г. Томск |
Дело N 07АП-7850/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2010 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Кулеш Т. А., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Павлюк Т. В.
при участии:
от заявителя: Слепынин А. В. по доверенности от 16.02.2010 года (сроком на 1 год)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 года
по делу N А27-1269/2010 (судья Смычкова Ж. Г.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Ощепкова Евгения Александровича, г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. МоскваУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ощепков Евгений Александрович (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Ощепков Е. А.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 8, в размере 80 272 091 руб. 26 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 года и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка; о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 10.03.2010 года произведена замена стороны в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии; определением от 21.05.2010 года - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по существу спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Ощепковым Е. А. требований, поскольку проверка рыночной информации на достаточность и достоверность заинтересованным лицом была проведена. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов предпринимателя. В свою очередь, Управление доказало факт надлежащего исполнения возложенной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", им в полном объеме исполнены административные процедуры, предусмотренные Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, а также нормами Административного регламента. Также арбитражный суд необоснованно отклонил доводы Управления о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
ИП Ощепков Е. А. в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления - не подлежащей удовлетворению; позиция по решению аналогичных споров уже сформирована в судебной практике Западно-Сибирского округа.
Письменные возражения заявителя приобщены к материалам дела.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы апелляционной жалобы Управления, приведя доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы заинтересованного лица; просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представила.
Федеральная службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, и Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Ощепков Е. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 4224:0401039:0724, площадью 13 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 8. (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2006 года N 42 АВ 472444).
По результатам государственной кадастровой оценки земель постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 года "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 4224:0401039Ю724 в размере 80 272 091,26 руб.
Предприниматель 11.12.2009 года получил выписку N 4200/001/09-340640, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка составила 80 272 091,26 руб. 26 (удельный показатель кадастровой стоимости 6 174,8 руб. за кв.м.), при этом кадастровая стоимость возросла в несколько раз. Ранее кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 13 233 429,1 руб.
Полагая действия Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка не соответствующими ч. 5 ст. 65, ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении в полном объеме заявленных предпринимателем требований, принял правильное по существу решение.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с п. 9 Правил проведения государственной оценки земель кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п. 5 Правил проведения государственной оценки земель, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу п. 11 Правил проведения государственной оценки земель методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Согласно п. 2.2.1 Методических указаний статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Согласно п. 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.2.3 Методических указаний N 39 закреплено, что сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом, перечень источников получения информации не ограничен. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
В п. 2.2.5 Методических указаний установлено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В числе других, в качестве рыночной информации используется информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков (п. 2.2.6 Методических указаний N 39).
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 (далее - Административный регламент).
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен п. 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Таким образом, Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на территории субъекта Российской Федерации проходит две стадии проверки: предварительную проверку Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации и проверку Роснедвижимостью. При этом, обязательным условием направления Отчета на проверку Роснедвижимости является согласно пункту 9.6 Административного регламента получение заключения Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации о соответствии состава отчета условиям технического задания.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в качестве исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков б Кемеровской области Управлением в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", привлечено ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 29.06.2007 года N 140.
ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании договора от 25.08.2007 года N 1/ГКР/140 на проведение работ по оценке привлекло ООО "Группа комплексных решений", которое произвело оценку рыночной стоимости и представило отчет N 1/ГКР/140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: Российская Федерация, Кемеровской области, г. Кемерово".
Между тем, в нарушение п. 2.2.7 Методических указаний N 39 Отчет об определении кадастровой стоимости не содержит расчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю. В приложениях к отчету указаны уже результативные числовые значения. Однако, расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.
В Отчете (приложение N 10) приведена информация об использовании для построения статистической модели одного из 56 факторов, влияющих на стоимость земельного участка. При этом отсутствуют разъяснения о причинах не использования остальных факторов стоимости.
Кроме того, из Отчета об определении кадастровой стоимости не следует, что ФГУП "ФКЦ "Земля" производился сбор и проверка рыночной информации о земельных участках данного населенного пункта по состоянию на 01.01.2007 года.
Управлением не подтверждено соблюдение п. 2.2.2 Методических указаний N 39, подпунктов "е", "ж" пункта 8 Федерального стандарта оценки N 3. Таблицы Отчета, а также иные использованные материалы не содержат доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, стоимости аренды, ипотеки, цен предложений по продаже земельных участков, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости.
Также, в Отчете отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлтерских организаций.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, отчет не подписан лицами, производившими оценку: на титульном листе в качестве исполнителей указаны Скуфинский О.А.. Кривский СБ., Кулакова Н.А., Саввина Е.В., Бородай Н.Б. и напротив фамилий стоят подписи данных лиц; между тем, на странице 4 отчета в разделе "Сотрудники, непосредственные исполнители работ по ГКОЗ НП" указаны: Махт В.А.. Макаров М.П., Осинцева Н.В., Загородникова Е.А., Назарова М.Л., Чернорай Е.С., Ивонина Л.Г., Пашкина Н.Л., Овчинникова П.Н., однако подписи данных исполнителей в отчете отсутствуют.
К отчету не приложены копии документов, использовавшихся оценщиками; отсутствуют приложения, устанавливающие качественные и количественные характеристики объекта; отсутствует обоснование необходимости привлечения соисполнителей: Омского филиала ФГУП "ФКЦ Земля", ООО "Группа комплексных решений", 15 физических лиц; не приложены копии материалов и распечаток, а также распечатки соответствующих страниц Интернет-сайтов, указанные в Отчете (адрес главной страницы интернет-сайта не устанавливает критериев поиска необходимой информации).
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, исходя из отсутствия достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания действий Управления по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка несоответствующими требованиям ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, Методическим указаниям, Административному регламенту, нарушающими права ИП Ощепкова Е. А., связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, в связи с чем, доводы апеллянта об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя не состоятельны.
Доводы апелляционной жалобы Управления о нарушении заявителем срока на обращения в суд являются несостоятельными, поскольку, учитывая дату получения предпринимателем кадастровой выписки (11.12.2009 года) и составления отчета о рыночной стоимости земельного участка, срок на обращение с заявлением, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не пропущен.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 года по делу N А27-1269/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1269/2010
Истец: Ощепков Евгений Александрович
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: ФГУП "ФКЦ "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1269/10
20.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8669/10
25.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8669/10
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5792/2011
17.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5792/11
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5792/11
20.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-1269/2010
23.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7850/10
05.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1269/10