город Омск |
|
29 октября 2010 г. |
Дело N А46-6007/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А,
в судебном заседании возобновленном после перерыва участвуют представители:
от закрытого акционерного общества "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" - Назаров С.К. по доверенности б/н от 18.10.2010 сроком действия по 31.12.2010;
от Администрации города Омска - Батракова И.А. по доверенности N 02-24/4801 от 11.08.2010 сроком действия 1 год;
от гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79" - Окишева И.В. по доверенности б/н от 19.04.2010 сроком действия 3 года;
от общества с ограниченной ответственностью "ЧСЧ" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Чепилко Т.В. по доверенности N 04/4335 от 03.02.2010 сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
(регистрационные номера 08АП-7370/2010, 08АП-7820/2010)
закрытого акционерного общества "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" и Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010
по делу N А46-6007/2010 (судья Голобородько Н.А.), принятое
по заявлению гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79"
к Администрации города Омска,
при участии третьих лиц: закрытого акционерного общества "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт", общества с ограниченной ответственностью "ЧСЧ", Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
о признании недействительным постановления от 08.09.2009 N 706-п,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 04.08.2010 по делу N А46-6007/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79" города Омска (далее по тексту - ГКА "Луч-79", заявитель, кооператив), признал недействительным постановление Администрации города Омска от 08.09.2009 N 706-п "О предоставлении в аренду Закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" земельного участка по улице Орловская в Центральном административном округе города Омска".
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие заключенных с Администрацией города Омска договоров аренды земельных участков не исключает права пользования ГКА "Луч-79" спорными земельными участками, поскольку в рассматриваемом случае земельные участки были предоставлены заявителю в долгосрочную аренду сроком на 25 лет на основании постановлений главы администрации Куйбышевского района города Омска от 05.11.1993 N 1226п и от 04.01.1994 N 01-п, которые являются достаточными доказательствами возникновения у ГКА "Луч-79" права на данные земельные участки, при этом договор аренды является вторичным по отношении к актам уполномоченного органа.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не был пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд, поскольку о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением кооператив узнал в феврале 2010 года при ознакомлении с материалами дела N А46-25843/2009.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Омска и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, закрытое акционерное общество "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" (далее - ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт") обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционных жалобах Администрация города Омска и ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" настаивают, что ГКА "Луч-79" в нарушение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был пропущен трехмесячный срок на подачу заявления, поскольку о нарушении прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом заявителю стало известно с 14.09.2009 - момента обращения председателя ГКА "Луч-79" в Администрацию города Омска с письмом, в котором содержалась просьба разобраться в вопросе выноса гаражей членов ГКА "Луч-79". При этом 13.10.2009 департаментом имущественных отношений Администрации города Омска в адрес председателя ГКА "Луч-79" был направлен ответ, в котором указывалось, что вынос гаражей обусловлен предстоящим строительством. До сведения председателя доведена информация о том, что постановлением Администрации города Омска от 08.09.2009 N 706-п ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" в аренду на три года предоставлен земельный участок под строительство административного здания с наземно-подземной автостоянкой по улице Орловской.
По мнению Администрации города Омска, представление земельного участка ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" произведено в соответствии с процедурой, предусмотренной статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку кооперативом не был заключён договор аренды земельного участка, процедура предоставления и оформления земельных участков на объекты малого коммунального строительства не соблюдена, следовательно, отсутствуют основания для утверждения о том, что в настоящее время ГКА "Луч-79" обладает какими-либо правами в отношении спорного земельного участка.
В апелляционной жалобе ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" указало, что право на аренду земельного участка возникает не в связи с изданием органом местного самоуправления соответствующего ненормативного правового акта, а в силу гражданского договора, являющегося основанием возникновения права аренды конкретного лица, в частности заявителя.
В судебном заседании представители Администрации города Омска и ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" поддержали доводы и требования апелляционных жалоб.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в устном выступлении и в письменном отзыве поддержал правовую позицию подателей апелляционных жалоб, считает, что оспариваемое постановление соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель кооператива в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "ЧСЧ", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыва на апелляционные жалобы не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем апелляционные жалобы в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрены в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу, не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы на апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон, явившихся в судебного заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.12.1993 районной приёмочной комиссией был составлен акт приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта - 23 капитальных железобетонных гаража ГКА "Луч-79"
Постановлением главы администрации Куйбышевского района города Омска от 04.01.1994 N 01-п для строительство второй очереди гаражей ГКА "Луч-79" в долгосрочную аренду сроком на 25 лет дополнительно был предоставлен земельный участок площадью 947,1 кв.м под строительство блочных железобетонных гаражей по улице Орловская в Куйбышевском районе.
08.09.2009 Администрацией города Омска было издано постановление N 706-п "О предоставлении в аренду Закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" земельного участка по улице Орловская в Центральном административном округе города Омска", в соответствии с которым ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" в аренду сроком на три года был представлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3227 площадью 4857 кв.м., относящийся к категории земель населённых пунктов, для строительства административного здания с наземно-подземной автостоянкой; местоположение земельного участка установлено в 270 метрах северо-западнее относительно строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Орловская, дом 2 в Центральном административном округе города Омска.
Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска поручено в месячный срок заключить с ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" соответствующий договор аренды земельного участка.
Полагая, что постановление от 08.09.2009 N 706-п не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ГКА "Луч-79", последнее обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционных жалоб не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Позиция Администрации города Омска и ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" относительно пропуска заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изложена в отзывах на заявление и апелляционных жалобах, и сводится к тому, что ГКА "Луч-79" о нарушении его прав стало известно при получении письма N 07/45289, направленного 13.10.2009 в адрес председателя ГКА "Луч-79" департаментом имущественных отношений Администрации города Омска. В указанном письме сообщалось о том, что вынос гаражей обусловлен предстоящим строительством, а также имелось указание на постановление Администрации города Омска от 08.09.2009 N 706-п.
Вместе с тем, получение письма N 07/45289 заявитель отрицает, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих направление департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и получение заявителем указанного письма, в связи с чем оснований полагать, что заявитель знал о наличии обжалуемого постановления до ознакомления в феврале 2010 года с материалами дела не имеется. Доказательств обратного сторонами ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что кооперативу о нарушении своих прав и законных интересов стало известно в феврале 2010 года, и на 29.04.2010 - дату обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не истек, в связи с чем соответствующие доводы апелляционных жалоб отклоняются как необоснованные.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании постановлений главы администрации Куйбышевского района города Омска от 05.11.1993 N 1226п и от 04.01.1994 N 01-п ГКА "Луч-79" с 1993 года осуществляет деятельность по эксплуатации капитальных гаражей, расположенных на земельных участках, предоставленных кооперативу в установленном законом порядке в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на момент предоставления земельных участков в долгосрочную аренду.
Исходя из анализа норм земельного законодательства, в частности, статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно за счёт свободных земельных участков.
Однако в рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3227, предоставленный в аренду ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт", включает в себя земельные участки, ранее предоставленные ГКА "Луч-79" для размещения гаражей, которые у последнего не изымались.
При этом актами приёмки в эксплуатацию Куйбышевской районной комиссией законченного строительством объекта гаражей ГСК "Луч-79" от 27.12.1993 и от 22.03.1994 Администрация города Омска подтверждала законность строительства капитальных железобетонных гаражей.
Более того, постановления главы администрации Куйбышевского района города Омска 05.11.1993 N 1226п и от 04.01.1994 N 01-п до настоящего времени не отменены, являются действующими, следовательно, у Администрации города Омска отсутствовали правовые основания для предоставления земельных участков, предоставленных в аренду ГКА "Луч-79" в 1993, 1994 годах, другому лицу.
Доводы апелляционных жалоб о том, что договоры аренды земельных участков не были заключены с ГКА "Луч-79", следовательно, право аренды на земельные участки у заявителя не возникли, являются несостоятельными, так как в рассматриваемом случае право пользования земельными участками возникло у ГКА "Луч-79" на основании акта компетентного органа. Земельное законодательство предусматривает передачу земельного участка в аренду на основании соответствующего акта уполномоченного органа, во исполнение которого заключается договор аренды, конкретизирующий права и обязанности сторон. Следовательно, договор аренды является вторичным по отношению к акту уполномоченного органа, в связи с чем наличие соответствующего акта компетентного органа является достаточным доказательством возникновения у лица права на земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным постановление Администрации города Омска от 08.09.2009 N 706-п и удовлетворил требования заявителя.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные предпринимателем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционные жалобы Администрация города Омска и ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация города Омска от уплаты государственной пошлины освобождена, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Администрации города Омска не распределяется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт"
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу N А46-6007/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6007/2010
Истец: Гаражный кооператив автолюбителей "Луч-79", Гаражный кооператив автолюбителей "Луч-79"
Ответчик: Администрация г. Омска
Третье лицо: Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт", Общество с ограниченной ответственностью "ЧСЧ", Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9253/10
06.11.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8476/13
16.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-6007/2010
29.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7370/2010
29.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7820/2010