город Омск |
|
|
Дело N А70-538/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-4489/2010)
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2010
по делу N А70-538/2010 (судья Стафеев С.А.),
принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
к Администрации города Тюмени в лице Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени, Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Тюменская государственная медицинская академия Росздрава",
при участии третьего лица: закрытого акционерного общества "Корпорация "Сибирь",
о признании недействительным разрешения на строительство N RU 72304000-452-рс от 23.08.2007,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Тюменской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени в лице Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени и Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Тюменская государственная медицинская академия Росздрава (далее по тексту - ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава, Медакадемия), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "Корпорация "Сибирь" (далее по тексту - ЗАО "Корпорация "Сибирь"), о признании недействительным разрешения на строительство от 23.08.2007 N RU 72304000-452-рс, выданного Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени.
Решением от 26.04.2010 по делу N А70-538/2010 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленного ТУ Росимущества в Тюменской области требования.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных ТУ Росимущества в Тюменской области требований отсутствуют, поскольку выданное Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени разрешение на строительство от 23.08.2007 N RU 72304000-452-рс соответствует нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в силу статей 260, 263, 264, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 20, 41 Земельного кодекса Российской Федерации ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава не вправе распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации.
Податель жалобы отмечает, что при заключении договора инвестиционной деятельности и дополнительных соглашений к нему Управление не давало согласия на распоряжение вышеуказанным земельным участком.
По утверждению подателя жалобы, обращаясь за выдачей оспариваемого разрешения, Медакадемия не имела соответствующего согласования с уполномоченным лицом о распоряжении земельным участком с кадастровым номером 72:23:02:19 001:0028, что свидетельствует о том, что разрешение на строительство было выдано в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, что противоречит статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава и Администрация г. Тюмени в лице Департамента градостроительной политики просят оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава и Администрации г. Тюмени в лице Департамента градостроительной политики поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей заинтересованных лиц, которые суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
ТУ Росимущества в Тюменской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ-2-23-00885 Тюменскому государственному медицинскому институту предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 4 4188 га для размещения существующего комплекса института с парковой зоной. Данному земельному участку был присвоен кадастровый N 72:23:20:19:05:011.
Впоследствии из указанного земельного участка был выделен земельный участок с кадастровым N 72:23:02:19 001:0028.
На земельный участок с кадастровым N 72:23:02:19 001:0028 с разрешенным использованием: для размещения существующего комплекса института с парковой зоной, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.12.2006 сделана запись N 72-72-01/272/2006-026,
Общественно-жилой комплекс включает в себя следующие строения: жилой дом, офисные помещения, торговые центры, сфера обслуживания, здание столовой Медакадемии.
Согласно указанному договору застройщиком является ЗАО "Корпорация "Сибирь". Вкладом Медакадемии в совместную деятельность является право пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 5.1.1. договора Заказчик-Дольщик (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава) обязан передать Подрядчику-Дольщику (ЗАО "Корпорация "Сибирь") на период строительства право пользования земельным участком и далее по окончании строительства путем направления в соответствующие государственные службы письменного отказа от права пользовании указанным участком, где находятся сооружения в составе общественно-жилого комплекса.
Согласно дополнительному соглашению к договору о совместной деятельности от 06.01.2004 N 4-008, заключенному 12.08.2007г., Подрядчику-Дольщику (ЗАО "Корпорация "Сибирь") после передачи (ввода в эксплуатацию) ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава столовой, принадлежит право собственности на здание многоэтажного жилого дома с нежилыми помещениями, с пристроенным офисным зданием, расположенным непосредственно на углу улиц Котовского - Одесской в г. Тюмени (земельный участок с кадастровым номером 72:23:02 19 001:0028).
В целях реализации инвестиционного договора ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава получено разрешение на строительство от 23.08.2007 N RU 72304000-452-рс, в соответствии с которым объектом капитального строительства является многоэтажный жилой дом с нежилыми помещениями, количество этажей - 13-14, количество квартир -81, количество блок-секций - 2, общая площадь квартир - 5789,37 кв.м., общая площадь нежилых помещений - 1815,2 кв.м.
Полагая, что разрешение на строительство от 23.08.2007 N RU 72304000-452-рс является незаконным, нарушающим права и законные интересы, ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании его недействительным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 указанного Кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что для получения разрешения на строительство ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок были представлены следующие документы: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ-2-23-00885, свидетельство о государственной регистрации от 02.05.2007, подтверждающие право Медакадемии на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым N 72:23:02:19 001:0028.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что перечень документов, прилагаемых ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава к заявлению о выдаче разрешения на строительство, соответствует требованиям пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо документальных доказательств, подтверждающих обратное, Управлением в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства не представлено.
В силу пункта 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что разрешение на строительство указанного объекта соответствует требованиям пунктов 1, 7, 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Не может быть принят во внимание при рассмотрении данного спора довод подателя жалобы об отсутствии у Медакадемии полномочий на строительство объектов капитального строительства на земельном участке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы Администрации города Тюмени от 26.04.2007, редакции постановления Главы Администрации города Тюмени N 78 от 06.07.2007, ранее разрешенный вид пользования этого земельного участка изменен на вид разрешенного использования "для размещения существующего комплекса института и строительства многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями".
Таким образом, строительство спорного объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 23.08.2007 N RU 72304000-452-рс, выданного ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:02 19 001:0028, предоставленном Медакадемии на праве постоянного (бессрочного) пользования, разрешенное использование которого допускает строительство многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями.
Ссылка ТУ Росимущества в Тюменской области на договор инвестиционной (совместной) деятельности при строительстве N 4-008 от 06.01.2004, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанный договор не относятся к предмету заявленных требований, в рамках которого исследуется вопрос о законности выданного Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени разрешения на строительство от 23.08.2007 N RU 72304000-452-рс.
Отказав в удовлетворении требований, заявленных ТУ Росимущества в Тюменской области, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Тюменской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Управления не распределяется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2010 по делу N А70-538/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-538/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области
Ответчик: Департамент градостроительной политики Администрации г. Тюмени, ГОУ ВПО "Тюменская государственная медицинская академия Росздрава", Администрация г. Тюмени
Третье лицо: закрытое акционерное общество "Корпорация "Сибирь"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18174/10
22.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18174/10
01.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-538/2010
05.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4489/2010