"Экологические" платежи: начисление и уплата
Плата за загрязнение окружающей среды долгое время находилась под контролем налоговых органов, хотя налогом данный сбор никогда не был. Определением Конституционного суда N 284-О*(1) они были признаны фискальным сбором, однако такого понятия не содержится в законодательстве о налогах и сборах. В связи с этим на практике возникает много вопросов по поводу его начисления и уплаты.
В данной статье мы рассмотрим порядок нормативного регулирования платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, ее исчисления и уплаты.
Вопросы, связанные с определением платы за негативное воздействие на окружающую среду и за сброс сточных вод, регламентированы:
- Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632);
- Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344);
- Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязнения окружающих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ);
- Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - Приказ N 786);
- Приказом Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Плательщики
Плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все организации и физические лица, если их деятельность негативно влияет на экологию (п. 1 Постановления N 632).
В соответствии с вышеуказанными постановлениями органы исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, могут понижать размер платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от ее уплаты отдельные учреждения социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (п. 4 Постановления N 632).
Объекты платежа
Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ "экологическая" плата вносится:
- за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов;
- за другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.).
Таким образом, практически каждая организация негативно воздействует на экологию. Бюджетные учреждения являются объектами платы за загрязнение природной среды, если у них нет освобождения от ее уплаты, выдаваемого органами исполнительной власти. Например, если учреждение имеет на балансе или в аренде автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе, сжатом природном газе, то оно обязано вносить плату за загрязнение воздуха (Постановление N 344). Следует также отметить, что договор на вывоз мусора (отходов) не освобождает учреждение от указанной платы (Постановление ФАС СЗО от 07.12.2004 N А56-2567/04), ведь, заключая такой договор, оно оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора (на эксплуатацию машин и механизмов, оплату труда рабочего персонала и т.д.), но не вносит плату за загрязнение природной среды.
Ростехнадзор в Письме от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что в качестве плательщика сбора за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении отходов производства и потребления выступает организация, в процессе деятельности которой эти отходы образуются. Базой для расчета платежа являются объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Учет ведется по каждому виду загрязняющего вещества, по каждому классу опасности отхода.
Приказом N 786 установлена классификация отходов за единицу объема (тонна или куб. м) по классам опасности для окружающей среды:
- отходы I класса (чрезвычайно опасные);
- отходы II класса (высокоопасные);
- отходы III класса (умеренно опасные);
- отходы IV класса (малоопасные);
- отходы V класса (практически неопасные).
Например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4) имеет IV класс опасности, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 18710300 01 00 5) и отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий (код 91201400 01 00 5) - V класс опасности.
Нормативы платы
В соответствии с п. 2 Постановления N 632 введены два вида базовых норматива платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или виду вредного воздействия. Например, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками по видам топлива:
Вид топлива | Единица измерения |
Нормативы платы за 1 единицу измерения |
Бензин неэтилированный | тонна | 1,3 |
Дизельное топливо | тонна | 2,5 |
Керосин | тонна | 2,5 |
Сжатый природный газ | тысяча куб.метров |
0,7 |
Сжиженный газ | тонна | 0,9 |
Статья 2 Постановления N 344 предусматривает обязательное применение различных коэффициентов к нормативам платы. Эти коэффициенты зависят от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, водных объектов бассейнов морей и рек (Приложение 2 к Постановлению N 344).
Экономические районы Российской Федерации | Значение коэффициента | |
для атмосферного воздуха |
для почвы | |
Северный | 1,4 | 1,4 |
Северо-Западный | 1,5 | 1,3 |
Центральный | 1,9 | 1,6 |
Волго-Вятский | 1,1 | 1,5 |
Центрально-Черноземный | 1,5 | 2 |
Поволжский | 1,9 | 1,9 |
Северо-Кавказский | 1,6 | 1,9 |
Уральский | 2 | 1,7 |
Западно-Сибирский | 1,2 | 1,2 |
Восточно-Сибирский | 1,4 | 1,1 |
Дальневосточный | 1 | 1,1 |
Калининградская область | 1,5 | 1,3 |
За загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. В Центральном экономическом районе он равен 1,6.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 в Постановление N 344 были внесены существенные изменения. В частности, увеличились нормативы платы:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;
- за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов производства и потребления.
После их вступления в силу размер платы увеличился более чем по 100 видам загрязняющих веществ, а отходы V класса (практически неопасные) дополнены категорией прочих. Фактически это означает, что список отходов, за которые взимаются "экологические" платежи, стал открытым.
Что должно сделать учреждение для определения платы за загрязнение окружающей природной среды?
Во-первых, согласовать информацию о видах деятельности, осуществляемых учреждением, с территориальным управлением Ростехнадзора, которое на основании представленных данных устанавливает примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов и выдает учреждению справку о нормах загрязняющего вещества для определенного вида деятельности и.
Во-вторых, своими силами или в специальных лабораториях точно определить объемы выбросов, составив один проект нормативов по загрязнению окружающей природной среды один раз в пять лет. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляется на бумажном (в двух экземплярах) и магнитном носителях и включает:
- титульный лист;
- аннотацию;
- содержание;
- введение;
- общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
- характеристику производственных процессов как источников образования отходов;
- паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
- перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности;
- расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов;
- материально-сырьевой баланс;
- схему операционного движения отходов;
- характеристику мест временного хранения (накопления) отходов, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов и периодичности вывоза отходов;
- характеристику установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов;
- сведения об объектах размещения отходов;
- сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;
- сведения о противоаварийных мероприятиях;
- сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды;
- предложения по лимитам размещения отходов;
- приложения (п. 18 Приказа N 115).
Далее учреждению необходимо ежегодно подтверждать, что технология производственных процессов не изменилась техническим отчетом, форма которого содержится в Приказе Минприроды РФ от 11.03.2002 N 115 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (представлена в конце статьи).
Порядок исчисления
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на природную среду зависит от вида базового норматива. Он определен п. 3-6 Порядка, установленного Постановлением N 632.
1. Плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
2. Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
3. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
При отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ или размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 Порядка, установленного Постановлением N 632.
Обратите внимание: пределы допустимых норм могут быть установлены только после согласования с территориальным управлением Ростехнадзора.
Пример.
В 2007 г. городской зоопарк, расположенный в Центральном экономическом районе, планирует израсходовать 5 000 л неэтилированного бензина марки А-80 исходя из данных о его фактическом расходе за 2006 г. Предположим, что, по сведениям продавца, его плотность составляет 0,715 г/куб. см. Учитывая, что 1 л - 1 000 куб. см, в пересчете на тонны количество израсходованного бензина составит 3,57 т: (5 000 л х 1 000 куб. см х 0,715 г/куб. см / 1 000 000).
Сумма платежа за негативное воздействие на природную среду рассчитывается следующим образом. Норматив платы за единицу измерения по неэтилированному бензину равен 1,3 руб. Сначала к указанному нормативу следует применить коэффициент состояния атмосферного воздуха, который в Центральном экономическом районе равен 1,9 - 1,3 руб. х 1,9 = 2,47 руб.
Кроме того, Постановлением N 344 предусмотрено применение дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов - 2,47 руб. х 1,2 = 2,96 руб.
К сведению: в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 г., применяются в 2007 с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,15.
Затем применяем установленный коэффициент 1,15 - 2,96 руб. х 1,15 = 3,40 руб.
За весь объем выброса вредных веществ сумма платежа составит 12,14 руб. - 3,40 руб. х 3,57 т.
Мы привели расчет платы за выбросы в пределах установленных лимитов, которые указываются в разрешениях, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды. За сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ учреждению придется заплатить в пять раз больше
Перечисление в бюджет
С 1 января 2005 г. БК РФ установил нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ в размере:
20% - в федеральный бюджет;
40% - в бюджеты субъектов РФ;
40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга плата поступает в размере 80%.
С 2001 г. суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду зачисляются в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (Письмо Минфина РФ от 12.07.2006 N 03-07-03-07/44). Администратором указанных платежей является Ростехнадзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 он выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. В частности, Ростехнадзор осуществляет контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области:
- охраны окружающей природной среды (государственный экологический контроль);
- охраны атмосферного воздуха;
- обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 Приказа N 557 отчетным периодом по уплате "экологических" сборов признается квартал. Уплата исчисленных сумм в бюджет производится природопользователями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Плановые платежи рассчитываются на год с поквартальной разбивкой на основании плановых показателей загрязнения.
Представление расчетов по плате за негативное воздействие
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 23.05.2006 N 459. Она заполняется организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросами загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещением отходов производства и потребления.
Расчет представляется в управления Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия на окружающую природную среду и государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В налоговые органы его представлять не нужно.
Ответственность за непредставление расчета и неуплату сбора
С 08.01.06 согласно Федеральному закону от 26.12.2005 N 183-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату в установленные сроки сбора за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Статья 8.41 КоАП РФ гласит, что данное правонарушение влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 30 до 60 минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц - от 500 до 1 000 МРОТ.
Стоит заметить, что в большинстве случаев величина платежа намного меньше возможной суммы штрафа.
Бухгалтерский учет
Начисленные платежи за загрязнение окружающей среды (как в пределах, так и сверх нормативов) в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками:
- за счет бюджетных средств:
Дебет счета 1 401 01 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 1 303 05 730 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
- за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 2 303 05 730 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
Налоговый учет
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ уменьшает базу по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Исключение составляют только расходы, предусмотренные п. 4 ст. 270 НК РФ: платежи за сверхнормативные выбросы при расчете налога на прибыль к расходам не относятся.
С. Валова,
зам. главного редактора журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части I НК РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"