Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Н.В. Буяновой,
судей В.А. Летягиной и Э.Н. Нагорной,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "ПАРК-Трейд" - не явился, извещён,
от ответчика УФК по Московской области - не явился, извещён
от ответчика УФНС России по Московской области - Е.В. Мишукова (довер. от 21.05.2010г. N 06-15/0112),
от третьего лица ИФНС России N 21 по г. Москве - не явился, извещён,
рассмотрев 17 января 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу УФНС России по Московской области на решение от 29 июля 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей - Ерохиным А.П., на постановление от 18 октября 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Якутовым Э.В., Поташовой Ж.В.. Пронниковой Е.В., по делу N А40-32012/10-94-137, по заявлению ООО "ПАРК-Трейд" к УФК по Московской области, УФНС России по Московской области о признании незаконным бездействия, третье лицо ИФНС России N 21 по г. Москве, установил:
ООО "ПАРК-Трейд" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании незаконным бездействия УФК по Московской области, которое выразилось в невозвращении обществу ошибочно перечисленных денежных средств на общую сумму 8 572 923,00 рубля; об обязании УФНС по Московской области направить в УФК по Московской области в порядке, предусмотренном п. 12 Приказа Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н, письменное обращение (решение) администратора поступлений в бюджет Московской области о возврате заявителю 8 572 923,00 руб. налогов, ошибочно перечисленных на счет УФК по Московской области, а также об обязании УФК по Московской области по обращению (решению) УФНС по Московской области произвести возврат обществу на его расчетный счет 8 572 923,00 руб. налогов, которые были ошибочно перечисленны на счет УФК по Московской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2010 г. требование было удовлетворено в части обязания УФНС по Московской области направить в УФК по Московской области в порядке, предусмотренном п. 12 приказа Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н, письменное обращение (решение) администратора поступлений в бюджет Московской области о возврате обществу 8 572 923,00 руб. налогов, ошибочно перечисленных на счет УФК по Московской области.
Суд также обязал УФК по Московской области по обращению (решению) УФНС по Московской области произвести возврат обществу на его расчетный счет 8 572 923,00 руб. налогов, ошибочно перечисленных на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.
В части признания незаконным бездействия УФК по Московской области, выразившегося в невозврате заявителю ошибочно перечисленных денежных средств на общую сумму 8 572 923,00 руб. обществу было отказано.
Постановлением от 18 октября 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
УФНС по Московской области подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении требования к УФНС России - отказать.
Законность принятых по делу судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном ст. ст. 284, 286 АПК РФ. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.
Судами установлено, что общество направило в банк следующие платежные поручения на уплату налогов в общей сумме 8 572 923 руб: N 142 от 20 февраля 2009 г. на сумму 3 243 113,00 руб., N 169 от 27 февраля 2009 г. на сумму 676 263,00 руб., N 170 от 27 февраля 2009 г. на сумму 1 820 708,00 руб., N 208 от 10 марта 2009 г. на сумму 167 160,00 руб., N 286 от 24 марта 2009 г. на сумму 17 940,00 руб., N 288 от 25 марта 2009 г. на сумму 150 768,00 руб., N 292 от 26 марта 2009 г. на сумму 676 263,00 руб., N 293 от 26 марта 2009 г. на сумму 1 820 708,00 руб. В платежных поручениях общество неверно указало номер счета Федерального казначейства, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Общество неоднократно в период с марта 2009 года по октябрь 2010 года обращалось в ИФНС России N 21 по г. Москве, УФК и УФНС по Московской обл. с заявлениями о возврате ошибочно перечисленной суммы. Денежные средства не возвращены.
Суды сочли, что ст. 78 НК РФ и другие нормы законодательства о налогах и сборах не регламентируют порядок возврата денежных сумм, которые уплачивались как налоги, но не поступили в бюджетную систему РФ вследствие допущенной налогоплательщиком ошибки при указании номер счета Федерального казначейства в платежном поручении.
Суды применили п. 12 Приказа Министерства финансов РФ от 05.09.2008 г. N 92н, в котором указано, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, возвращаются плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями.
Руководствуясь данным правилом, суды обязали УФНС по Московской обл. направить в УФК по Московской обл. письменное обращение о возврате заявителю ошибочно перечисленную сумму 8 572 923 руб. УФК по Московской обл. обязано возвратить эту сумму.
УФК по Московской обл. не оспаривает судебные акты. УФНС по Московской обл. в кассационной жалобе указывает, что не является надлежащим ответчиком, поскольку согласно вышеприведенной норме обращение о возврате ошибочно перечисленных средств должен направлять администратор поступлений, которому предназначался платеж, то есть ИФНС России N 21 по г. Москве. Следовательно, решение суда незаконно и подлежит отмене.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы. Суды, признавая администратором поступлений УФНС России по Московской обл., применили приказ Минфина России и ФНС от 05.12.2008 г. N ММ-3-1/643, в соответствии с которым на УФНС по субъектам РФ возложены полномочия администраторов и главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов бюджетов РФ.
Кроме того, обязанность по уплате налогов не считается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в платежном поручении на перечисление суммы налога счета Федерального казначейства, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Такие суммы не утрачивают природы налога и должны возвращаться налогоплательщику как излишне уплаченные на основании ст. 78 НК РФ. Возврат излишне уплаченного налога производит орган Федерального казначейства. Направление администратором поступлений письменного сообщения о возврате денежных сумм представляет собой один из этапов процедуры возврата. Инспекции и Управления ФНС по субъектам представляют собой единую систему налоговых органов. Поэтому возложение обязанности по направлению в УФК письменного сообщения о возврате налога на Управление ФНС России по Московской обл. в данном случае не может являться основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 г. - по делу N А40-32012/10-94-137 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
В.А. Летягина |
|
Э.Н. Нагорная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы. Суды, признавая администратором поступлений УФНС России по Московской обл., применили приказ Минфина России и ФНС от 05.12.2008 г. N ММ-3-1/643, в соответствии с которым на УФНС по субъектам РФ возложены полномочия администраторов и главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов бюджетов РФ.
Кроме того, обязанность по уплате налогов не считается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в платежном поручении на перечисление суммы налога счета Федерального казначейства, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Такие суммы не утрачивают природы налога и должны возвращаться налогоплательщику как излишне уплаченные на основании ст. 78 НК РФ. Возврат излишне уплаченного налога производит орган Федерального казначейства. Направление администратором поступлений письменного сообщения о возврате денежных сумм представляет собой один из этапов процедуры возврата. Инспекции и Управления ФНС по субъектам представляют собой единую систему налоговых органов. Поэтому возложение обязанности по направлению в УФК письменного сообщения о возврате налога на Управление ФНС России по Московской обл. в данном случае не может являться основанием для отмены судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 января 2011 г. N КА-А40/17425-10 по делу N А40-32012/10-94-137
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника