город Омск |
|
15 сентября 2010 г. |
Дело N А70-2909/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6376/2010)
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.06.2010
по делу N А70-2909/2010 (судья Минеев О.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "ВЦМ"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
о признании недействительным решения от 10.02.2010 N 575/03
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ВЦМ" (далее по тексту - ЗАО "ВЦМ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованием к Территориальному управлению Росимущества в Тюменской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Тюменской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения ТУ Росимущества в Тюменской области от 10.02.2010 исх. N 575/03; об обязании ТУ Росимущества в Тюменской области заключить с ЗАО "ВЦМ" договор о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:01 06 001:0079 общей площадью 5376 кв.м, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Тимофея Чаркова, 12 по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением от 07.06.2010 по данному делу N А70-2909/2010 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требования ЗАО "ВЦМ" признал недействительным решение ТУ Росимущества в Тюменской области от 10.02.2010 исх. N 575/03.
Суд взыскал с ТУ Росимущества в Тюменской области в пользу ЗАО "ВЦМ" судебные расходы в сумме 2000 руб.; возвратил ЗАО "ВЦМ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату принято Управлением с превышением полномочий и содержит неправомерное основание отказа, поскольку ТУ Росимущества в Тюменской области не было наделено полномочиями по рассмотрению и решению вопроса о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79, а Постановление главы Администрации г.Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в установленном законе порядке в полном объеме официально опубликовано не было, в силу чего оно в соответствии со статьей 61 Устава г.Тюмени не вступило в силу и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не подлежит применению.
В части восстановления нарушенного права суд указал, что сформулированная в заявлении Общества восстановительная мера рассматривается судом как предлагаемый заявителем способ восстановления нарушенного права, при этом суд данной формулировкой восстановительной меры не связан. Поскольку ТУ Росимущества в Тюменской области в отсутствие соответствующего поручения Росимущества лишено полномочий по предоставлению в собственность Общества за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79, предложенная Обществом восстановительная мера (об обязании ТУ Росимущества в Тюменской области заключить с ЗАО "ВЦМ" договор о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:01 06 001:0079 общей площадью 5376 кв.м, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Тимофея Чаркова, 12 по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости указанного земельного участка) не может быть принята в отношение неуполномоченного органа (ответчика).
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Тюменской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, отказ в предоставлении земельного участка является законным. Несмотря на то, что Постановление главы Администрации г.Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" не было официально опубликовано, однако оно не было отменено и оспорено в установленном законом порядке, в силу чего обоснованно применяется.
Управление считает, что вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ЗАО "ВЦМ" за плату принято ТУ Росимущества в Тюменской области с превышением полномочий, неверным, не соответствующим обстоятельствам дела, указывая на то, что Управление действовало в рамках действующего законодательства, в соответствии с Положением о территориальном управлении и именно по поручению Росимущества, изложенного в письме от 03.02.2010 N ПП-10/2341.
Кроме того, ТУ Росимущества в Тюменской области в апелляционной жалобе поясняет вопрос о выкупной цене земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79, указывая, что в силу пункта 1.2 Постановления Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков" лица, не указанные в пункте 1.1 постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной в городе Тюмени - семнадцатикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Управление считает необоснованным взыскание с него судом первой инстанции расходов Общества по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции, ссылаясь на освобождение в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Общество в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации г.Тюмени от 27.02.1996 N 506 (л.д.24, 88) товариществу с ограниченной ответственностью "ВЦМ" (правопредшественник заявителя) в бессрочное (постоянное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 0,55 га под существующую производственную базу, расположенную в Тарманском промышленном узле в соответствии с прилагаемыми топографической съемкой и выкопировкой из плана города.
На основании Распоряжения Администрации г.Тюмени от 27.02.1996 N 506 Обществу выдан государственный акт 72:23N01185 (л.д.8-14) о предоставлении 0,5376 га земель в бессрочное (постоянное) пользование под существующую производственную базу, расположенную в Тарманском промышленном узле.
На основании приказа МУ "БТИ и Р" от 17.01.2001 N 01-0086 земельному участку присвоен адрес: г.Тюмень, ул.Чаркова, 12, стр.1 (л.д.9).
После формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет земельному участку площадью 5376 кв.м, расположенному ул.Чаркова, 12, стр.1 в г.Тюмени присвоен кадастровый номер - 72:23:0106001:79 (л.д.26-29).
Как следует из разделов В.3 и В.4 кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 22.10.2009 N 7223/201/09-23337 (л.д.28-29), а также плана границ земельного участка Общества (л.д.30), земельный участок частично (площадью 412 кв.м.) находится за красной линией.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:79 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРП) за Российской Федерацией, запись регистрации от 19.07.2006 N 72-72-01/106/2006-379, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2006 72НКN 325230 (л.д.25).
На земельном участке с кадастровым номером 72:23:0106001:79 расположены следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Обществу:
- нежилое строение, общей площадью 129,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Тюмень, ул.Тимофея Чаркова, 12, запись регистрации права собственности в ЕГРП N 72-01/01-141/2002-113 от 10.10.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2002 72НВN 941574 (л.д.15, 31);
- нежилое строение, общей площадью 418,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Тюмень, ул.Тимофея Чаркова, 12, стр.1, запись регистрации права собственности в ЕГРП N 72-01/01-141/2002-114 от 10.10.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2002 72НВN 941573 (л.д.16, 33);
- нежилое одноэтажное строение, литер А2, общей площадью 144,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Тюмень, ул.Тимофея Чаркова, 12, стр.2, запись регистрации права собственности в ЕГРП N 72-72-01/312/2006-025 от 09.12.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2006 72НКN 415409 (л.д.17, 34).
Письмом от 10.02.2010 N 575/03 (л.д.18-19) ТУ Росимущества в Тюменской области, со ссылкой на пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, сообщило заявителю о невозможности приватизации испрашиваемого им земельного участка по причине того, что часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79 находится за красной линией.
Общество, полагая, что отказ ТУ Росимущества в Тюменской области не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный с требование о признании указанного решения от 10.02.2010 исх.N 575/03 недействительным.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется ТУ Росимущества в Тюменской области в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением, в том числе, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Пункт 1 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Исходя из пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса, в котором определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм следует, что установление факта принадлежности спорного земельного участка к категории земель общего пользования, является основанием для отказа в приватизации такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что часть испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79 находится за пределами красной линии.
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода ТУ Росимущества в Тюменской области о невозможности предоставления Обществу в собственность за плату заявителем земельного участка, часть которого находится за пределами красной линии и относится к землям общего пользования, не подлежащим приватизации.
Между тем, в соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной документацией являются проекты планировки, состоящие из следующих элементов планировочной структуры: красных линий и линий регулирования застройки; границ земельных участков; размещения объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотности и параметров застройки; параметров улиц, проездов и пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.
Таким образом, красные линии являются составной частью проекта планировки, подлежащего утверждению в установленном законом порядке.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что приватизации не подлежат земельные участки, относящееся к категории земель общего пользования, обозначенные красными линиями, при этом, красные линии, обозначающие границы территории общего пользования, подлежат утверждению совместно с проектом планировки органами местного самоуправления.
На территории муниципального образования город Тюмень красные линии утверждены постановлением главы Администрации г.Тюмени от 05.07.1995 N 13.
В соответствии со статьей 33 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (в редакции от 22.12.1993) "О местном самоуправлении в РФ" (действовал в момент издания постановления главы Администрации г.Тюмени от 05.07.1995 N 13) постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан, должны быть доведены до сведения населения.
Согласно статье 61 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень, принятого решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления г.Тюмени, если соответствующим муниципальным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу (часть 1). Опубликование (обнародование) муниципального правового акта осуществляется не позднее чем в двухнедельный срок с момента принятия правового акта Тюменской городской Думы и не позднее чем в двухнедельный срок с момента подписания правового акта иного органа или должностного лица местного самоуправления города Тюмени (часть 6). Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта (часть 8).
Статьей 26 "Порядка подготовки, принятия и опубликования действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Тюмени", (далее по тексту - "Порядок") утвержденного Решением Тюменской области Думы от 12.09.1996 N 45, установлено, что нормативный правовой акт органа местного самоуправления города, затрагивающий права, свободы, обязанности, интересы граждан, подлежит обязательному официальному опубликованию в полном объеме в течение семи дней с момента подписания его Главой города.
Согласно статье 28 "Порядка", нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности, интересы граждан, вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.
Между тем, в нарушение установленного порядка опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Постановление Главы города Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени" было опубликовано только 19.01.2006, при этом, не в полном объеме.
Кроме того, непосредственно описание границ красных линий опубликовано также не было.
В опубликованной части Постановления Главы города Тюмени от 05.07.1995 N 13 указывается только на факт утверждения проекта красных линий г. Тюмени, при этом из текста данного Постановления не следует, по каким именно территориям проходят красные линии в городе Тюмени и не указано, что часть спорного земельного участка находится за красной линией.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.
Поскольку Постановление Главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени" в установленном законе порядке официально опубликовано не было, оно не является обязательным для применения.
Кроме того, вступившим в силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2010 по делу N А70-1301/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2010 указанное Постановление Главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени" признано несоответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 61 Устава и недействующим постановления главы г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий в г. Тюмени" в части утверждения проекта красных линий в границах улиц Белинского-Брестская-Таврическая г. Тюмени (в пределах земельного участка ОАО "Тюменьобщепит" с кадастровым номером 72:23:02 16 002:0252), в связи с тем, что не было опубликованное в полном объеме.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что указание в оспариваемом отказе ТУ Росимущества в Тюменской области на невозможность предоставления Обществу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79 по причине его частичного нахождения за красной линией не является правомерным.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у ТУ Росимущества в Тюменской области полномочий по рассмотрению и решению вопроса о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79 в силу следующего.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее по тексту - Положение о Росимуществе) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества.
Пунктом 4 Положения о Росимуществе предусмотрено, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о ТУ Росимущества в Тюменской области, утвержденного Приказом Росимущества от 30.04.2009 N 122 (далее - Положение о ТУ Росимущества в Тюменской области), заинтересованное лицо осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно Положению о ТУ Росимущества в Тюменской области, последнее по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества (подпункт "б" пункта 4.8); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт .4.6); подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество предложения об условиях приватизации федерального имущества; информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества (подпункты "ж", "м" пункта 4.7).
Из имеющегося в материалах дела письма Росимущества от 08.04.2010 N ПП-10/8606 (л.д.65), в целях оптимизации процедуры рассмотрения документов и своевременного принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц, в соответствии с решением руководителя Росимущества непосредственно центральным аппаратом Росимущества, как правило, принимаются указанные решения в случаях, если:
- с заявлением обращаются стратегические, или системообразующие организации, в том числе, организации, входящие в состав вертикально интегрированных структур;
- площадь земельных участков превышает 1 га.
При этом в письме сообщалось, что в отношении иных земельных участков сохранен действующий порядок предоставления земельных участков в собственность - по поручению центрального аппарата Росимущества.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, суд первой инстанции верно заключил, что ТУ Росимущества в Тюменской области имеет полномочия по рассмотрению и решению вопросов, связанных с приватизацией спорного земельного участка только по поручению Росимущества.
Ссылка ТУ Росимущества в Тюменской области на письмо от 03.02.2010 N ПП-10/2341, адресованное ТУ Росимущества в Тюменской области (л.д.57) в подтверждение своих полномочий судом отклоняется, поскольку письмо не содержит поручения Росимущества заинтересованному лицу ни на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка, ни на отказ в его приватизации.
В данном письме указано следующее: "Исходя из вышеизложенного, а также с учетом представленных документов, предоставление вышеуказанного земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным. Пакет документов возвращается в Территориальное управление в Тюменской области".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ТУ Росимущества в Тюменской области полномочиями по рассмотрению и решению вопроса о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:79.
В такой ситуации решение ТУ Росимущества в Тюменской области от 10.02.2010 N 575/03 об отказе Обществу в приватизации испрашиваемого им земельного участка, исходящее не от имени Росимущества - уполномоченного органа, а от имени самого ТУ Росимущества в Тюменской области, а также содержащее неправомерное основание для отказа, является недействительным.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно выкупной цены земельного участка суд апелляционной инстанции не оценивает, поскольку, во-первых, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении Обществу земельного участка, в силу чего не может иметь значения для разрешения вопроса о законности или незаконности этого отказа; во-вторых, суд не обязывал ТУ Росимущества по Тюменской области предоставить Обществу земельный участок в собственность, верно указав, что суд не связан формулировкой восстановительной меры заявителя, и данная восстановительная мера не может быть принята, в силу того, что ТУ Росимущества по Тюменской области является неуполномоченным лицом.
Доводы ТУ Росимущества в Тюменской области о необоснованном взыскании с него расходов по оплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Действительно с 31.12.2008 вступил в силу подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Однако, указанный пункт говорит об освобождении только от уплаты государственной пошлины, но не об освобождении от возмещения судебных расходов.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Соответственно, взыскание с ответчика уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что ТУ Росимущества в Тюменской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, не влечет отказ второй стороне по делу в возмещении ее судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с Управления понесенные Обществом судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, в силу освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.06.2010 по делу N А70-2909/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2909/2010
Истец: закрытое акционерное общество "ВЦМ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области