г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А56-19179/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7791/2010) Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2009
по делу N А56-19179/2009 (судья Мирошниченко В.В.), принятое
по заявлению ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" в лице филиала"Архэнерго"
к 1. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области, о признании незаконным бездействия
при участии:
от истца (заявителя): Антипина М.В., доверенность от 26.08.2009, Севостьянова Н.А., доверенность от 26.05.2010, Красавина О.В., доверенность от 26.05.2010.
от ответчика (должника): 1. Занько Ю.М., доверенность от 08.06.2010 N 04-26/15261, Мешкой Т.И., доверенность от 12.01.2010 N 04-26/00121.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (далее - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Арохэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в не проведении камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль, июль, октябрь 2003 г. и февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2004 года и не отражении данных деклараций по НДС в карточке по расчетам с бюджетом (далее - КРСБ), а также об обязании Межрегиональной инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 провести камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за февраль, июль, сентябрь 2003 г. и за февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2004 г. и отразить данные указанных деклараций в КРСБ.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2009 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция N 4, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции в части обязания Межрегиональной инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 провести камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за февраль, июль, сентябрь 2003 г. и за февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2004 г. и отразить данные указанных деклараций в КРСБ отменить, в указанной части принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N4 обязанности по проведению камеральной налоговой проверке уточненных налоговых деклараций по НДС за февраль, июль, октябрь 2003 г., февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2004 года, не возникает, поскольку на момент подачи обществом уточненных налоговых деклараций (25.09.2008), организация состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N7 по Ленинградской области, а к моменту постановки на учет в Инспекцию N4 срок проведения камеральной проверки истек.
В судебном заседании представитель Инспекции N 4 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Инспекции N 7 возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Представители Общества также возражали против удовлетворения жалобы, считая обжалуемое решение суда законным.
Законность и обоснованность решения суд первой инстанции проверены в обжалуемой части в апелляционном порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС по г. Архангельску проведена в отношении ОАО "Архэнерго" выездная налоговая проверка за период с 01.01.2003 по 31.12.2004. В ходе проверки установлено завышение НДС, подлежащего уплате в бюджет. При проверке инспекцией сделан вывод о том, что уменьшение налоговых обязательств может быть осуществлено только при предоставлении уточненных деклараций, в связи с чем по результатам проверки уменьшение произведено не было. Решением Инспекции ФНС по г. Архангельску от 09.04.2007 ОАО "Архэнерго" предложено (п. 3.5.2. решения) сдать уточненные декларации по излишне исчисленным налогам, в том числе НДС за февраль, июль, октябрь 2003 года, февраль, март, май, август, октябрь, декабрь 2004.
18.12.2008 Общество обратилось в Инспекцию N 7 с заявлением о проведении зачета вышеуказанной суммы НДС в счет уплаты доначисленных налогов по решению N 23-19/1178 от 09.04.2007.
Письмом от 14.01.2009 N 10-10/439 Инспекция отказала в проведении зачета пояснив, что зачет в сумме 26 138 694 руб. в счет уплаты налога по выездной проверке не возможен, поскольку уточненные декларации за 2003-2004 гг. в КРСБ не проведены (л.д. 89 т. 2).
Посчитав бездействие налогового органа, выразившееся в не проведении камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для не проведения камеральных налоговых проверок представленных Обществом деклараций, а также обязал Инспекцию, в которой на момент вынесения решения состоит на учете налогоплательщик восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 81 Кодекса установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.
Данной нормой также предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Следовательно, при обнаружении ошибок при исчислении налогов, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган уточненную декларацию, а налоговый орган в силу статей 32, 81, 87 и 88 НК РФ обязан не только принять, но и проверить декларацию. В противном случае норма права, устанавливающая обязанность налогового органа принять налоговую декларацию (пункт 4 статьи 80 НК РФ), теряет свой регулирующий характер при отсутствии у налогового органа обязанности осуществить проверку данной декларации.
В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки и по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в рассматриваемом случае Межрайонная инспекция ФНС N 7 по Ленинградской области располагая реальной возможностью для проверки вопроса о правомерности заявления к вычету суммы налога на добавленную стоимость, в нарушение положений статей 88, 176 НК РФ, не провела камеральные налоговые проверки представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за февраль, июль, октябрь 2003 г., февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2004 года и не вынесла мотивированных решений по результатам проверки.
С 25.05.2009 Общество поставлено на налоговый учет в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 30 НК РФ одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно статьям 1 - 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.08 N 17520/07 в отношениях с налогоплательщиком налоговые инспекции по старому и новому местам его учета должны рассматриваться как одно и то же лицо.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по восстановлению нарушенного права налогоплательщика в виде обязания провести камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за февраль, июль, сентябрь 2003 г. и за февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2004 г. и отразить данные указанных деклараций в КРСБ на налоговый орган, в котором заявитель состоит на налоговом учете на момент принятия судом решения.
Доводы подателя жалобы относительно того, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им в исполнения ведомственных документов, в связи с чем, факт отражения или не отражения показателей, каких - либо деклараций в лицевых счетах, который ведет налоговый орган, не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика, учитывая, что требований о возмещении сумм НДС, заявленных в указанных уточненных декларациях, обществом не предъявлено, отклоняется апелляционным судом.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - карточка "РСБ"), согласно которым карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, администрируемых налоговыми органами.
Рекомендациями предусмотрено, что налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.
В карточках "РСБ" ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов. При этом в качестве основания для изменения начисленных сумм в карточке "РСБ" названы судебные акты, решения налоговых органов; особый порядок учета установлен для реструктурированной задолженности, по отсроченным или рассроченным платежам, приостановленной взысканием задолженности.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Исполнение положений названных ведомственных документов является для налоговых органов обязательным.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2009 по делу N А56-19179/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19179/2009
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания"Северо-Запада" в лице филиала"Архэнерго"
Ответчик: Ответчики, Межрайонная ИФНС России N7 по Ленинградской области, Межрегиональная инспекция ФНС N 4 по крупнейшим налогоплательщикам
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9313/11
26.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10419/2010
17.06.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7791/2010