Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2010 г. N 08АП-7885/2010
город Омск |
|
26 ноября 2010 г. |
Дело N А46-4793/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7885/2010)
Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска
На решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010
по делу N А46-4793/2010 (судья Стрелкова Г.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вера и К"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
о признании частично недействительным решения N 10-18/18662 ДСП,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Романец О.А. по доверенности N 03/19679 от 03.11.2010 сроком действия до года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от общества с ограниченной ответственностью "Вера и К" - Каныгина Е.Ю. по доверенности 09.04.2010 сроком действия на 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Гришин А.А. по доверенности от 11.08.2010 сроком действия на 3 года (личность представителя установлена на основании водительского удостоверения);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вера и К" (далее - ООО "Вера и К", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска, налоговый орган, инспекция) о признании решения N 10-18/18662 ДСП об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-17/15708 от 02.11.2009 недействительным в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 930708 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу N А46-4793/2010 требования налогоплательщика удовлетворены частично, оспариваемый ненормативный правовой акт инспекции признан недействительным в части дополнительного начисления земельного налога за 2008 год в сумме 730 489 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "Вера и К" на праве собственности принадлежит земельный участок, имеющий номер 55:36:12 03 02:1014, площадью 13499 кв.м., разрешенное использование: производственные нужды, для строения, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Октябрьский административный округ, ул. 20 лет РККА, д. 302, корпус 1 (свидетельство серии 55 АВ N 486389 от 04.07.2007).
23.04.2009 обществом в ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 02:1014 и кадастровой стоимостью равной "0".
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 10/14230 ДСП от 04.08.2009 и, с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение N 10-18/18662 от 08.10.2009, об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым был доначислен земельный налог за 2008 год в сумме 930 708 руб.
Основанием для дополнительного начисления земельного налога послужил вывод проверяющих о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:1014, указанная налогоплательщиком в декларации равной "0", не соответствует кадастровой стоимости земельного участка по данным кадастрового плана, данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-17/15708 от 02.11.2009 апелляционная жалоба на решение инспекции была оставлена без удовлетворения.
ООО "Вера и К", считая решение налогового органа недействительным в части дополнительного начисления земельного налога в размере 930 708 руб. и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования общества, исходил из того, что в налоговый период 2008 год для целей исчисления земельного налога подлежала использованию кадастровая стоимость, установленная Указом Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", а не Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление Правительства Омской области N 174-п), которое налоговый орган принял во внимание при исчислении суммы земельного налога. Судом указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, и положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Омской области N 174-п вступило в силу с 01.01.2009.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что земельный налог за 2008 год подлежит исчислению на основании Указа Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", а ООО "Вера и К" самостоятельно не был исчислен налог, то суд первой инстанции указал о правомерном доначислении обществу налога в сумме 200219 руб. исходя из налоговой ставки 1,5%, установленной пунктом 2 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска". В связи с чем, в данной части решение инспекции было признано правомерным.
В остальной части решение ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска было признано недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Вера и К" в полном объеме.
Инспекция считает, что является неверным вывод суда первой инстанции о доначислении земельного налога на основании Постановления N 174-п, поскольку налоговый орган на основании статей 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговых обязательств руководствовался сведениями о кадастровой стоимости. При этом, инспекция лишь применяет для целей налогового контроля кадастровую стоимость и ни коим образом не участвует в определении ее размера, а также в ее утверждении, в связи с чем отсутствуют обстоятельства нарушения налоговым органом норм действующего законодательства.
Также податель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно были приняты во внимание выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определении N 165-О-О от 03.02.2010 относительно порядка вступления в силу норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил позицию о несогласии с доводами налогового органа. Считает, что судом первой инстанции были сделаны обоснованные и правомерные выводы. Указывает, что в государственный кадастр могут вноситься лишь сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные органами исполнительной власти в виде нормативного правового акта. На 2008 год сведения о кадастровой стоимости земельных участков в установленном порядке утверждены не были, так как Постановление N 174-п (до внесения изменений постановлением Правительства Омской области N 193-п) не содержало сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости участка.
Общество полагает, что для целей налогообложения Постановление N 174-п в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 165-О-О, вступила в силу с 01.01.2009.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей налогового органа и налогоплательщика, поддержавших ранее изложенные доводы и возражения.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, ходатайств об отложении дела не заявило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке представителей.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления от 19.12.2007 N 174-п, возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: начиная с 1 января 2009 года.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Таким образом, Постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования. При этом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-П в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
На основании указанного Постановления Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области внесена запись в государственный информационный ресурс о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:1014.
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 52 от 07.02.2008, которое вступило в силу 20.02.2008.
Более того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с Постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г.Омске".
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что порядок опубликования Постановления Правительства Омской области N 174-П не противоречит закону и прав третьих лиц- налогоплательщиков земельного налога не нарушает. Возможность надлежащим образом исполнить свои налоговые обязательства у данных лиц имеется.
Таким образом, апелляционный суд признает ошибочными выводы суда первой инстанции о невозможности применения в целях налогообложения кадастровой стоимости в 2008 году постановления Правительства Омской области N 174-П, поскольку системный анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу, что источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр.
В данном случае ни материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка общества, ни постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признаны незаконными (недействующими).
Учитывая, что факт внесения спорной кадастровой стоимости, используемой налоговым органом при доначислении земельного налога, на начало проверенного налогового периода подтверждается материалами дела, а также то обстоятельство, что Управление Роснедвижимости по Омской области имело полномочия по внесению таковой в государственный земельный кадастр, апелляционный суд приходит к выводу о неправомерном применении судом первой инстанции в целях исчисления земельного налога за рассматриваемый налоговой период кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Указом Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003 (нормативного акта, действующего в предыдущем налоговом периоде).
Ссылку суда первой инстанции и общества на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 165-О-О, определяющее позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно порядка вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, суд апелляционной инстанции считает необоснованной, поскольку, как указано выше, источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, а на начало налогового периода сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества имелись в кадастре, действия по их внесению в государственный земельный кадастр не признаны незаконными.
Кроме того, как уже было указано, Правительство Омской области Постановлением от 19.12.2007 N 174-п утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 в соответствии с приложением к этому постановлению.
Постановлением N 174-п в редакции, действующей в 2008 году, была утверждена стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Указанная позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума N 7309/10 от 21.09.2010.
Как следует из материалов дела, налоговый орган произвел доначисление налога на основании выписки из Государственного кадастра недвижимости от 20.02.2008 N 36/08-6075, из которой следует, что земельному участку с кадастровым номером 55:36:120302:1014 установлена кадастровая стоимость в размере 62 047 208 руб.
При проверке правильности определения налоговым органом кадастровой стоимости суд апелляционной инстанции установил следующее:
В соответствии с кадастровой выпиской (л.д. 40), разрешенное использование (назначение) земельного участка "для производственных целей под строение", площадь земельного участка составляет 13 499 кв.м., кадастровая стоимость 62 047 208 руб. 57 коп., удельный показатель кадастровой стоимости 4596 руб. 43 коп. кв.м.
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства Омской области N 174-п к 9-му виду разрешенного использования отнесены "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в связи с чем апелляционный суд полагает, что рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:120302:1014 относится к 9-му виду разрешенного использования.
В соответствии с приложением к Постановлению N 174-п 9 вид разрешенного использования для кадастрового квартала 55:36:12 03 02 равен 4607 руб. 39 коп.
Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости, указанный в кадастровой выписке и удельный показатель, указанный в Постановлении N 174-п не совпадают.
В соответствии с кадастровой выпиской кадастровая стоимость земельного участка составляет 62 047 208 руб. 57 коп., в то время как действительная кадастровая стоимость в соответствии с приложением к Постановлению N 174-п равна 62 195 157 руб. 61 коп.
Так как при доначислении налога на землю налоговый орган принял во внимание кадастровую стоимость, которая менее действительной кадастровой стоимости, то данное обстоятельство не повлекло нарушения прав налогоплательщика. В связи с этим, в данном конкретном случае не совпадение величины средних удельных показателей не может являться основанием для признания незаконным дополнительного начисления обществу земельного налога.
При таких обстоятельствах, решение налогового органа является законным и обоснованным. Основания для признания его недействительным суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вышеуказанные обстоятельства и нормы права судом первой инстанции не учтены, что повлекло принятие неправильного судебного акта, который подлежит отмене на основании пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (суд не применил положения пунктов 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отказом налогоплательщику в удовлетворении его требований по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ООО "Вера и К".
По апелляционной жалобе судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу N А46-4793/2010 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Вера и К" о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/18662 ДСП об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-17/15708 от 02.11.2009 недействительным в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 930708 руб., отказать
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4793/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Вера и К"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7867/11
14.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7867/11
02.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-4793/2010
26.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7885/2010