Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 23 ноября 2006 г. N 3.2 -105/2
по проекту федерального закона N 312734-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)", внесенному Правительством Российской Федерации
Проект федерального закона N 312734-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 24.06.2006 года.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об объединениях работодателей" (статьи 13 и 14) и основополагающие законы в сфере образования - Закон Российской Федерации "Об образовании" (статьи 8 и 28) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (статьи 4 и 24), которые направлены на обеспечение участия объединений работодателей, в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах.
Действующее законодательство, как указано в пояснительной записке к законопроекту, содержит отдельные положения, дающие право объединениям предпринимателей (работодателей) участвовать в разработке нормативных актов и вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы работодателей (Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"). Эти положения могут быть истолкованы как нормы, в том числе связанные с прогнозированием рынка труда и подготовкой квалифицированных кадров. Однако такие нормы неконкретны и не обеспечены механизмами реализации.
Законодательство в области образования не содержит прямых норм, относящихся к правам работодателей и их объединений в решении вопросов подготовки квалифицированных специалистов, имеющих принципиальное значение для состояния рынка труда и эффективности инвестиций.
По замыслу авторов реализация законопроекта позволит существенно увеличить ресурсное обеспечение системы образования за счет бюджетных и внебюджетных источников. Одновременно, по их мнению, возрастет и заинтересованность работодателей в формировании кадрового потенциала экономики.
Для решения поставленной задачи законопроектом решаются принципиальные вопросы:
а) устанавливается право объединений работодателей участвовать в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах, а также процедуру учета информации работодателей о потребности отраслей в специалистах;
б) включаются в понятие системы образования как ее составляющей объединения работодателей, являющиеся основной заинтересованной стороной в подготовке квалифицированных кадров, что в свою очередь обусловливает обязанность государственных органов привлекать к участию в решении вопросов в сфере образования объединения работодателей;
в) федеральным органам государственной власти делегируются полномочия по установлению порядка участия общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в решении вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта отмечено, что принятие федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июля 2006 года (протокол N 172, п. 44) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы, в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Срок направления отзывов, предложений и замечаний в комитет был установлен до 1 сентября 2006 года.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект, а в отзыве Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отмечены замечания и внесены предложения по доработке законопроекта.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект от 21.08.2006 за N вн 2.2-1/2689 (прилагается) отмечается необходимость доработки законопроекта.
От субъектов Российской Федерации поступило 26 отзывов. В согласованных отзывах 5 субъектов Российской Федерации законопроект поддерживается. В отзывах, поступивших из 21 субъекта Российской Федерации, отсутствует согласованное мнение по законопроекту.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с условием доработки в процессе подготовки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.