г. Владивосток |
|
23 марта 2010 г. |
Дело N А59-6023/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2010 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
от ФГУ "Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов": не явились
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ "Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"
апелляционное производство N 05АП-1137/2010
на решение от 09.02.2010 года судьи Джавашвили В. Н.
по делу N А59-6023/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ФГУ "Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
о признании недействительным п. 1 раздела 2 предписания об устранении нарушений законодательства от 22.10.09г. N 61 - 03 - 144/3355.
УСТАНОВИЛ:
ФГУ "Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" обратилось в Арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании недействительным п. 1 раздела 2 предписания об устранении нарушений законодательства от 22. 10. 09г. N 61 - 03 - 144/3355 в части требования следующего содержания: "В установленном законом порядке восстановить на счетах бюджетного учета неправомерные выплаты по заработной плате с дальнейшим перечислением восстановленных средств в доход федерального бюджета".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.02.2010 года в удовлетворении требований учреждения отказано.
Не согласившись с принятым решением ФГУ "Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы, заработная плата начислялась и выплачивалась работникам на основании трудовых договоров, за тот объем работы, который работниками качественно выполнялся. В связи с чем, Учреждение считает незаконным требование Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области в части восстановления на счетах бюджетного учета неправомерных выплат по заработной плате с дальнейшим перечислением восстановленных средств в доход федерального бюджета.
Податель жалобы указывает, что удержание с работников начисленной и выплаченной в соответствии с трудовыми договорами заработной платы нарушит основные государственные гарантии по оплате труда работников, предусмотренные ст.130 ТК РФ.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителя в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании распоряжения руководителя управления от 21.09.09г. N 143 - 1 ответчиком проведена проверка использования средств федерального бюджета в сфере рыболовства, в том числе вопросов, поставленных в письме Межрегионального отдела ГУ МВД России по ДФО от 15.12.08г. N 8 - 040/65 - 277, в Федеральном государственном учреждении "Сахалинское бассейновое учреждение по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" за 2008 г.
По результатам проверки составлен акт от 21.10.09г. N 61-03-144, на основании которого заявителю выдано предписание от 27.10.09г. N 61-03-144/3355 об устранении нарушений законодательства.
Согласно п. 1 раздела 2 "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" предписания заявителем допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета в части начисления и выплаты заработной платы в сумме 517 150 рублей. Заявителю предписано в срок до 20.11.09г. в установленном законом порядке восстановить на счетах бюджетного учета неправомерные выплаты по заработной плате с дальнейшим перечислением восстановленных средств в доход федерального бюджета.
Не согласившись с предписанием в этой части, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 283 БК РФ основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств и иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 284 БК РФ предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 настоящего Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Указом Президента РФ от 25. 07. 96г. N 1095 (п. 4) установлено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово - бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина РФ от 11.07.05г. N 89н, определены полномочия территориальных органов, согласно которым они вправе направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно ст.70 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) установлено, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает, в том числе, оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статьей 143 ТК РФ определено, что тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством РФ в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника), это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом, в силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статья 144 ТК РФ предусматривает, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда), работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, правила расходования средств федерального бюджета на оплату труда работников бюджетных учреждений устанавливают обязанность получателей расходовать средства не произвольно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а в соответствии с законодательством, регулирующим оплату труда.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда.
Тарифно - квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих и по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены Постановлениями Минтруда РФ от 10. 11. 92г. N N 30 и 31 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14. 10. 92г. N 785 (далее - постановления N 30 и N 31).
Тарифно - квалификационные характеристики должностей служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) являются нормативными документами, способствующими обеспечению рационального разделения труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, единства в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
При этом, дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.
В соответствии с п. 7 постановления N 30 лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Им может быть установлен разряд оплаты в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности так же, как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы.
Постановлением N 31 утверждены тарифно-квалификационные характеристики на общеотраслевые профессии рабочих по тарифным разрядам, которым устанавливались месячные оклады, разработанные в соответствии с введением Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1993 г. N 785.
Тарифно-квалификационные характеристики предназначены для установления разряда рабочим по сложности выполняемых ими работ.
Так, согласно тарифно - квалификационной характеристике должности бухгалтера, определенной постановлением Минтруда N 30 к специалисту, занимающему эту должность, предъявляются следующие требования к квалификации по разрядам оплаты:
5-й разряд (бухгалтер): среднее специальное (экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.
6 - 7-й разряды (бухгалтер II категории): высшее экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.
8 - 9-й разряды (бухгалтер I категории): высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.
10 - 11-й разряды (ведущий бухгалтер): высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера I категории не менее 2 - 3 лет.
Из материалов дела установлено, что бухгалтерам Мусатовой В. В., Гриценко Е. Г., Портновой А. О., не имеющим высшего образования и определенного стажа работы, заявителем неправомерно были установлены 11 разряды по оплате труда, в то время как в силу вышеназванным нормативных правовых актов им следовало установить 5 разряд на основании следующего.
Согласно справке о квалификации названных работников, представленной заявителем, у Гриценко и Мусатовой средне - специальное образование, стаж работы соответственно на момент заключения трудового договора у Грицено составлял 8 месяцев, а Мусатова стажа работы вообще не имела, вместе с тем обе они были приняты на работу бухгалтерами 11 разряда. Портнова также на момент заключения договора не имела высшего образования, стаж работы составлял 2 года 4 месяца, в то же время она была принята бухгалтером 11 разряда.
Кроме того, Постановлением Минтруда N 31 утверждены тарифно - квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. Этим нормативным актом установлены три разряда водителей автомобиля 4, 5 и 6 разряды с соответствующими характеристиками.
Приказом Минсельхоза РФ от 12.07.93г. N 179 в редакции приказа от 07.12.98г. N 748 утвержден Перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться по ставкам до 10 разряда единой тарифной сетки.
Согласно названному приказу водителям автомобилей, осуществляющим перевозку людей до места выполнения работ по особо сложным дорогам, местностям и бездорожью разрешено оплачивать их труд по ставкам до 10 разряда ЕТС.
Как следует из материалов дела, водителю легкового автомобиля Рак К. Н. установлен 10 тарифный разряд ЕТС как водителю автомобиля, занимающемуся перевозкой людей до места выполнения работ по особо сложным дорогам, местностям и бездорожью. В то же время как следует из путевых листов за 2008 г. водитель за проверенный период осуществлял перевозки людей по городу. При таких перевозках ему следовало установить разряд в соответствии с его квалификацией. Каких - либо доказательств, подтверждающих перевозку им людей по бездорожью, заявителем не представлено.
Коллегия отклоняет довод Учреждения о том, что Рак К.Н. осуществляет рейсы по особо сложным дорогам и местностям, где, согласно справок руководителей администраций, имеют место быть грунтовые дороги, поскольку в действующем законодательстве не дано понятий "особо сложные дороги" и "бездорожье", а эпизодические перевозки людей по грунтовым дорогам не могут являться основанием для установления водителю 10 разряда ЕТС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем неправомерно начислено и выплачено работникам федерального бюджетного учреждения с января по ноябрь 2008 г. за счет средств федерального бюджета 517 150 рублей.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.02.2010 года по делу N А59-6023/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6023/2009
Истец: ФГУ Сахалинское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов (Сахалинрыбвод), ФГУ "Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
Третье лицо: Третьи лица, ТУ ФС финансово-бюджетного контроля