г. Владивосток |
|
04 марта 2010 г. |
Дело N А51-7886/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2010 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.С. Чижикова
судей: Н.А. Скрипка, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от администрации г.Владивостока - Стовбун Ю.С. (удостоверение N 2330 от 18.09.2008, доверенность от 23.12.2009 N 1-3/5875),
от Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Приморское Региональное отделение - Минаева Т.Н. (удостоверение N 497 от 04.12.2008, доверенность N 02-37/01-9955 от 03.12.2009),
от Департамента финансов Приморского края - Пригор Т.С. (удостоверение N 2986 сроком действия до 31.12.2010, доверенность от 27.02.2008 N 10),
от Пенсионного фонда Приморского края - Лычкина С.Е. (удостоверение N 946 от 15.09.2009, доверенность от 13.01.2010 N 09/171),
от истца - Пашуков Б.А. (паспорт 0503 023063, доверенность от 17.02.2010),
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Каргополова Е.А. (удостоверение 25N 0303 от 01.09.2008, доверенность от 27.01.2010 N 20-11-29/22)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-726/2010
на решение от 22.12.09 судьи Карандашовой Е.В.
по делу N А51-7886/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) МУПВ "Некрополь"
к Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: Фонд социального страхования Российской Федерации в лице Государственного учреждения-Приморское Региональное отделение, ГУЗ "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", Администрация г. Владивостока, Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края, Пенсионный фонд Приморского края
о взыскании 6 442 562 руб. 00 коп. (5 154 016 руб.)
УСТАНОВИЛ:
УПВ "Некрополь" обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю затрат, понесенных МУПВ "Некрополь" в период с декабря 2006 по май 2009 при погребении умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, в размере 6 442 562 руб.
По ходатайству Министерства финансов РФ к участию в деле в качестве другого ответчика был привлечен Департамент финансов Приморского края.
В порядке ст. 49 АПК РФ судом принят отказ истца от иска к Департаменту финансов Приморского края, а также уменьшение требований до 5 154 016 руб.
По ходатайству истца судом на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика: Министерство финансов Российской Федерации на надлежащего ответчика: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 22.12.09 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы затраты на погребение в сумме 5 154 016 рублей, а также государственная пошлина по иску в размере 34 405 рублей 51 копейка; в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 564 рубля 74 копейки. В удовлетворении исковых требований о взыскании затрат на погребение в сумме 1 288 546 рублей отказано. Производство по делу относительно требований к Департаменту финансов Приморского края прекращено.
Не согласившись решением суда, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указало, что расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между РФ и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли умерший на момент смерти работником или пенсионером. Также не согласилось с примененными истцом тарифами при расчете суммы иска, периодом взысканной задолженности и взысканной с него госпошлины, поскольку освобожден от ее уплаты в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Возражая на жалобу, Администрация г. Владивостока и истец согласились с выводами суда первой инстанции, решение просили оставить без изменения.
Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края, ГУЗ "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
МУП "Некрополь" является организацией, наделенной статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.
В период с декабря 2006 по май 2009 МУПВ "Некрополь" понесло расходы в размере 5 154 016 рублей в результате необходимости обязательного проведения захоронений неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
Факт оказания указанных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела помесячно актами о захоронении невостребованных и опознанных трупов, заявками, справками о смерти, свидетельствами о смерти и не оспаривается ответчиком.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению услуг по погребению заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем п. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов связанных с погребением.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении главой Администрации города Владивостока принято постановление от 16.05.08 N 333, которым утверждены расходы на погребение одного невостребованного умершего в г.Владивостоке в размере 4 680 руб. Доказательств неправомерности принятия указанного постановления Минфином РФ, а также применении установленного размера захоронения при расчете суммы иска, не представлено, в связи с чем довод относительно завышенных тарифов подлежит отклонению.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1000 рублей. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет г.Владивостока, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 5 154 016 рублей за период с декабря 2006 по май 2009 за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
При этом декабрь 2006 года не вошел в период, рассмотренный судом по делу N А51-157/2007 28-6.
В связи с отказом истца от иска к Департаменту финансов Приморского края и принятием такого отказа судом правомерно на основании п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ прекращено производство по делу в части требований к указанному лицу.
Довод Минфина России о необоснованном взыскании с него государственной пошлины подлежит отклонению. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 22.12.2009г. по делу N А51-7886/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7886/2009
Истец: МУПВ "Некрополь"
Ответчик: УФК по Приморскому краю
Третьи лица: ФСС России в лице Государственного учреждения-Приморское Региональное отделение, ГУЗ "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", Администрация г. Владивостока, Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края, Пенсионный фонд Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10601/10
23.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10601/10
25.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2820/2010
04.03.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-726/2010