г. Хабаровск |
|
18 января 2010 г. |
N 06АП-5760/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Малышевой Л.Г., Тихоненко А. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елизаровой А.А.
при участии в заседании:
от истца: Администрация г.Хабаровска: Башкатова Е.А. - представитель по доверенности от 31.07.2009N 1.1.5/333, Воронкова Е.Н. - представитель по доверенности от 06.04.2009 N 1.1.55-262, Рябова Е.В. - представитель по доверенности от 21.12.2009 N 1.1.59/469;
от ответчиков: Минимущество Хабаровского края: Гайдук М.В. - представитель по доверенности от 02.03.2009 N 1-11/1436; ГУК "НПЦ по ОПИК": Бакланова М.А. - представитель по доверенности от 09.09.2009 N 1005/3
от третьего лица: Дворец детского творчества "Маленький принц": Шинкоренко Т.Г. - директор по приказу от 20.04.1999 N 15
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 29 октября 2009 года
по делу N А73-3565/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, принятого судьей Соколовым В.Ф.
по иску администрации города Хабаровска
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, государственному учреждению культуры "научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края
третье лицо муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского творчества "Маленький принц"
об обязании передать имущество в муниципальную собственность
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущества, ответчик) об обязании передать в муниципальную собственность 5584/10 000 доли (комнаты подвала N 9-21, 43-46, комнаты первого этажа N 10-15, комнаты второго этажа N 1-23, комнаты третьего этажа N 1-24) нежилого здания по ул. Муравьева-Амурского, 17, общей площадью 2864, 90 кв.м.
Определениями суда от 09.04.2009, от 26.05.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского творчества "Маленький принц", государственному учреждению культуры "научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края (далее - МОУ ДОД "Маленький принц", ГУК "НПЦ по ОПИК", третьи лица).
Определением суда от 14.09.2009 ГУК "НПЦ по ОПИК" было привлечено в качестве ответчика по делу.
До принятия судебного акта по существу спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчиков передать в муниципальную собственность 6287/10000 доли в виде комнат подвала N N 19-21, 36-42, 43-46, комнат первого этажа NN 10-15, 25-28, комнат второго этажа NN 1-23, комнат третьего этажа NN 1-24, площадью 1801, 3 кв.м., находящихся в нежилом здании, общей площадью 2864, 9 кв.м., расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 17.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.10.2009 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что собственником здания выражено согласие на отчуждение имущества путем включения его в перечень объектов недвижимости, подлежащих приватизации. Прекращение права оперативного управления на спорное имущество не приведет к сокращению деятельности госучреждения. Отказ третьего лица на передачу части объекта в муниципальную собственность нарушает права муниципального образования и противоречит нормам действующего законодательства.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в заседании суда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение и удовлетворить требования.
Представитель Минимущества Хабаровского края в заседании апелляционного суда не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Представитель ГУК "НПЦ по ОПИК" в заседании суда не согласился с доводами жалобы, просил решение оставить без изменения.
Представитель МОУ ДОД "Маленький принц" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять судебный акт об удовлетворении иска.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителей участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения в силу следующего.
Судом установлено, что объект недвижимости - дворец детского и юношеского творчества, площадью 2864, 90 кв.м., расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 17, кадастровый (или условный) номер объекта 27:23:33:17/505 ЛИТ. А, принадлежит на праве собственности Хабаровскому краю, дата государственной регистрации права собственности - 04.10.1999 и закреплено на праве оперативного управления за ГУК "НПЦ по ОПИК", дата регистрации права 10.01.2000 (выписка из ЕГРН от 10.09.2008 N 118/2008-435, свидетельство о государственной регистрации права от 10.01.2000 N 27ХБ 0043370).
Ранее Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 объект "Городской дом, 1907-11909 гг." по ул. Муравьева-Амурского, 17 в г. Хабаровске присвоен статус объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения по Разделу III "Памятники градостроительства и архитектуры".
25.08.1992 по акту приемки-передачи принято на баланс как памятник истории и культуры ГУК "НПЦ по ОПИК".
Помещения в здании используются арендаторами, в частности, 02.12.1998 между Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края, выступавшим от имени собственника государственного имущества, ГУК "НПЦ по ОПИК" (балансодержатель) и МОУ ДОД "Маленький принц" (пользователь) заключен охранный договор N 71/1/36 на безвозмездное пользование недвижимым памятником истории и культуры "Городской дом 1907-1909 гг.", сроком с 01.09.1998 по 01.09.2003, общей площадью 1637, 4 кв.м.
Соглашением N 2 от 05.01.2004 стороны продлили действие охранного договора на неопределенный срок.
По акту приемки от 01.09.1998 нежилые помещения в здании переданы пользователю.
Соглашениями N 1а от 17.06.2003, N 4 от 14.11.2006 были внесены изменения в части предоставленной пользователю площади в здании: в безвозмездное пользование переданы помещения в виде комнат: в подвале - N 19,20,21,36,37,38,39,40,41,42, общей площадью 216,4 кв.м.; на 1 этаже - N 10,11,12,13,14,15,25,26,27,28, общей площадью 182, 4 кв.м.; на 2 этаже - N 1,2,3,4,5,6,7,8,910,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23, общей площадью 802 кв.м.; на 3 этаже - N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24, общей площадью 547, 6 кв.м., общей площадью 1748, 4 кв.м.
Решением Хабаровской городской думы от 18.07.2006 N 290 утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" (в том числе спорного объекта, занимаемого МОУ ДОД "Маленький принц"), после чего истец неоднократно обращался к ответчикам по вопросу передачи данного имущества.
Указывая на то, что указанное имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, поскольку используется муниципальным учреждением по вопросам местного значения (образовательно-воспитательная деятельность), истец обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает, направление органами местного самоуправления предложения уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, а также принятие исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
При этом передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Исходя из указанных выше положений Закона, порядок передачи государственной собственности в муниципальную собственность подразумевает необходимость волеизъявления публичного собственника на такую передачу и исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев передачи.
Аналогичную позицию занимает Конституционный Суд РФ, Постановлением которого от 30.06.2006 N 8-П проверялась конституционность положений, устанавливающих идентичный порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации. Соответствующие положения признаны не противоречащими Конституции РФ, исходя из выше указанного конституционно-правового смысла законоположений.
Согласно этому же Постановлению от 30.06.2006 N 8-П спор о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче в собственность соответствующего уровня, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Из представлений документов, пояснений сторон вытекает, что ни уполномоченный орган исполнительный власти Хабаровского края - Министерство имущественных отношений Хабаровского края, ни балансодержатель, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, - ГУК "НПЦ по ОПИК" (письмо от 03.08.2009 N 859/3) не давали согласия на безвозмездную передачу спорного имущества в порядке, предусмотренном статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, решение о передаче объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность не принималось, ответчики возражают против такой передачи в ходе судебного разбирательства.
При этом само зарегистрированное право государственной собственности Хабаровского края в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ, Администрацией не оспаривается.
В связи с тем, что волеизъявление Хабаровского края в лице уполномоченного органа на передачу в федеральную собственность спорных объектов, согласие ГУК "НПЦ по ОПИК" отсутствовало, а спора о праве на это имущество между сторонами на момент рассмотрения спора не имеется, требования о принудительной передаче имущества подлежат отклонению.
Довод заявителя жалобы о том, что собственником и учреждением волеизъявление выражено путем включения объекта в План приватизации не может быть принят, т.к. направлено на отчуждение имущества в ином порядке, в Прогнозном плане приватизации краевого государственного имущества на 2009 год в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 07.08.2009 N 243-пр, от 24.08.2009 N 264-пр спорное имущество исключено из Перечня.
Иные доводы жалобы с учетом указанных выше обстоятельств не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьями 150, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2009 по делу N А73-3565/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Л.Г. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3565/2009
Истец: Администрация города Хабаровска.
Ответчики:Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Третьи лица: МОУ ДОД "Маленький принц", ГУК "НПЦ по ОПИК"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6509/10
11.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6509/10
19.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1357/2010
18.01.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5760/2009