не соответствует требованиям к решениям о резервировании, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008г. N 561.
Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, или в отношении данного земельного участкам существует запрет на приватизацию, ответчиком также представлено не было.
Таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении в собственность ЗАО "Фирма Прома" земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Шмитовский проезд, вл. 31, корпус 2, стр. 1 у исполнительного органа не имелось.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007, предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п. 1.1).
Согласно п. 2.2.3 данного Положения в целях выполнения возложенных задач Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном предоставлении земельных участков в частную собственность юридическим лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений.
Таким образом, законодательными актами города Москвы установлено, что исполнительным органом государственной власти (в части пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации) в городе Москве является Департамент земельных ресурсов г. Москвы и, соответственно, при наличии законных оснований, что было установлено по настоящему делу, Департамент, как уполномоченный орган, был обязан оформить с правообладателем земельно-правовые отношения путем подготовки соответствующих документов и оформления договора купли-продажи земельного участка.
В этой связи суд правомерно возложил на ДЗР г. Москвы обязанность подготовить в установленном порядке и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ЗАО "Фирма Прома".
Учитывая изложенное, в отсутствие иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.08.2009 по делу N А40-56113/09-72-404 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56113/09-72-404
Истец: ЗАО "Фирма "Прома"", ЗАО "Фирма "Прома" (адвокату Борисенко Ю.В.)
Ответчик: Правительство города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Префектура ЦАО г. Москвы