Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 февраля 2007 г. N КА-А41/13792-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2007 г.
Архангельская квартирно-эксплуатационная часть района Квартирно-эксплуатационного Управления г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного Управления Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по городу Красногорску Московской области от 30.03.2006 N 464, которым на основании п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за отсутствием события налогового правонарушения, так как налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании п. 2 ст. 2 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области", организации предложено уплатить сумму неуплаченного (неполностью уплаченного) налога, внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Инспекцией подано встречное заявление о взыскании с заявителя в соответствии с оспариваемым решением налог на имущество в размере 46 963 425 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.08.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2006, удовлетворены требования налогоплательщика в полном объеме, в удовлетворении встречного заявления отказано, поскольку в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не признается объектом налогообложения.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как организация является самостоятельным юридическим лицом, не относится к федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем должно уплачивать налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества в общем порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Инспекцией на основе представленной организацией налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев, квартальный 2005 года (л.д. 51-54) была проведена камеральная проверка, в ходе которой налоговым органом установлено не включение для целей налогообложения по налогу на имущество объектов жилищного фонда (жилые дома), числящихся на балансе организации.
По результатам проведенной камеральной проверки Инспекцией вынесено решение налогового органа N 464 (л.д. 4-7), которым Архангельской КЭЧ доначислен налог на имущество организаций в сумме 46 963 425 руб.
Основанием для доначисления налога послужило то обстоятельство, что Архангельская КЭЧ в нарушение подп. 4 п. 2 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации не включала в налогооблагаемый оборот объекты жилищного фонда, содержание которых полностью финансируется из федерального бюджета и не используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подп. 2 п. 4 ст. 324 НК РФ
На основании оспариваемого решения налогового органа Инспекцией выставлено требование N 53405 об уплате налога в сумме 46 963 425 руб. в добровольном порядке в срок до 10.04.2006.
Считая незаконным решение Инспекции, организация обратилась в арбитражный суд.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд со встречным заявлением в связи с неисполнением налогоплательщиком выставленного Инспекцией требования.
Согласно подп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения имущество, при надлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Положению "Об Архангельской квартирно-эксплуатационной части района КЭУ г. Москвы", утвержденному 04.07.2003 начальником КЭУ г. Москвы (л.д. 13-18), Свидетельству о внесении в реестр федерального имущества N 042912 (л.д. 20), Распоряжению Минимущества Российской Федерации N 4304-р от 16.12.2002 (л.д. 48-50), Архангельская КЭЧ является государственным учреждением, имеющим в пользовании и распоряжении на праве оперативного управления закрепленное федеральное имущество и финансируемое из государственного бюджета по бюджетным статьям Министерства обороны Российской Федерации, выполняет непосредственные обязанности по руководству деятельностью квартирно-эксплуатационных служб войсковых частей 03353, 54023, 17 центрального продовольственного склада, Химкинской военной прокуратуры и т.д.
В соответствии с Положением Учреждение Министерства обороны России создано в целях, в том числе целях организации, руководства и контроля за производственной деятельностью подчиненных подразделений и квартирно-эксплуатационных служб воинских частей; в целях руководства деятельности (производственной и хозяйственной) подчиненных домоуправлений, контроля за деятельностью домоуправлений воинских частей учет военнослужащих, рабочих и служащих РА, не обеспеченных жилой площадью, представления начальнику гарнизона плана распределения жилой площади с предварительным согласованием с жилищной комиссией гарнизона; контроля за распределением жилой площади и использованием жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и других целей.
Таким образом, предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, где предусмотрена военная служба.
Источником финансирования Учреждения является бюджет Министерства обороны Российской Федерации, то есть федеральный орган исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Финансирование производится в соответствии с утвержденной сметой расходов по статьям и кодам бюджетной классификации.
Согласно бюджетной классификации, утвержденной Правительством Российской Федерации, уплата налога на имущество не предусмотрена.
В соответствии с нормами Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения.
Архангельская квартирно-эксплуатационная часть (района) Квартирно-эксплуатационного Управления г. Москвы Минобороны России является подразделением Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций обоснованно распространили действие подп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации на Учреждение, входящее в структуру Минобороны России.
Суд кассационной инстанции исходит также из позиции Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Письме N 55 от 24.01.2005, о том, что военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно Федеральному закону "Об обороне" Вооруженные силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных сил Российской Федерации (статья 11); имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 12 ст. 1).
Министерство обороны Российской Федерации, являющееся органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (п. 2 и подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации).
Таким образом, подп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что имущество, закрепленное на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением, являющимся подразделением Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
Настоящее постановление суда кассационной инстанции вынесено с учетом аналогичной судебно-арбитражной практики, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.11.2005 N КА-А41/11039-05, от 13.07.2005 N КА-А41/5948-05, от 24.04.2006 N КА-А41/3057-06, от 14.07.2006 N КА-А41/4012-06 постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2005 N А42-8560/04-26.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.08.2006 по делу N А41-К2-9850/06 Арбитражного суда Московской области и постановление от 15.11.2006 N А41-К2-9850/05 Десятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2007 г. N КА-А41/13792-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании