город Омск |
|
|
Дело N А46-21767/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Кливера Е.П., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-4443/2010)
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
на решение Арбитражного суда от 29.04.2010
по делу N А46-21767/2009 (судья Стрелкова Г.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САШИ"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области,
при участии третьих лиц: Правительства Омской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля",
об исправлении кадастровой ошибки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Окишев К.В. (паспорт, доверенность N 157 от 14.07.2010 сроком действия по 31.08.2010); Зинякова А.С. (паспорт, доверенность N 342 от 11.01.2010 сроком действия по 31.12.2010);
от общества с ограниченной ответственностью "САШИ" - Репина Л.Н. (паспорт, доверенность б/н от 01.10.2009 сроком действия 3 года);
от Правительства Омской области - Мельникова Т.Н. (удостоверение, доверенность N 09/ПП-516/01 от 27.05.2009 сроком действия 3 года);
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "САШИ" (далее по тексту - ООО "САШИ") обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области), с привлечением Правительства Омской области и федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля") в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, о признании незаконным отказа Управления Роснедвижимости по Омской области в исправлении кадастровой ошибки, выраженной в нахождении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 01 36:1017 - 55:36:19 01 36:1029 и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в размере 3107,84 руб., а также обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исправить кадастровые ошибки.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования, которые заключаются в обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исправить кадастровые ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости с 01.07.2009 (момента их внесения) о кадастровой стоимости земельного участка:
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1017, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 64239052,80 руб. на 8746923,90 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1018, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 1563243,52 руб. на 212854,51 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1019, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 2057390,08 руб. на 280138,54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1020, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 33803975,68 руб. на 4602820,09 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1021, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 60957173,76 руб. на 8300056,38 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1022, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 7412198,40 руб. на 1009260,45 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1023, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 19091461,12 руб. на 2599533,31 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1024, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 18187079,68 руб. на 2476390,84 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1025, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 32253163,52 руб. на 4391658,26 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1026, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 61867770,88 руб. на 8424045,19 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1027, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 2057390,08 руб. на 280138,54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1028, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 1445145,60 руб. на 196774,05 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1029, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 53041505,28 руб. на 7222242,39 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.
Решением от 29.04.2010 по делу N А46-21767/2009 требования заявителя были удовлетворены. Принимая названное решение суд первой инстанции на основании экспертного исследования, проведенного директором института математики и информационных технологий, деканом математического факультета Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидатом физико-математических наук Николаевым Владимиром Борисовичем, пришел к выводу о несоответствии, используемого заинтересованным лицом для определения кадастровой стоимости названных земельных участков удельного показателя кадастровой стоимости результатам расчета такового по формуле экспоненциональной модели, что, по мнению суда первой инстанции, в силу положений статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", свидетельствует о допущении Управлением Роснедвижимости по Омской области кадастровой ошибки в части отражения удельных показателей спорных земельных участков.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что земельные участки, принадлежащие заявителю, были поставлены на кадастровый учет 25.07.2008 года, то есть не являлись объектом государственной кадастровой оценки, проводимой по состоянию на 1 января 2007 года. Таким образом, кадастровая стоимость указанных участков определялась в соответствии с пунктами 2.1, 2.1.3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N 222 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположены означенные выше земельные участки, на площадь земельного участка. Средние удельные показатели кадастровой стоимости по кадастровым кварталам, утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п.
Таким образом, податель жалобы заключает вывод о том, что основанием для расчета кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, послужил действующий нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязательный к исполнению на территории Омской области всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами, гражданами, их объединениями, находящимися или осуществляющими свою деятельность на территории Омской области., что свидетельствует об отсутствии со стороны заинтересованного лица допущения кадастровой ошибки.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Управления Роснедвижимости по Омской области Правительство Омской области выразило свое несогласие с решением суда первой инстанции, находит позицию подателя жалобы правомерной, а обжалуемое решение - подлежащим отмене.
Общество в своем отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с позицией подателя жалобы и с доводами Правительства Омской области, находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В тексте апелляционной жалобы Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области заявило ходатайство о его процессуальном правопреемстве в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правопреемником Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с Указом Президента РФ N 724 от 12.05.2008 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" проведены реорганизационные мероприятия федеральных структур, результатом которых явилась реорганизация в форме присоединения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области, которое впоследствии было переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Поскольку Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости прекратило свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, апелляционный суд удовлетворяет ходатайство подателя жалобы и производит процессуальную замену заинтересованного лица по делу его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление).
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу с дополнениями, отзывы на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.
ООО "САШИ" зарегистрировано в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска 07.07.1995, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501382675.
Истцу на праве бессрочного пользования был предоставлен земельный участок, площадью 174500,0 кв.м., имеющий кадастровый номер 55:36:31:03:06:02:01:001:0000, предназначенный для базы по адресу: г.Омск, Русско-Полянский тракт, Южный промузел, КАО п. Новая Самарка, что подтверждается свидетельством серии 55 АА N 028054 от 16.03.1999.
Выпиской из государственного земельного кадастра от 07.05.2007 N 40107-6450 подтверждается изменение кадастрового номера 55:36:31:03:01:001:0000 на 55:36:19 01 36:0016.
Постановлением Администрации Кировского административного округа г.Омска от 30.01.1998 N 28 "О присвоении почтовых адресов объектам Кировского округа" АООТ база Кировская (бывшая "Плодоовощная база N 10) был присвоен почтовый адрес: город Омск, улица 2-я Казахстанская, дом 46.
В результате межевания земельного участка номер 55:36:19 01 36:0016 было сформировано два самостоятельных земельных участка, один из которых, имеющий номер 55:36:19 01 36:27, также в результате межевания, проведенного в 2009 году, был разделен на 13 земельных участков: 55:36:19 01 36:1017, 55:36:19 01 36:1018, 55:36:19 01 36:1019, 55:36:19 01 36:1020, 55:36:19 01 36:1021, 55:36:19 01 36:1022, 55:36:19 01 36:1023, 55:36:19 01 36:1024, 55:36:19 01 36:1025, 55:36:19 01 36:1026, 55:36:19 01 36:1027, 55:36:19 01 36:1028, 55:36:19 01 36:1029.
Представленными в материалы дела кадастровыми паспортами подтверждаются следующие экономические характеристики земельных участков:
кадастровая стоимость в размере 64239052,80 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1017 (выписка N 5536/218/09-951 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 15632243,52 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1018 (выписка N 5536/218/09-950 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 2057390,08 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1019 (выписка N 5536/218/09-949 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 33803975,68 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1020 (выписка N 5536/218/09-948 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 60957173,76 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1021 (выписка N 5536/218/09-947 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 7412198 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1022 (выписка N 5536/218/09-946 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 19091461,12 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1023 (выписка N 5536/218/09-945 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 18187079,68 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1024 (выписка N 5536/218/09-944 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 32253163,52 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1025 (выписка N 5536/218/8709-943 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 61867770,88 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1026 (выписка N 5536/218/09-942 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 2057390,08 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1027 (выписка N 5536/218/09-941 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 1445145,60 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1028 (выписка N 5536/218/09-940 от 03.07.2009);
кадастровая стоимость в размере 53041505,28 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости равном 3107,84 руб./кв.м. для земельного участка номер 55:36:19 01 36:1029 (выписка N 5536/218/09-939 от 03.07.2009).
Истец, считая кадастровую стоимость и размеры удельных показателей, содержащиеся в государственном информационном ресурсе в отношении 13 вышеперечисленных земельных участков, рассчитанными неверно по причине допущенных математических ошибок в расчетах, обратился к ответчику с заявлениями об исправлении кадастровых ошибок в отношении находящихся в его пользовании 13 объектов (запросы от 31.08.2009 N 3476, от 21.09.2009 N 3822).
Управление Роснедвижимости по Омской области, не признав математических ошибок в расчете кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости, отказало во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, что нашло отражение в письмах от 04.09.2009 N 06-05/1609, от 24.09.2009 N 06-05/1753.
ООО "САШИ", считая кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков, рассчитанной неверно, обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением об исправлении кадастровых ошибок.
Решением от 29.04.2010 по делу N А46-21767/2009 требования заявителя были удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
При этом Правительство Российской Федерации в пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указало, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее по тексту - Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков).
Пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельных участков (выписок из государственного кадастра недвижимости), имеющих номера 55:36:19 01 36:1017, 55:36:19 01 36:1018, 55:36:19 01 36:1019, 55:36:19 01 36:1020, 55:36:19 01 36:1021, 55:36:19 01 36:1022, 55:36:19 01 36:1023, 55:36:19 01 36:1024, 55:36:19 01 36:1025, 55:36:19 01 36:1026, 55:36:19 01 36:1027, 55:36:19 01 36:1028, 55:36:19 01 36:1029, кадастровая стоимость данных объектов Управлением Росреестра по Омской области была рассчитана на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, путем умножение площади каждого из этих объектов на удельный показатель кадастровой стоимости, установленный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, в том числе для кадастрового района 55:36:19 01 36.
В названном постановлении для 9 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) был установлен удельный показатель в размере 3107,84 руб. за 1 кв.м.
Как усматривается из искового заявления Общества, последнее в обоснование заявленного требования указало на то, что кадастровая стоимость означенных земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, является неверно рассчитанной в результате искажения удельного показателя кадастровой стоимости для 9 вида разрешенного использования кадастрового квартала 55:36:19 01 36, значение которого должно составить 423,17 руб./кв.м., вместо неверно утвержденного субъектом Российской Федерации 3107,84 руб./кв.м.
Суд первой инстанции в целях установления правильного размера удельного показателя названных земельных участков (для 9 вида разрешенного использования кадастрового района 55:36:19 01 36) была назначена математическая экспертиза на предмет установления среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:19 01 36 на основании формулы, представленной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области в письме от 28.04.2009 N 01-1506, содержащем формулу экспоненциональной модели по 9 виду разрешенного использования.
Определением от 11.02.2010 проведение экспертизы было поручено директору института математики и информационных технологий, декану математического факультета Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидату физико-математических наук Николаеву Владимиру Борисовичу.
Результаты названного экспертного исследования были положены судом первой инстанции в обоснование вывода о допущении Управлением Росреестра по Омской области кадастровой ошибки в части внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе означенных участков размере 3107,84 руб./кв.м.
Апелляционный суд находит ошибочным вывод суда первой инстанции о допущении Управлением Росреестра по Омской области кадастровой ошибки, основанный на неправильном применении (толковании) норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке:
- установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона),
- или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия),
- либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета земельных участков документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета; межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
В данном случае, документы, указанные в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ, не являлись основанием для внесения в ГКН сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участком, соответственно для устранения кадастровой ошибки порядок, установленный для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, не применяется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в ГКН кадастровой ошибки в части удельного показателя спорных земельных участков, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.
Означенная позиция апелляционного суда соответствует складывающейся судебной практике по аналогичным спорам, что подтверждается постановлениями ФАС ЗСО N А46-22985/2009,08АП-7070/2009 и др.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что фактически заявитель не соглашается с удельным показателем для 9 вида разрешенного использования кадастрового квартала N 55:36:19 01 36, используемым Управлением в целях определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков из земельного участка, принадлежащего Обществу.
Между тем, такой показатель заинтересованное лицо не уполномочено определять самостоятельно из каких-либо документов, что также исключает допущение кадастровой ошибки.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 9.4, 9.5 Административного регламента предусмотрено, что проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задании.
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.
Таким образом, сведения о земельных участках в ГКН вносит Управление Роснедвижимости, но основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках является отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае Управление Роснедвижимости на основании Отчета N 05-09/02, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", и Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", на законных основания внесло в ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, указанном в Отчете для кадастрового квартала N 55:36:19 01 36.
В силу того, что Общество не согласно с удельным показателем, внесенным в кадастр недвижимости, который установлен нормативным правовым актом, апелляционный суд находит ошибочным избранный заявителем способ защиты нарушенного права, путем требования исправить кадастровую ошибку, поскольку оспаривание нормативного правового акта осуществляется посредством его обжалования в суде общей юрисдикции.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит решение суда первой инстанции вынесенным с нарушением норм материального права, что является основанием для его отмены. По делу надлежит вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления и отказом в удовлетворении требований заявителя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом первой и апелляционной инстанции относятся на Общество.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлини при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, а Общество является по делу истцом, то с последнего в силу положений статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы,
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда от 29.04.2010 по делу N А46-21767/2009 отменить, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "САШИ" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости с 01.07.2009 (момента их внесения) о кадастровой стоимости земельного участка:
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1017, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 64239052,80 руб. на 8746923,90 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1018, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 1563243,52 руб. на 212854,51 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1019, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 2057390,08 руб. на 280138,54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1020, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 33803975,68 руб. на 4602820,09 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1021, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 60957173,76 руб. на 8300056,38 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1022, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 7412198,40 руб. на 1009260,45 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1023, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 19091461,12 руб. на 2599533,31 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1024, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 18187079,68 руб. на 2476390,84 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1025, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 32253163,52 руб. на 4391658,26 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1026, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 61867770,88 руб. на 8424045,19 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1027, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 2057390,08 руб. на 280138,54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1028, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 1445145,60 руб. на 196774,05 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.;
- с кадастровым номером 55:36:19 01 36:1029, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 53041505,28 руб. на 7222242,39 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3107,84 руб. на 423,17 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21767/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "САШИ"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Правительство Омской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2959/11
25.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2959/11
01.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2959/11
04.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2959/11
18.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-21767/2009
03.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4443/2010