Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2010 г. N 09АП-10975/2010
г. Москва |
А40-57198/08-130-469 |
18 июня 2010 г. |
N 09АП-10975/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2010.
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Поташовой Ж.В. Пронниковой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степкиным М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Правительства города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2010
по делу N А40-57198/08-130-469 судьи Кононовой И.,А.,
по заявлению ЗАО "ИнкорРус"
к Правительству города Москвы
третьи лица ЗАО "Объединение Ингеоком", Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Контрольный комитет г. Москвы
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Дормедонов В.В. по дов. от 20.08.2009 паспорт 46 04 045285;
от ответчика: Зубрев С.Ю. по дов. от 03.12.2009 N 4-47-17088/9 уд. N 27629; Николаев А.А. по дов. от 06.08.2009 N 4-47-11727/9, уд. N 39707; Коренева О.А. по дов. от 10.11.2009 N 4-47-15870/9 уд. N 20750;
от третьих лиц: ЗАО "Объединение Ингеоком", не явился, извещен;
Контрольный комитет г. Москвы, Коренева О.А. по дов. от 09.07.2009 N 01-01-12-2642/09 уд. N 20750; ДЗР, Николаев А.А. по дов. от 25.12.2009 N 33-И-2996/9, уд. N 39707;
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2010 было удовлетворено заявление ЗАО "ИнкорРус" (далее - Общество) о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившееся в не издании в установленном порядке решения в виде распоряжения о строительстве ЗАО "ИнкорРус" гостиницы категории 3 звезды на 200 номеров по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32, и не утверждении Акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства гостиницы от 27.12.2006 N А-3023/19.
Суд также обязал Правительство Москвы в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять распорядительный акт, утверждающий условия и порядок реализации ЗАО "ИнкорРус" проекта строительства гостиницы категории 3 звезды на 200 номеров общей площадью - 5 400 кв.м. на земельном участке кадастровый номер 77:07:0008005:151) площадью 0,48 га по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32.
Правительство Москвы не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом были неправильно применены нормы материального права, в связи с чем судом допущено нарушение норм процессуального права, не в полной мере выяснены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционные жалобы Общество считает, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным, а апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению, поскольку судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, выводы арбитражного суда, сделанные в решении, подтверждаются соответствующими доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права не имеется.
Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу ДЗР, Контрольным комитетом г. Москвы и ЗАО "Объединение Ингеоком" не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ЗАО "Объединение Ингеоком", надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что действующее градостроительное законодательство связывает возможность проектирования и строительства с наличием у застройщика прав на землю, а для осуществления строительства застройщику необходимо разработать градостроительный план земельного участка, обеспечить проведение инженерных изысканий и разработку проекта строительства, получить разрешение на строительство.
Отметил, что представление акта разрешенного использования земельного участка в настоящее время не требуется.
Представитель Контрольного комитета г. Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Поддержал правовую позицию Правительства города Москвы.
Представитель ДЗР доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Поддержал правовую позицию Правительства города Москвы.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Считает, что оспариваемым бездействием ответчика нарушаются права заявителя как победителя проведенного в 2004 году открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки названного земельного участка территории градостроительного объекта.
Полагает, что заявитель выполнил все необходимые действия в соответствии с ранее действующим законодательством.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Москвы от 28.05.1996 N 449 (в ред. постановлений Правительства Москвы от 15.07.1997 N 529, от 28.04.1998 N 329, распоряжений Мэра Москвы от 13.07.1998 N 710-РМ, от 17.08.1999 N 872-РМ) утверждена Программа развития гостинично-туристского комплекса Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 19.08.2003 N 688-ПП "О схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2005 года" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 09.03.2004 N 136-ПП, от 07.12.2004 N 869-ПП, от 29.03.2005 N 164-ПП) одобрена Схема размещения гостиниц в городе Москве с адресным перечнем земельных участков для размещения гостиниц на территории административных округов города Москвы.
Решением Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию, оформленным протоколом от 17.12.2003 N 50, на земельный участок площадью около 0,48 га по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы), Комитетом внешнеэкономической деятельности города Москвы оформлен акт резервирования от 16.03.2004 N 1405.
Постановлением Правительства Москвы от 24.08.2004 N 574-ПП "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" утверждена Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года и Адресный перечень мест размещения гостиниц на период 2006-2010 гг.
Согласно приложению N 3 к постановлению Правительства Москвы N 574-ПП определен, в том числе, адрес строительства гостиницы емкостью на 200 мест: Сколковское шоссе, напротив владения 32, и правообладатель гостиницы - ЗАО "ИнкорРус".
23.12.2004 состоялся открытый аукцион по реализации инвестиционных проектов на право проведения предпроектной подготовки земельного участка по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы), для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до 8 355 кв.м. примерной емкостью 200 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку. Победителем аукциона признано простое товарищество (консорциум, инвестор) в составе ЗАО "ИнкорРус" и ЗАО "Объединение "ИНГЕОКОМ".
Результаты аукциона утверждены распоряжением Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1369-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы)".
06.10.2005 между Правительством Москвы и ЗАО "ИнкорРус" был заключен договор на право проведения предпроектной подготовки земельного участка ориентировочной площадью 0,48 га, расположенного по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы, район) для строительства гостиничного комплекса общей площадью 8 355 кв.м. примерной емкостью 200 мест, разряда "3 звезды".
11.09.2007 года между Правительством Москвы и ЗАО "ИнкорРус" был подписан Акт выполненных работ по договору от 06.10.2005. Приложением к акту выполненных работ является Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции от 27.12.2006 N А-3023/19.
Во исполнение п.9 распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1369-РП был разработан согласованный с ЗАО "ИнкорРус" проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы)".
Подпунктом 1.4. п.1 распоряжения Правительства Москвы от 11.12.2008 N 2929-РП признано утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1369-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы).
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое бездействие Правительства Москвы является незаконным, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом суд правомерно сослался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2009 N А40-2568/09-92-20, оставленное без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009, согласно которому подпункт 1.4 пункта 1 распоряжения Правительства Москвы 11.12.2008 N 2929-РП был признан недействительным.
Согласно ст.31 Земельного кодекса РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" (в редакции, действовавшей до 04.01.2007) решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы.
Пунктами 1 и 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта либо с предварительным согласованием мест размещения.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Из анализа приведенных выше правовых актов Правительства Москвы следует, что в соответствии с указанными нормами Земельного кодекса РФ, законодательства и правовыми актами города Москвы, Правительством Москвы и ЗАО "ИнкорРус" было предварительно согласовано место размещения объекта строительства и был определен застройщик объекта строительства - ЗАО "ИнкорРус".
Протоколом Городской конкурсной комиссии по реализации инвестиционных проектов от 23.12.2004 N 12 победителем открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы) для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до 8 355 кв.м. примерной емкостью 200 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку, было признано простое товарищество в составе ЗАО "ИнкорРус" и ЗАО "Объединение "Ингеоком".
Результаты открытого аукциона от 23.12.2004, как указывалось выше, были утверждены распоряжением Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1369-РП.
Анализируя содержание договора на право проведения предпроектной подготовки земельного участка ориентировочной площадью 0,48 га, расположенного по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы) для строительства гостиничного комплекса общей площадью до 8 355 кв.м. примерной емкостью 200 мест, разряда "3 звезды", заключенного между ЗАО "ИнкорРус" и Правительством Москвы 06.10.2005, суд первой инстанции обоснованно признал его действующим.
Так согласно п.3 ст.425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствие с п.4.2. договора от 06.10.2005 срок действия договора составляет 1 год с момента его подписания. Согласно п.5.2. договора от 06.10.2005 действие договора прекращается: по соглашению сторон; по требованию одной из сторон в случаях установленных договором, либо по решению суда; по выполнении сторонами всех обязательств по договору и заключении договора долгосрочной аренды земельного участка; по истечении срока действия договора.
Оценивая исполнение сторонами обязательств в рамках указанного договора, суд обоснованно указал на то, что ЗАО "ИнкорРус" надлежаще выполнило условия договора от 06.10.2005.
Данный факт подтверждается подписанным Правительством Москвы и ЗАО "ИнкорРус" 11.09.2007 актом выполненных по договору работ, а также Актом разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) от 27.12.2006 N А-3023/19, выполненного в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", зарегистрированного 29.12.2006 за N 77-ГК-3.1.22.003199.
Кроме того, следует обратить внимание и на то, что во исполнение п. 9 распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1369-РП Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с Префектурой ЮЗАО г. Москвы был разработан согласованный с ЗАО "ИнкорРус" проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32 (Западный административный округ города Москвы)".
Согласно письму Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы от 23.06.2008 N 25-08(5-03)-523/4-0-8 в адрес ЗАО "ИнкорРус" проект распоряжения Правительства Москвы был согласован со всеми необходимыми городскими структурами за исключением Москонтроля и предусматривал утверждение Акта разрешенного использования от 27.12.2006 N А-3023/19, порядок оформления земельно-правовых отношений, определение стоимости права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет.
Однако, в установленном порядке указанный проект распоряжения Правительством Москвы принят и издан не был.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Правительству Москвы были представлены необходимые сведения, подтверждающие факт завершения предпроектной подготовки земельного участка по указанному адресу для строительства гостиничного комплекса, и достаточные для принятия решения об утверждении Акта разрешенного использования от 27.12.2006 N А-3023/19, об определении порядка оформления земельно-правовых отношений, стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.
В связи с этим, неиздание Правительством Москвы распорядительного акта обоснованно признано судом как незаконное бездействие ответчика, вследствие которого права и законные интересы заявителя были нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2010 по делу N А40-57198/08-130-469 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57198/08-130-469
Истец: ЗАО "ИнкорРус"
Ответчик: Правительство города Москвы
Третье лицо: Контрольный комитет г. Москвы, ЗАО "Объединение "Ингеоком", Департамент земельных ресурсов города Москвы