Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2010 г. N 09АП-19855/2010
г. Москва |
|
11.10.2010 г. |
Дело N А40-24609/10-20-178 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2010г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2010г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
Судей Н.Н. Кольцовой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2010 г.
по делу N А40-24609/10-20-178, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по иску (заявлению) ОАО "ТАИФ-НК"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третьи лица: ООО "ТЕЛЬФ", ООО "ННБ-Транс"
о признании незаконным решения в части отказа возмещения НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Попкова А.А. дов. N 185 от 27.07.2010;
от третьих лиц:
ООО "ТЕЛЬФ" - не явился, извещен;
ООО "ННБ-Транс" - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ
ОАО "ТАИФ-НК" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения N 52-17-14/1846р/125 от 15.07.2009г. в части отказа в возмещении НДС в размере 59 733 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2010 требования ОАО "ТАИФ-НК" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Через канцелярию суда поступило ходатайство от общества, в котором общество просит рассмотреть апелляционную жалобу без представителя заявителя.
Представители третьих лиц, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2009 года инспекцией в отношении общества по результатам проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2009 г. принято решение N 52-17-14/1846р/125согласно, которого заявителю отказано в возмещении НДС в размере 59 733 руб.
Заявитель обжаловал решение в части отказа в возмещении НДС в сумме 59 733 руб. в апелляционном порядке в Федеральную налоговую службу РФ.
Решением от 17.12.2009г. N 9-1-08/00588@ Федеральная налоговая служба РФ признала решение в обжалуемой части законным и признала решение N 52-17-14/1846р/125 вступившим в законную силу.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение налогового органа в обжалуемой части является незаконным, а суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что сумма НДС в размере 34 492,77 руб. не подлежит возмещению, так как оказанные ООО "ННБ-Транс" транспортные услуги подача и уборка цистерн подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов, в связи с чем заявитель не должен был производить оплату услуг с НДС по ставке 18 процентов, и не имеет права на возмещение НДС.
Ответчик указал, что оказанные услуги должны облагаться по ставке НДС 0 процентов, в связи с тем, что при проверке представленных заявителем документов он пришел к выводу, что услуги по счету-фактуре N 187а от 31.12.2008г. оказаны после помещения товара под таможенный режим экспорта. К данному выводу ответчик пришел, соотнося дату выставления счетов-фактур и актов выполненных работ с датами "выпуск разрешен" на грузовых таможенных декларациях (ГТД).
Доводы инспекции судом не принимаются по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "ТАИФ-НК" и ООО "ННБ-Транс" заключили договор N 4-ТНК-1012/08 от 01.07.2008г. по данному договору ООО "ННБ-Транс" оказывает услуги по подаче и уборке вагонов на железнодорожные подъездные пути ОАО "ТАИФ-НК". Время оказания услуг по подаче и уборке согласно п.2.7 договора определяется по натурным листам. После оказания услуг по подаче и уборке груженые цистерны принимаются к перевозке и оформляется железнодорожная накладная и грузовая таможенная декларация.
По оказанным услугам подачи и уборки цистерн ООО "ННБ-Транс" был выставлен счет - фактура N 187а от 31.12,2008 г. К данному счету фактуре был составлен акт N 187а от 31.12.2008г. выполненных работ/оказанных услуг за период декабрь 2008 г.
Согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 06.11.2007г. N 1375/07, от 20.11.2007г. N 7205/07, от 04.03.2008г. N 16581/07 ставка НДС 0 процентов применяется к услугам связанных с транспортировкой товара на экспорт, только с момента помещения транспортируемого товара под таможенный режим экспорта (дата на грузовой таможенной декларации "Выпуск разрешен"). До момента помещения товара под таможенный режим экспорта применяется ставка НДС 18 процентов независимо от того, оказывались услуги в отношении товара, который в последующем был вывезен за территорию РФ, и продажа данного товара изначально предполагалась налогоплательщиком на экспорт.
Согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 4 марта 2008 г. N 14227/07 и N 16581/07 "для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг подачи, уборки вагонов суду необходимо соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта".
Утверждение, что дата счета-фактуры является моментом оказания услуги, не установлена какой-либо нормой (главой 21 НК РФ). Пунктом в ст. 168 НК РФ установлено, что счет-фактура выставляется в течение пяти дней с момента оказания услуги, то есть утверждение, что счет-фактура устанавливает момент оказания услуги, противоречит п.3 ст. 168 НК РФ.
Акт выполненных (оказанных) работ (услуг) устанавливает стоимость и факт оказания услуг, но никак не момент оказания услуг, что даже видно из названия данного документа, что он составляется после оказания услуг. Данный документ предназначен, чтобы стороны договора согласовали объем оказанных услуг, их качество, то есть дата рассматриваемого документа всегда будет позже, чем момент оказания услуги. При этом, стороны договора свободны в выборе за какой промежуток времени составлять акт выполненных работ
В данном случае счета-фактуры, акты выполненных работ выставлялись перевозчиком по итогам месяца, за весь месяц, что подтверждается тем, что счета-фактуры и акты выполненных работ выставлены последним числом месяца, при этом в актах указано, что они выставлены за период с 1 по 30 или 31 число месяца, а также объемом оказанных услуг, данный объем невозможно оказать в течение одного дня.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что все услуги оказаны в один день, поскольку момент их оказания определен как дата выставления счета-фактуры и акта выполненных (оказанных) работ (услуг), что противоречит фактическим обстоятельствам дела и первичным документам, приобщенным к материалам дела. Высший Арбитражный суд в Определении "Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ" от 01.09.2009г. по делу N АЗЗ-6945/2008 г. указал, что даты счетов-фактур и актов оформленных на услуги, оказанные в течение месяца не свидетельствуют о факте оказания услуг после помещения товара под таможенный режим экспорта вывезенного по конкретным грузовым таможенным декларациям.
Довод инспекции судом не принимается по следующим основаниям.
Факт оказания услуг по подаче и уборке цистерн на сумму НДС в размере 34 492,77 руб. до момента помещения товара под таможенный режим экспорта подтверждается транспортными документами и грузовыми таможенными декларациями: по сумме НДС 4 057,60 руб. (строка N 1 приложения N 1) подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 14.12.08г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 12 декабря 2007 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397603. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N10404070/141208/0512682, дата помещения под таможенный режим 14.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 14.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 14.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении не помещенного под таможенный режим экспорта товара подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/14122008/0512682, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/14122008/0512682 указано, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, поскольку таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 1765,28 руб. (строка 2 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 14 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 14 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397604. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 210404070/141208/0512684, дата помещения под таможенный режим 14.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 14.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 14.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении не помещенного под таможенный режим экспорта товара подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/141208/0512684, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/141208/0512684 указанно, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 4447,58 руб. (строка N 3 приложения N1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 18 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 19 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397614. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/191208/0512811. дата помещения под таможенный режим 19.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 18.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 19.12.2008г.
На сумму НДС 2670,06 руб. (строка N 4 приложения N1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 19 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397617. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512859, дата помещения под таможенный режим 19.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 19.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г.
На сумму НДС 2 997,33 руб. (строка N 5 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 19 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги но подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397618. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512860. дата помещения под таможенный режим 19.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 19.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г.
На сумму НДС 381,23 руб. (строка 6 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 20 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397623. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512865, дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 20.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении не помещенного под таможенный режим экспорта товара подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/201208/0512865, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/201208/0512865 указанно, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 2895,12 руб. (строка 7 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 20 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397616. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512867, дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 20.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении не помещенного под таможенный режим экспорта товара подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/201208/0512867, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/201208/0512867 указанно, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 2933,84 руб. (строка 8 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 20 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397619. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512868, дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 20.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении товара не помещенного под таможенный режим экспорта подтверждается ГТД N 10404070/201208/0512868, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/201208/0512868 указано, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 321,78 руб. (строка 9 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 20 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397622. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512869, дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 20.12.2008г., товар помещен под таможенный режим -20.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении не помещенного под таможенный режим экспорта товара подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/201208/0512869, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/201208/0512869 указанно, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 1041,51 руб. (строка 10 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 20 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397626. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512870, дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 20.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении товара не помещенного под таможенный режим экспорта подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/201208/0512870, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/201208/0512870 указан момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 1137,16 руб. (строка 11 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 20 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 21 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397625. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/201208/0512871, дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 20.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 20.12.2008г. (в тот же день). В рассматриваемом случае факт оказания услуги по подаче и уборке цистерн в отношении не помещенного под таможенный режим экспорта товара подтверждается графой 30 ГТД N 10404070/201208/0512871, в которой согласно Приказа ФТС от 04.09.2007г. N 1057 указывается местонахождение зоны таможенного контроля, в которой декларируемые товары находятся в момент подачи ГТД и могут быть досмотрены (осмотрены). В графе 30 ГТД N 10404070/201208/0512871 указанно, что товар на момент декларирования находился на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. На станцию Биклянь товар попадает после оказания услуг по подаче и уборке цистерн.
Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по подаче и уборке вагонов оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, так как таможенным органом зафиксировано, что в момент помещения товара под таможенный режим экспорта он находился в железнодорожных цистернах на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги.
На сумму НДС 703,62 руб. (строка 12 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 25 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 26 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397629. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 210404070/261208/0512984. дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 25.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 26.12.2008г.
На сумму НДС 3042,76 руб. (строка 13 приложения N "1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 28 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 30 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397630. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 210404070/291208/0513078, дата помещения под таможенный режим 29.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 28.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 29.12.2008г.
На сумму НДС 1137,16 руб. (строка 11 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 28 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 30 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397631. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/291208/0513079, дата помещения под таможенный режим 29.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 28.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 29.12.2008г.
На сумму НДС 2672,94 руб. (строка 15 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 30 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 31 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397633. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/311208/0513129, дата помещения под таможенный режим 31.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 30.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 31.12.2008г.
На сумму НДС 1513,19 руб. (строка 16 приложения N 1): подача и уборка цистерн была осуществлена по натурному листу 27 декабря 2008 г. Дата принятия цистерн к перевозке (данное событие происходит после оказания услуги по подаче и уборке цистерн) 31 декабря 2008 г., что подтверждается железнодорожной накладной N У397634. Дата помещения под таможенный режим экспорта указанна в полной ГТД N 10404070/311208/0513145. дата помещения под таможенный режим 20.12.2008г.
Таким образом, услуга оказана 27.12.2008г., товар помещен под таможенный режим 31.12.2008г.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество оказало услуги по подаче и уборке цистерн, сумма НДС по которым составила 34 492,77 руб. в отношении товара, не помещенного под таможенный режим экспорта. В связи с чем, данные вычеты заявлены заявителем правомерно.
По сумме НДС в размере 25 240,18 руб. судом первой инстанции установлено, что между ООО "Тельф" и ОАО "ТАИФ-НК" заключен договор комиссии N 2408-Т от 24.08.2005г. Согласно п. 1.1 договора ООО "ТЕЛЬФ" обязуется от своего имени, но за счет ОАО "ТАИФ-НК" организовать все действия связанные с транспортировкой трубопроводным транспортом нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ.
По оказанным услугам были выставлены счета-фактуры N 13 от 31.01.2009г. (НДС 8 173,33 руб.), N 1 от 28.02.2009г. (НДС 8 103,34 руб.), N 124 от 31.12.2008г. (НДС 8 963,51 руб.) со ставкой НДС 18%. Основанием отказа в подтверждении возмещения ответчик указал, что услуги были оказаны в отношении товара помещенного под таможенный режим экспорта, в связи с чем ставка 18% применена не правомерно и заявитель не имеет права на возмещение. К данному выводу ответчик пришел, соотнося даты помещения товара под таможенный режим экспорта (указанную, во временной ГТД) и даты счетов-фактур за оказанные услуги, выставленные комиссионером - ООО "ТЕЛЬФ".
Применение налоговой ставки по НДС устанавливается ст. 164 НК РФ. Согласно п.2 данной статьи налогообложению по налоговой ставке 0% подлежат работы услуги непосредственно связанные с экспортом.
Положение подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров, выполняемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), а также иные подобные работы (услуги).
Таким образом, в указанной норме речь идет о работах (услугах), которые возможно признать действием, непосредственно направленным на вывоз товаров за пределы территории РФ, которые выполняются в отношении товара, вывозимого за территорию РФ, то есть положения п.п.2 п.1 ст. 164 НК РФ распространяются на российских налогоплательщиков НДС, которые непосредственно выполняют работы (оказывают услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров (письмо УФНС России по г. Москве исх. N 19-11/28223 от 27 марта 2007 г.).
Гражданским законодательством предусмотрен ряд договоров, когда одна сторона обязуется совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия. Такой сделкой, в частности, является договор комиссии. В соответствии с п.1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии комиссионер обязуется за вознаграждение совершить по поручению комитента одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Поскольку деятельность комиссионера, действующего в рамках договора комиссии, является посреднической деятельностью, а положения п.п.2 п.1 ст. 164 НК РФ на услуги по посреднической деятельности не распространяются, вознаграждение комиссионера не подлежит налогообложению НДС по ставке 0%. Данная операция облагается НДС по ставке 18% в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ.
Кроме того, даже если определять ставку НДС применимую к комиссионному вознаграждению исходя из того, до момента помещения товара под таможенный режим экспорта была, оказана комиссионером услуга или нет, необходимо учитывать следующее.
Как указанно ранее, ООО "ТЕЛЬФ" оказывает услуги по организации транспортировки товара трубопроводным транспортом. Факт, что услуги по организации транспортировки товара предшествуют услуге по его транспортировке, данные услуги возможно оказать только до начала транспортировки, и не возможно оказать после осуществления транспортировки товара (поскольку невозможно организовывать то, что уже произошло), является очевидным и не подлежит доказыванию.
Таким образом, услуги по организации транспортировки оканчиваются с момента начала транспортировки товара. Момент начала транспортировки товара устанавливается датой акта приема (сдачи) нефтепродуктов на нефтепродуктопроводный транспорт. Заявителем произведено соотношение дат начала транспортировки и помещения под таможенный режим экспорта по временной ГТД. При данном соотношении до начала транспортировки товар, то есть до момента окончания услуг по организации транспортировки был помещен под таможенный режим, только на сумму НДС в размере 2176,8 руб. (строки N N 23; 28; 29). В связи с чем, услуги на оставшуюся сумму НДС в размере 23063,38 руб. по организации транспортировки закончились до момента помещения транспортируемого товара под таможенный режим экспорта.
Высший Арбитражный суд РФ в Постановлении от 3 ноября 2009 года по делу N 9476/09 указал, что для определения момента оказания услуги по транспортировке товара необходимо руководствоваться документами оказателя транспортных услуг, а не документами комиссионера. В обжалуемом решении налоговый орган сравнивает даты для определения момента оказания услуг по организации транспортировки, руководствуется датами счетов-фактур комиссионера, что противоречит вышеуказанному Постановлению ВАС РФ.
Из материалов дела установлено, что ООО "ТЕЛЬФ" позицию заявителя поддерживает, ссылаясь на то, что 28 августа 2005 г. между ОАО "ТАИФ-НК" (Комитент) и ООО "ТЕЛЬФ" (Комиссионер) был заключен договор комиссии N 2408-Т, согласно которому Комиссионер обязуется от своего имени, но за счет Комитента организовать выполнение определенных данным договором действий, связанных с транспортировкой трубопроводным транспортом нефтепродуктов, экспортируемых за пределы таможенной территории Российской Федерации. Комиссионеру было поручено заключить договор с ОАО "АК" Транснефтепродукт" и другими контрагентами. Во исполнение своих обязательств ООО "ТЕЛЬФ" заключило договор транспортировки нефтепродуктов с ОАО "АК" Транснефтепродукт", услуги транспортировки фактически оказаны.
Согласно статье 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 156 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
По оказанным ООО "ТЕЛЬФ" услугам в адрес ОАО "ТАИФ-НК" были выставлены счета-фактуры (с применением ставки НДС - 18%): N 124 от 31.12.2008 сумма с учетом НДС 58 760,80, N 1 от 31.01.2009 сумма с учетом НДС 53 121,90 руб., N 13 от 28.02.2009 сумма с учетом НДС 53 580,75 руб. Всего сумма НДС составила 25 240,18 руб.
Перечень работ (услуг), в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, установлен пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом применение ставки 0 процентов в отношении посреднических услуг, оказываемых комиссионерами по договорам комиссии, данным пунктом не предусмотрено (позиция Министерства финансов Российской Федерации по данному вопросу отражена в письмах от 18.03.2009 N 03 -07-08/58 и от 01.04.2010N 03-07-08/83). В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае подлежит применению ставка 18 процентов.
Таким образом, услуги, оказываемые ООО "ТЕЛЬФ" по договору комиссии организации, реализующей товары на экспорт (ОАО "ТАИФ-НК"), облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.
Кроме того, Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 года N 12-П указывает, что нормы п. 1 ст. 164 НК РФ должны восприниматься в системной совокупности с нормами ст. 165 НК РФ; иными словами, НК РФ ставит в зависимость применение налоговой ставки 0 процентов не только от факта последующего вывоза товаров с таможенной территории РФ, но и с предоставлением в органы ФНС комплекта документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов.
Данный вывод подтверждается и Определением ВАС РФ от 12 марта 2010 года N ВАС-17977/09, где ВАС РФ указал следующее: "Кодекс обуславливает применение налоговых ставок 0 процентов или 18 процентов не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 процентов надлежаще оформленными документами".
ВАС РФ, рассматривая ситуацию, аналогичную рассматриваемой в настоящем деле (контрагенты-перевозчики налогоплательщика выставили ему счета-фактуры с указанием ставки 18 процентов, что было признано налоговыми органами неправомерным), также указал в Определении от 12 марта 2010 года N ВАС-17977/09, что: "Нефть и нефтепродукты, вывозимые из Российской Федерации морским транспортом и доставляемые до железнодорожной станции железнодорожным транспортом (что аналогично рассматриваемому делу), не рассматриваются таможенными органами в качестве товаров, находящихся под таможенным контролем, до их предъявления к таможенному контролю в зоне таможенного контроля.
Таможенные органы на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах до прибытия товара в место таможенного контроля отметок не проставляют. После предъявления товаров для таможенного контроля отметки проставляются лишь на судовых документах, поскольку товары вывозятся из Российской Федерации морскими судами.
Указанное означает, что таможенный контроль осуществляется после оказания услуги перевозки железнодорожным транспортом.
Инспекцией не было выявлено ни одного документа, относящегося к перевозке железнодорожным транспортом, в котором имелись бы отметки (печати, штампы) таможенного органа.
Поскольку в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей, общество "Трансойл" не располагало и не могло располагать указанными в подпункте 4 пункта 1 и подпункте 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса документами и поэтому не вправе претендовать на применение указанной налоговой ставки, в силу чего оно обоснованно указало в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов".
Таким образом, позиция ВАС РФ, сформулированная в указанном Определении, заключается в том, что применение налоговой ставки 0 процентов связывается с возможностью подтверждения перевозчиками обоснованности данной ставки документами, перечисленными в п. 4 ст. 165 НК РФ, и в ситуации, когда перевозочные документы, содержащие отметки таможенного органа, отсутствуют, перевозчики не вправе выставлять заказчику счета-фактуры с указанием ставки 0 процентов.
Указанная в Определении от 12 марта 2010 года позиция была подтверждена ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ N 17977/09 от 20 апреля 2010 года, где суд указал: "Таможенные органы при указанном (периодическом временном) декларировании нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации судами торгового мореплавания, не требуют предоставления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.
Таким образом, контрагенты общества "Сургутнефтегаз" в связи со спецификой оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0 процентов и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов".
Как указано в Постановлении ВАС РФ от 20 апреля 2010 года, содержащееся в Постановлении толкование правовых норм, в частности о том, что ставка НДС 0 процентов может быть применена налогоплательщиками только в случае, если транспортно-сопроводительные документы содержат отметки таможенных органов, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Как и в деле, рассматриваемом ВАС РФ, так и в настоящем деле отсутствуют документы перевозчиков, в которых имеются отметки таможенных органов. Исходя из позиции, которой придерживается ВАС РФ, перевозчики не могут ни при каких обстоятельствах подтвердить ставку НДС 0 процентов в отношении оказанных ими услуг и указание в счетах-фактурах ставки 18 процентов является обоснованным.
Исходя из того, что документы перевозчиков, содержащие отметки таможенных органов, не существуют, ставка НДС 18 процентов обоснованно применена контрагентами налогоплательщика, заявитель имеет право на возмещение НДС из бюджета в заявленном размере, решения Инспекции должны быть признаны в оспариваемой части недействительными.
В соответствии с условиями договоров, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, акты приемки оказанных услуг и счета-фактуры выставляются по итогам месяца и, следовательно, датированы либо последним днем месяца, в котором были оказаны услуги, либо каким-либо днем месяца, следующим за месяцем, в котором были оказаны услуги.
При этом следует, что в ряде случаев к моменту составления акта приемки оказания услуг и выставления счета-фактуры товар уже был задекларирован (к примеру, товар, перевезенный в начале месяца). С другой стороны, если сравнивать даты временных грузовых таможенных деклараций ("ВГТД") и первичных документов, следует вывод, что на момент оказания услуг третьими лицами товар еще не находился под таможенным режимом экспорта.
Таким образом, акты приемки оказанных услуг и счета-фактуры не позволяют установить момент оказания услуг, так как выставляются по итогам месяца и содержат сводную информацию по услугам, оказанным в течение месяца, а момент оказания услуг должен определяться по данным первичных документов; следовательно, при решении вопроса о возмещении НДС из бюджета для определения надлежащей ставки НДС подлежат сравнению даты проставления отметок "Выпуск разрешен" на ВГТД и даты первичных документов.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявленные требования ОАО "ТАИФ-НК" к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обоснованы.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2010 по делу N А40-24609/10-20-178 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24609/10-20-178
Истец: ОАО "ТАИФ-НК"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: ООО "ТЕЛЬФ", ООО "ННБ-Транс"