Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2010 г. N 07АП-10183/2009
г. Томск |
N 07АП-10183/09 |
15 января 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя - Лобанова Н. Г. по дов. от 20.07.2009 N 5,
от заинтересованных лиц - без участия,
от третьего лица - без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новокузнецкая межрайбаза" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2009 по делу N А27-11023/2009 (судья Обухова Г. П.) по заявлению закрытого акционерного общества "Новокузнецкая межрайбаза" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", при участии третьего лица - Коллегии администрации Кемеровской области, о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка и незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Новокузнецкая межрайбаза" (далее - ЗАО "Новокузнецкая межрайбаза", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее также - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), в размере 37715258,4 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м в размере 37 715 258,4 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м. Кроме того, просило обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м в размере 37 715 258,4 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м., занимаемого закрытым акционерным обществом "Новокузнецкая межрайбаза", почтовый адрес относительно ориентира: г. Новокузнецк, улица Вокзальная, дом 24.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением от 12.10.2009 по делу N А27-11023/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Новокузнецкая межрайбаза" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов определяется не в отрыве, а на основании статистического анализа их рыночной стоимости, в связи с чем кадастровая стоимость не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;
- в материалы дела не представлены доказательства использования при расчёте удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, а так же сведений о том, каким образом 56 факторов стоимости оказали влияние на кадастровую стоимость земельных участков в составе земель г. Новокузнецка;
- отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков не соответствует требованиям действующего законодательства: статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктам 13,15 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254, пункту 9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), поскольку не позволяют установить правомерность определения в данном отчёте удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка;
- полномочия по проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, отнесенные к исключительной компетенции Роснедвижимости, были переданы в нарушение пунктов 1, 4, 9.8 и приложения N 7 Административного регламента исполнителю работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не соглашается, просит решение оставить без изменения, указывая, что расчет кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования (ВРИ) осуществлялся в соответствии с порядком, предусмотренным в п. 2.2 Методических указаний; для расчета УПКС земельного участка была построена экспоненциальная модель; приводит расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на следующее: довод заявителя о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства использования при расчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации о земельных участках не соответствует действительности; для построения модели по 9 ВРИ для земельных участков был определен фактор стоимости - расстояние до ближайшего автовокзала, автостанции, расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений, отобранные с помощью специального программного продукта; в соответствии с нормами законодательства об оценочной деятельности возможно проведение оценки с использованием объектов-аналогов, в связи с чем Отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участках мог быть использован при определении кадастровой стоимости земельного участка; довод заявителя о том, что в п. 6 акта проверки вместо должностного лица Роснедвижимости указано должностное лицо ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Ковалев Д. В. является несостоятельным; вывод суда о том, что нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для рассматриваемых отношений значения не имеют, правомерен.
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в отзывах на жалобу просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица.
В судебном заседании представитель ЗАО "Новокузнецкая межрайбаза" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке населенных пунктов.
Приказом Роснедвижимости от 06.02.2007 N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р были поставлены задачи по осуществлению в Кемеровской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, организации областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, даны рекомендации органам местного самоуправления.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены по заказу Управления Роснедвижимости по Кемеровской области подрядчиком - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г. Москва) по государственному контракту N 140 от 29.06.2007, заключенному по результатам открытого конкурса.
По результатам работ подрядчиком был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, на основании которого Управлением утверждена кадастровая стоимость земельного участка площадью 5757 кв.м., с кадастровым номером 42:30:0207052:0009, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Вокзальная, 24, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Новокузнецкая межрайбаза" (свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2004 N 42АА 746223).
Земельный участок с кадастровым номером 42:30: 02 07 052: 0009 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 17.10.2003 с разрешенным использованием "под коммунально-складские объекты". Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.04.2009 кадастровый номер 42:30:0207052:9 равнозначен кадастровому номеру 42:30:0207052: 0009.
ЗАО "Новокузнецкая межрайбаза" получило выписку из государственного кадастра недвижимости от 09.04.2009 N 4200/001/09-84824 о земельном участке с кадастровым номером 42:30:0207052:9, согласно которой кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 37 715 258, 4 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 6551,2 руб. за кв.м.
Общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью Центр профессиональной оценки "Трио", которое составило отчет от 16.07.2009 N 079-06/09, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052: 0009 составляет 4 029 900 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м., определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, в том числе, указал, что кадастровая оценка земельных участков проведена в соответствии с действующим законодательством, Методическими и Техническими рекомендациями, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков содержит достаточную информацию об использованных материалах, а также расчеты кадастровой стоимости земельных участков.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчёт удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен
земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области документов не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность. Так, в обоснование доводов в материалы дела представлены приложения (л. д. 20-48 т. 2), в которых, как считает суд, содержатся все необходимые данные для составления расчета (при этом, к какому документу они являются приложениями, не указано). Между тем, указанные приложения (таблицы), а также иные материалы дела, как обоснованно указывает податель жалобы, не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области, информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, т. е. не имеется конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Апелляционным судом установлено также, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" отобраны 2 фактора, влияющих на данную стоимость (расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений и расстояние до ближайшего автовокзала, автостанции), без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 6551,2 руб. за кв.м., и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 в размере 37 715 258,4 руб.
Соответственно, Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 в размере 37 715 258,4 руб. определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчёту ООО ЦПО "Трио" N 079-06/09 от 16.07.2009 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 в составляет 4 029 900 руб. Не смотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, ни Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, ни ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" не обосновали, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2009 году.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Административного регламента, в соответствии с которым Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления отчета исполнителем работ.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 Регламента представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость согласно пункту 9.8 Регламента производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из Приложения N 7 Административного регламента, в пункте 5 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков указываются должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя и отчество.
Таким образом, одной из обязательных процедур обеспечивающих гарантии соблюдения прав землевладельцев и землепользователей при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель является полная проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости, осуществление которой отнесено пунктом 9.8 и приложением N Административного регламента к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти - Роснедвижимости.
Из представленного в материалы дела акта проверки N 2 от 24.11.2008 следует, что проводившим проверку лицом является начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Д.В. Ковалев.
Однако данное лицо не входит в число должностных лиц Роснедвижимости, что свидетельствует о проведении проверки отчета на соответствие Методическим указаниям не уполномоченным лицом.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что обоснованность и законность участия в проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2 сотрудника ФГУП "ФКЦ "Земля" Д.В.Ковалева, документально подтверждена Государственным контрактом N К-07/26 "на выполнение работ по теме: "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель" от 30.05.2008, заключенным между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости г. Москва и Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, является необоснованным, так как наличие государственного контракта не исключает обязанность, предусмотренную Административным регламентом, о проверке отчета именно должностными лицами Роснедвижимости.
С учетом изложенного, Седьмой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о нарушении процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м., что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м в размере 37 715 258,4 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м.
Таким образом, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившееся в формировании указанных сведений, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, являются незаконными, так как не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, требования заявителя в указанной части также подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции от 12.10.2009 подлежит отмене, а апелляционная жалоба заявителя - удовлетворению.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы относятся на ответчиков (статья 110 АПК РФ). Поскольку при подаче заявления и апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 5 000 рублей, указанные судебные расходы подлежат возмещению за счет проигравших сторон в равных долях.
Согласно статье 199 АПК РФ требование об обязании произвести действия по устранению нарушений прав общества не является самостоятельным требованием, в связи с чем отсутствуют правовые основания для уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина в сумме 2 000 рублей излишне уплачена обществом и подлежит возврату из федерального бюджета согласно пункту 1 части 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 156, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2009 по делу N А27-11023/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в размере 37715258,4 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м.
Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области действия, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м. в размере 37715258,4 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м. в размере 37715258,4 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м., занимаемого закрытым акционерным обществом "Новокузнецкая межрайбаза"
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в пользу закрытого акционерного общества "Новокузнецкая межрайбаза" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в пользу закрытого акционерного общества "Новокузнецкая межрайбаза" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Новокузнецкая межрайбаза" из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 19.06.2009 N 99.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11023/2009
Истец: ЗАО "Новокузнецкая межрайбаза"
Ответчик: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1862/10
07.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10183/09
16.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10183/2009
06.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-11023/2009
06.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10183/2009
15.01.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10183/09