Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2010 г. N 09АП-23571/2010
г. Москва |
Дело N А40-32012/10-94-137 |
18 октября 2010 г. |
N 09АП-23571/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Поташовой Ж.В. Пронниковой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу УФНС России по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2010
по делу N А40-32012/10-94-137 судьи Ерохина А.П.
по заявлению ООО "Парк-Трейд"
к УФНС России по Московской области, УФК по Московской области
третьи лица Инспекция ФНС России N 21 по г. Москве
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Никитина О.В. по дов. от 08.10.2010, паспорт 46 04 952095
от ответчиков:
УФНС России по Московской области, Мишуков Е.В. по дов. от 21.05.2010 N 06-15/0112, уд. УР N 484457
УФК по Московской области, не явился, извещен
от третьих лиц: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2010 было удовлетворено заявление ООО "Парк-Трейд" (далее - Общество) об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - УФНС по МО) направить в Управление Федерального казначейства по Московской области (далее - УФК по МО) в порядке, предусмотренном пунктом 12 приказа Минфина России от 05.09.2008 N 92н, письменное обращение (решение) администратора поступлений в бюджет Московской области о возврате ООО "Парк-Трейд" 8 572 923,00 руб. налогов, ошибочно перечисленных на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.
Суд также обязал Управление Федерального казначейства по Московской области по обращению (решению) Управления Федеральной налоговой службы по Московской области произвести возврат ООО "Парк-Трейд" на его расчетный счет 8 572 923,00 руб. налогов, ошибочно перечисленных на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.
В части признания незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Московской области, выразившегося в невозврате ООО "Парк-Трейд" ошибочно перечисленных денежных средств на общую сумму 8 572 923,00 руб. Обществу было отказано.
УФНС по МО не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что данное судебное решение является незаконным и подлежит отмене, а требования заявителя в отношении УФНС России по Московской области не подлежат удовлетворению.
Просит решение отменить и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований к УФНС России по Московской области как к ненадлежащему ответчику по настоящему делу.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение суда законным и обоснованным.
Отзывы на апелляционную жалобу УФК по МО и третьим лицом не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей УФК по МО и Инспекции ФНС России N 21 по г. Москве (далее - ИФНС N 21), надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель УФНС по МО доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что бездействие УФК по Московской области, выраженное в не возврате заявителю ошибочно перечисленных денежных средств является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а именно право на своевременный возврат ошибочно перечисленных денежных средств.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Ссылался на отсутствие процедуры возврата такого рода платежей, поскольку невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику при соблюдении процедуры, регламентированной действующим законодательством.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Парк-Трейд" во исполнение обязанности по уплате налогов по платежным поручениям N 142 от 20.02.2009 на сумму 3 243 113,00 руб., N 169 от 27.02.2009 на сумму 676 263,00 руб., N 170 от 27.02.2009 на сумму 1 820 708,00 руб., N 208 от 10.03.2009 на сумму 167 160,00 руб., N 286 от 24.03.2009 на сумму 17 940,00 руб., N 288 от 25.03.2009 на сумму 150 768,00 руб., N 292 от 26.03.2009 на сумму 676 263,00 руб., N 293 от 26.03.2009 на сумму 1 820 708,00 руб., всего на сумму 8 572 923,00 руб. ошибочно перечислило денежные средства на счет N 40101810600000010102, открытый Управлением Федерального казначейства по Московской области (УФК по МО) для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками Московской области, что повлекло неперечисление заявителем налогов в данной сумме в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Управления Федерального казначейства по г. Москве N 40101810800000010041.
Согласно информации от банка плательщика - ОАО "Уралсиб" платежи поступили на счет УФНС РФ по Московской области.
Общество обратилось в Инспекцию ФНС России N 21 по г. Москве с письмами от 31.03.2009 N 160, от 14.05.2009 N 206, от 27.07.2009N 241, УФК по Московской области от 09.09.2009 N 250, от 15.10.2009 N 258, УФНС по Московской области от 31.03.2009 N 161, от 06.10.2009 N 256 о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.
По состоянию на декабрь 2009 года денежные средства возвращены не были.
Письмом от 23.12.2009 N 217 Общество обратилось в ИФНС N 21 с заявлением о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.
26.02.2010 от ИФНС N 21 был получен ответ N 06-21/07149, согласно которому Инспекцией в целях розыска и подтверждения факта зачисления денежных средств ООО "Парк-Трейд" на Единый Казначейский счет по Московской области был направлен запрос в УФНС России по Московской области.
По информации УФНС по МО денежные средства по платежным документам, указанным в заявлении, учтены казначейством по КБК 1001 1 701010010000180 - невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет по администратору - УФК по Московской области.
ИФНС N 21 также сообщила, что не может осуществить возврат денежных средств и с заявлением на возврат Общество должно обращаться к Администратору -УФК по Московской области.
Письмом от 11.03.2010 N 1/03 Общество в очередной раз обратилось в УФК по Московской области с заявлением на возврат ошибочно перечисленных денежных средств, при этом Общество сослалось на указанное выше письмо ИФНС N 21.
На момент обращения Общества в суд ошибочно перечисленные денежные средства возвращены не были.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие детально регламентированного порядка возврата платежей, ошибочно поступивших на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, не является препятствием к удовлетворению требований заявителя.
При этом суд правомерно указал на то, что ст.78 НК РФ предусмотрен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов (сборов, пени, штрафов), который распространяется на платежи, удовлетворяющие требованиям п.3 ст.45 НК РФ, но перечисленные излишне (зачет производится по соответствующим видам налогов и сборов налоговым органом по месту учета налогоплательщика и т.д.). Порядок возврата средств, не относящихся к излишне уплаченным (ст.78 НК РФ) или излишне взысканным (ст.79 НК РФ) налоговым платежам законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
Суд правильно указал на то, что к указанным правоотношениям подлежат применению положения бюджетного законодательства, так как согласно п.1 ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся, в т.ч. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом ст.47 БК РФ предусмотрено, что к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Пунктом 10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, установлено, что поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счет(а) органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет; платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В соответствии со ст.6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п.2 ст.160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
В соответствии с приказом Минфина России и Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на управления ФНС России по субъектам Российской Федерации возложены полномочия администраторов и главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поименованным в приложениях к настоящему приказу.
В связи с этим, суд обоснованно посчитал, что администратором данных поступлений в бюджет является непосредственно УФНС России по МО.
При этом, суд, оценивая доводы УФНС по МО, обоснованно обратил внимание на то, что из положений п.12 вышеназванного Порядка (зарегистрированного в Минюсте РФ 29.09.2008 за N 12357) следует, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, тем самым запрета на возврат данных средств ни указанным Положением, ни бюджетным законодательством не предусмотрено, наоборот, прямо предусматривается возможность их возврата при условии наличия волеизъявления налогоплательщика и обращения администратора поступлений в бюджет, обладающего бюджетными полномочиями в отношении данных платежей (имеется неясность в вопросе, каким образом должны быть оформлены данные полномочия, и какой именно из администраторов поступлений должен обратиться в соответствующий орган Федерального казначейства).
Тем же пунктом 12 Порядка установлен общий порядок возврата платежей (абзацы четвертый и пятый): он осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В силу этого, суд правомерно указал на возможность в соответствии с ч.6 ст.13 АПК РФ применить положения п.12 Порядка по аналогии с учетом общих начал и смысла законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2010 по делу N А40-32012/10-94-137 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32012/10-94-137
Истец: ООО "Парк-Трейд"
Ответчик: УФНС России по Московской области, УФК по Московской области
Третье лицо: ИФНС России N 21 по г. Москве