г. Москва |
Дело N А40-43190/10-129-211 |
"07" декабря 2010 г. |
N 09АП-28258/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" ноября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "07" декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 33 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2010 по делу NА40-43190/10-129-211, принятое судьей Н.В. Фатеевой,
по заявлению Индивидуального предпринимателя Аксаментова Д.А.
о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 33 по г. Москве от 04.12.2009г. N 13/22,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сагетдиновой Э.А. дов. N 77 НП 8178867 от 22.03.2010;
от заинтересованного лица - Насретдинова М.Х. дов. N 05/380 от 22.11.2010,
Смагиной О.И. дов. N 05/393 от 15.11.2010.
УСТАНОВИЛ
Решением от 03.08.2010 Арбитражный суд г. Москвы заявленные Индивидуальным предпринимателем Аксаментова Д.А. требования удовлетворил в полном объеме Решение Инспекции ФНС России N 33 по г. Москве от 04.12.2009г. N 13/22 признано недействительным в части:
- признания в качестве незадекларированного дохода предпринимателя за 2007 г. суммы в размере 169 177,97 руб.,
- признания в качестве незадекларированного дохода предпринимателя за 2006 г. суммы в размере 138 135,59 руб.,
- признания в качестве незадекларированного дохода предпринимателя за 2007 г. суммы в размере 75 084,75 руб.,
- непризнании в качестве расходов предпринимателя за 2006 г. суммы в размере 107 463,93 руб.,
- непризнании в качестве расходов предпринимателя за 2007 г. суммы в размере 55 676,11 руб.,
- не принятии к вычету по НДС за 1 квартал 2006 г. суммы в размере 12 134,59 руб.,
- не принятии к вычету по НДС за 2 квартал 2006 г. суммы в размере 2 347,93 руб.,
- не принятии к вычету по НДС за 4 квартал 2006 г. суммы в размере 3 694,66 руб.,
- не принятии к вычету по НДС за 2007 г. суммы в размере 6 311,35 руб., а также в части доначисленных по этим эпизодам сумм налогов, пени и штрафных санкций.
Инспекция ФНС России N 33 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Индивидуальным предпринимателем Аксаментова Д.А. требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 33 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка Индивидуального предпринимателя Аксаментова Д.А. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц; единого социального налога; налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006г. по 31.12.2007г., по результатам которой составлен Акт N 13/09 от 30.06.2009г. и с учетом представленных заявителем возражений Инспекцией вынесено решение от 04.12.2009г. N 13/22. Решением Управления ФНС России по г. Москве от 26.01.2010 N 21-19/007923 оспариваемое Решение Инспекции оставлено без изменения. По мнению суда апелляционной инстанции оспариваемое решение Инспекции является недействительным по следующим основаниям.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии со статьей 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Инспекция квалифицирует внесенные на банковский счет предпринимателя самим же Аксаментовым Д.А. денежные средства в размере 88 600 руб. (за 2007 год) и 163 000 руб. (за 2006 год), всего - 251 600 руб., в качестве доходов от предпринимательской деятельности. При этом налоговый орган не указывает, по каким именно хозяйственным операциям (договорам, счетам на оплату и т.п.) и платежным документам заявитель получил спорные суммы дохода. В обосновании своей позиции Инспекция ссылается на тексты банковских объявлений о взносе наличными. Данный вывод отклоняется по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.1999 N 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" при рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода именно на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода.
Формулировка, содержащаяся в объявлениях о взносе наличными, не может быть признана доказательством реального источника поступления денежных средств. Форма объявления на взнос наличными установлена Приложением 6 к Положению ЦБ РФ N 318-П (Положение Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской федерации"). Объявление на взнос наличными относится к приходным кассовым документам кредитных организаций на основании п. 2.4 Положения ЦБ РФ N 318-П. В соответствии с указанным пунктом Положения ЦБ РФ N 318-П в приходных, расходных кассовых документах указываются источники поступлений наличных денег и направления их выдач в соответствии с символами отчетности по форме 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", при этом, в соответствии с Указанием ЦБ РФ, любые поступления денег на счета индивидуальных предпринимателей отражаются по кассовому символу "19". При заполнении отчета ф. 0409202 используется следующая формулировка статьи прихода по указанному кассовому символу - "Поступления на счета индивидуальных предпринимателей". Таким образом, любые иные формулировки, кроме "Поступления на счета индивидуальных предпринимателей", отраженные в тексте объявления о взносе наличными, являются несоответствующими требованиям законодательства.
Средства, поступившие на банковский счет индивидуального предпринимателя, могут и не являться его доходом от предпринимательской деятельности. Данный вывод согласует с позицией Минфина России, изложенной в Письме от 08.07.2009 N 03-11-09/241 согласно которому вносимые индивидуальным предпринимателем личные денежные средства не признаются доходом индивидуального предпринимателя.
Ссылка Инспекции на данные декларации по НДС отклоняется, поскольку ее содержание не раскрывает, из чего сложились итоговые данные, отраженные по тексту декларации. Оборотные данные могут совпасть по иным причинам. В этой связи вывод Инспекции о том, что денежные средства, поступившие на банковский счет заявителя является его незадекларированным доходом, отклоняется.
Также отклоняется вывод Инспекции о необоснованном включении в затраты расходов, осуществленных предпринимателем в связи с оплатой части товарных накладных. При этом налоговый орган ссылается на несоответствие информации, указанной в качестве адресов, банковских реквизитов "грузополучателя" и/или "покупателя".
Согласно пункту 9 Порядка учета (Приказ Минфина России от 13.08.2002 N 86н), обязательными реквизитами первичного документа, принимаемого к учету индивидуальным предпринимателем, являются:
1) наименование документа (формы);
2) дата составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
- юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
- индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Таким образом, указанные в Решении Инспекции нарушения, допущенные заявителем при оформлении спорных товарных накладных, носят несущественный характер, поскольку не входят в состав обязательных реквизитов первичного документа в применении индивидуальным предпринимателем. В этой связи является необоснованным отказ Инспекции признать расходы заявителя надлежащими.
Также необоснованным является вывод Инспекции о неправомерном неотражении заявителем в книге доходов и расходов дохода в размере 199 630 руб. Данный вывод налоговый орган основывает на договоре N 910/07 от 09.08.07, представленный заявителем в ходе выездной налоговой проверки. При этом никаких документов, подтверждающих факт поступления денежных средств и/или выполнения работ по данному договору, налоговым органом не получено, в оспариваемом Решении также не отражено, по каким хозяйственным операциям и платежным документам заявитель получил, по мнению Инспекции, спорную сумму дохода. Вместе с тем, исходя из положений пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.1999 N 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" при рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, исчисляющих и уплачивающих налог в соответствии с требованиями главы 23 Кодекса (Порядок учета), который утвержден совместным Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. Согласно п. 13 Порядка учета, доходы и расходы отражаются кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода. Размер полученного дохода должен определяться первичными документами (п. 4 Порядка учета). Согласно последнему абзацу пп.6) п. 9 Порядка учета, документами, подтверждающими факт оплаты, являются кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности.
Только на основании правильно оформленного первичного учетного документа налоговый орган вправе делать вывод о факте нарушения законодательства о налогах и сборах. В этой связи утверждение Инспекции о получении заявителем дохода по договору N 910/07 от 09.08.07 является необоснованным, поскольку не подтверждается материалами дела.
Также отклоняется вывод Инспекции о том, что в ряде светов-фактур заявителем указаны ошибочные сведения - адреса и банковские реквизиты "грузополучателя" и/или "покупателя".
Выявленные нарушения в ряде счетов-фактур носят несущественный характер и не касаются наименования товара, его количества, стоимости и сумм НДС, то есть не влияют на порядок расчета НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения вычетов установлен статьей 172 Кодекса, в соответствии с которой налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
При этом несущественные недостатки счета-фактуры не могут служить основанием для отказа в применении налогового вычета при наличии доказательств уплаты налога заявителем продавцу при приобретении товара (работ, услуг) и его реального получения для использования в деятельности, а также иных оснований для использования права на возмещение НДС. Из содержания счетов-фактур может быть сделан вывод о поставщике, покупателе и их реквизитах, о товаре, его количестве, стоимости, размере НДС. Этих данных достаточно, по мнению Истца, для оценки правомерности применения налогового вычета.
Действующая редакция статьи 169 Кодекса подтверждает позицию заявителя, поскольку указывает, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Из оспариваемого решения видно, что налоговый орган имел возможность установить продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Кроме того, налоговый орган не оспаривает факт уплаты заявителем спорных сумм НДС поставщику, оформившему спорные счета-фактуры. В этой связи отказ налогового органа признавать вычеты, произведенные заявителем при расчетах по НДС, является необоснованным.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционным жалобам взысканию не подлежит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2010 по делу N А40-43190/10-129-211 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43190/10-129-211
Истец: ИП Аксаментов Д.А., ИП Аксаментов Д.А, ИП Аскаментов Д.А.
Ответчик: ИФНС России N 33 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28258/2010