Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2010 г. N 08АП-8465/2010
город Омск |
|
25 ноября 2010 г. |
Дело N А75-2089/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.
судей Зиновьевой Т.А., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8465/2010)
муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.08.2010,
принятое по делу N А75-2089/2010 (судья Шабанова Г.А.)
по иску открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания"
к муниципальному предприятию "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск
о взыскании 15 111 828 руб. 41 коп.
и встречному иску муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск
о признании договора энергоснабжении N 12 от 08.11.2007 незаключенным,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального предприятия "Городские электрические сети" - представитель Карлюгин О.Ю. (удостоверение адвоката N 688 от 02.05.2006 по доверенности от 08 июня 2010 года), директор МП Дмитриев С.Н., удостоверение администрации г.Ханты-Мансийска N 172 от 24.08.2001;
от ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" - представитель Галуза С.Н. (паспорт, по доверенности N 10/33 от 05.03.2010),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Городские электрические сети" муниципального образования г. Ханты-Мансийск (далее - МП "ГЭС", ответчик, податель жалобы) о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию в размере 13 668 281 руб. 72 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 443 556 руб. 69 коп.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, и просил суд взыскать с ответчика 13 668 281 руб. 72 коп. основного долга за поставленную в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года электроэнергию, 1 957 796 руб. 66 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2008 по 05.08.2010. Данные уточнения приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
МП "ГЭС" предъявлен встречный иск, в соответствии с которым истец по встречному иску заявил о признании договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 незаключенным.
Встречное исковое заявление принято к рассмотрению судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.08.2010 по делу N А75-2089/2010 исковые требования ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" удовлетворены. С ответчика в пользу истца взысканы 13668281 руб. 72 коп. основного долга; 1957796 руб. 66 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами; расходы по оплате государственной пошлины в размере 98607 руб. 08 коп. С МП "ГЭС" в доход федерального бюджета взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2523 руб. 31 коп.
В удовлетворении встречного иска МП "ГЭС" о признании договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 незаключенным отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, МП "ГЭС" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований и удовлетворении встречного иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 является незаключенным в связи с несогласованием сторонами условия о цене и количестве товара, а также отсутствием приложений к нему. Ссылается на несогласование структуры полезного отпуска электрической энергии в 2008 году. По мнению подателя жалобы, изменения, внесенные ФСТ России Приказом N 249 -э от 03.07.2008 в "Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам)", утвержденные Приказом ФСТ России от 21.08.2007 N 166-э/1, в части определения объема и стоимости электрической энергии, поставленной в расчетном периоде по регулируемым ценам, подлежат применению только по соглашению сторон. Кроме того, МП "ГЭС" указывает, что при расчете стоимости электрической энергии истцом применен порядок расчета, предусмотренный для энергосбытовой организации, а не для гарантирующего поставщика.
ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МП "ГЭС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" пояснил, что поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству НП "АТС" от 06.09.2006 N 2.3.0194 (том 1 л.д.113-121) ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" с 01.07.2005 является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и приобретает необходимые объемы электрической энергии (мощности) на оптовом рынке для нужд потребителей электрической энергии на розничном рынке, в том числе покупателей-перепродавцов (гарантирующих поставщиков, а также прочих энергосбытовых организаций), находящихся на территории Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.
Факт приобретения ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" электрической энергии на оптовом рынке, в том числе в спорный период (2008-2009 годах), подтверждается договорами купли-продажи электрической энергии между ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" и производителями электрической энергии N RDM-PTUMENEN-SSURGGR2-04-KP-08-Е от 30.12.2007, N RDM-PTUMENEN-STUMENE1-03-KP-08-E от 30.12.2007, N RDM-PTUMENEN-STUMENE7-06-KP-09-E от 30.12.2008 (том 2 л.д.1-92).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что МП "ГЭС" в спорный период (2008-2009 годах) не являлось субъектом оптового рынка и не обладало правом на участие в торговле (купле-продаже) электрической энергии на оптовом рынке.
27.11.2007 ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" во исполнение пунктов 5 и 81 "Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 (далее - Правила N 530), в целях осуществления поставки электрической энергии для нужд МП "ГЭС" на 2008 год направило в адрес МП "ГЭС" оферту договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 (письмо N 27/1299 от 29.11.2007)(том 3 л.д. 37-46).
07.12.2007 МП "ГЭС" направило в адрес ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" подписанный со своей стороны договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 с протоколом разногласий от 04.12.2007 (письмом N 2381 от 07.12.2007) (том 3 л.д.47-59).
24.12.2007 ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в ответ на полученный от МП "ГЭС" протокол разногласий от 04.12.2007 направило в адрес МП "ГЭС" протокол согласования разногласий к договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 (письмом N 27/1631 от 24.12.2007) (том 3 л.д.60-74).
В последствии, 01.02.2008 ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" направило в адрес МП "ГЭС" письмо N 27/139, в котором указало на необходимость проведения совместного совещания по вопросам урегулирования договорных отношений по поставке электрической энергии на 2008 год (том 3 л.д.75).
06.02.2008 между ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" и МП "ГЭС" проведено совещание, по результатам которого сторонами было принято решение об оформлении новой редакции договора энергоснабжения, номер и дата оформления которого идентичны номеру и дате оформления незаключенного ранее договора энергоснабжения - N 12 от 08.11.2007.
19.02.2008 ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" направило в адрес МП "ГЭС" для рассмотрения и подписания договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 в "новой редакции", с Приложениями NN 1, 3, 7, 8, 9 и 10 (письмом N 27/273 от19.02.2008), который получен МП "ГЭС" 20.02.2008, что подтверждается отметкой МП "ГЭС" о вручении N 800 (том 3 л.д.74).
29.02.2008 МП "ГЭС" направило в адрес ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" подписанный 28.02.2008 со своей стороны договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 в "новой редакции" с протоколом разногласий от 28.02.2008 (письмом N338 от 29.02.2008) (том 3 л.д.75).
13.03.2008 ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" письмом N 27/398 направило МП "ГЭС" подписанный со своей стороны протокол разногласий к договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 в "новой редакции", который был получен МП "ГЭС" 13.03.2008, что подтверждается отметкой МП "ГЭС" о вручении N 1160 (том 3 л.д.76).
Пунктом 5.2. договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 стороны предусмотрели, что ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" продает МП "ГЭС" фактический объем электрической энергии (мощности) поставленный в расчетном периоде (месяце) по регулируемым тарифам, а также по нерегулируемым ценам в рамках их предельных уровней в соответствии с действующим законодательством РФ.
Пунктом 5.1 договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 стороны установили, что исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленным в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных правовых актов и (или) договора, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
В случае если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативно-правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его (ее) в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену.
Порядок расчетов за электроэнергию согласован сторонами в пункте 6.2. договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007.
Согласно пункту 1.1 договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 расчетным периодом по договору энергоснабжения является один календарный месяц.
Окончательный расчет за потребленную электроэнергию осуществляется до 10 числа месяца следующего за расчетным.
МП "ГЭС" письмом N 2562 от 25.02.2007 и письмом N 1174 от 05.06.2008 направило в адрес ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" сведения о планируемом договорном объеме потребления на 2008 и 2009 годы, оформленные в виде структуры полезного отпуска электрической энергии в 2008 и 2009 годах с разбивкой по кварталам и месяцам, которое было принято ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" для целей исполнения обязательств по договору, что подтверждается выставлением ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" счетов на предварительную оплату поставленной электрической энергии.
ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в 2008 и 2009 годах поставляло электрическую энергию, а МП "ГЭС" принимало ее и оплачивало в порядке и сроки, установленные договором, что подтверждается актами объемов потребления, счетами, счетами-фактурами, платежными поручениями МП "ГЭС" об оплате принятой электрической энергии за период с февраля 2008 года по декабрь 2009 года, оформленными со ссылкой на договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007.
Так во исполнение договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007, в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" поставило в адрес МП "ГЭС" электрическую энергию в объеме 339 656 811 кВт.ч. на общую сумму 332 217 039 руб. 15 коп.
Расчет стоимости электроэнергии представлен ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в материалы дела (том 2 л.д.93-123).
МП "ГЭС" денежное обязательство по договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 исполнило ненадлежащим образом, оплата за потребленную электроэнергию за период с сентября 2008 года по апрель 2009 года произведена частично в сумме 318 548 757 руб. 43 коп.
Факт оплаты подтверждается платежными поручениями: N 147 от 15.09.2008, N192 от 23.09.2008, N 208 от 26.09.2008, N 220 от 30.09.2008, N 295 от 14.10.2008, N296 от 14.10.2008, N 340 от 21.10.2008, N 382 от 30.10.2008, N 440 от 13.11.2008, N425 от 11.11.2008, N 490 от 21.11.2008, N 515 от 27.11.2008, N 595 от 11.12.2008, N596 от 11.12.2008, N 652 от N 717 от 26.12.2008, N 8 от 13.01.2009, N 3 от 12.01.2009, N 50 от 21.01.2008, N 88 от N 116 от 10.02.2009, N 332 от 26.03.2009, N125 от 11.02.2009, N 176 от 20.02.2009, N 193 от 27.02.2009, N 331 от 26.03.2009, N243 от 11.03.2009, N 310 от 23.03.2009, N 377 от 06.04.2009, N 431 от 16.04.2009, N415 от 14.04.2009, N 452 от 21.04.2009, N 505 от 30.04.2009, N 553 от 14.05.2009, а также расчетом исковых требований.
Таким образом, с учетом фактически произведенной оплаты у МП "ГЭС" перед ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" образовалась задолженность за потребленную в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года электроэнергию, которая составила 13 668 281 руб. 72 коп.
Поскольку ответчик не погасил задолженность за потребленную электроэнергию, истец обратился в суд с настоящим иском.
МП "ГЭС" указывает, что договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 не содержит сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой электрической энергии, а также существенное условие договора - цена. Кроме того, ссылается на отсутствие приложений к договору, которые в силу пункта 10.4 договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 являются его неотъемлемой частью.
Полагая, что договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 является незаключенным, МП "ГЭС" обратился в суд со встречным иском.
Решением суда первой инстанции первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Оценив отношения сторон, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии фактических договорных отношений сторон, регламентируемых законодательством об энергоснабжении (параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики - являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.
Энергосбытовой организацией - является организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Гарантирующим поставщиком электрической энергии - является коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
При рассмотрении спора судом первой инстанции учитывались Правила N 530, которыми установлены правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков, а также правила заключения и исполнения публичных договоров на розничных рынках электроэнергии.
Пунктом 5 Правил N 530 установлено, что гарантирующий поставщик электрической энергии, осуществляет поставку электрической энергии покупателям на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи и не вправе отказывать покупателям в заключении таких договоров. При этом, покупателями электрической энергии на розничных рынках, согласно пункту 2 Правил N 530, являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации и сетевые компании, приобретающие электрическую энергию для целей компенсации потерь в принадлежащих им электрических сетях.
В силу части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, при этом существенными являются условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Существенные условия применительно к договору энергоснабжения названы в параграфе 6 главы 30 ГК РФ, пунктах 62, 67 Правил N 530.
К числу существенных условий договора энергоснабжения относятся товар (электроэнергия), ее количество, точки поставки (место исполнения обязательства), учет электрической энергии.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 09.07.2007 N 44 (с изменениями от 09.08.2007 N46, 09.08.2007 N47), на основании п.п. "а" п. 36 Правил N 530, ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии. Границами зоны деятельности ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в качестве гарантирующего поставщика являются административно-территориальные границы Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (том 1 л.д. 126-131).
Кроме того, указанным решением РЭК Тюменской области, ХМАО и ЯНАО на основании подпункта "б" пункта 36 Правил N 530 статус гарантирующего поставщика был присвоен МП "ГЭС" в границах балансовой принадлежности электрических сетей МП "ГЭС" на территории муниципального образования г. Ханты-Мансийск.
Во исполнение пунктов 5 и 81 Правил N 530, в целях осуществления поставки электрической энергии для нужд МП "ГЭС" на 2008 год сторонами были предприняты попытки заключения договора, путем направления истцом оферты договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007.
Однако в ходе переписки соглашение по существенным условиям договора указанного вида сторонами достигнуто не было, в связи с чем вышеуказанный договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 между сторонами заключен не был.
Вместе с тем, впоследствии сторонами принято решение об оформлении новой редакции договора энергоснабжения, номер и дата оформления которого идентичны номеру и дате оформления незаключенного ранее договора энергоснабжения - N 12 от 08.11.2007.
В результате между сторонами заключен договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 (в новой редакции), который содержит все предусмотренные законом существенные условия для данного вида договоров.
Согласно пункту 67 Правил N 530 договорный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, из пункта 67 Правил N 530 не следует, что поставщик электрической энергии обязан его согласовывать с покупателем, поскольку потребитель вправе самостоятельно определять свой планируемый объем потребления электрической энергии на предстоящий период регулирования (год) или период (срок) действия договора.
Следовательно, направленные МП "ГЭС" письмом N 2562 от 25.02.2007 и письмом N 1174 от 05.06.2008 в адрес ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" сведения о планируемом договорном объеме потребления на 2008 и 2009 годы, оформленные в виде структуры полезного отпуска электрической энергии в 2008 и 2009 годах с разбивкой по кварталам и месяцам, приняты истцом для целей исполнения обязательств по договору, что подтверждается выставлением ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" счетов на предварительную оплату поставленной электрической энергии.
Доводы МП "ГЭС" о несогласованности структуры полезного отпуска электрической энергии в 2008 году, не принимаются судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 г. N 109, пункту 18 "Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", утвержденного Приказом ФСТ от 08.04.2005 N 130-э, для установления тарифов (цен) организация, направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов соответствующее заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), с приложением, в том числе, расчета полезного отпуска электрической энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям.
Таким образом, согласование структуры полезного отпуска электрической энергии МП "ГЭС" со стороны поставщика электрической энергии (истца) необходимо лишь для целей установления органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов электрической энергии (РЭК) тарифа покупки электрической энергии.
Вместе с тем, согласование структуры полезного отпуска электрической энергии не связано с порядком заключения договора энергоснабжения.
Как указывалось выше пунктом 67 Правил N 530 установлена обязанность покупателя по предоставлению поставщику электрической энергии заявки договорного объема потребления электроэнергии, а обязанность по согласованию данного объема со стороны поставщика электрической энергии пункт 67 Правил N 530 не содержит.
Решением РЭК Тюменской области, ХМАО и ЯНАО от 26.12.2007 N 254 МП "ГЭС" был установлен тариф покупки электрической энергии на 2008 год.
Учитывая приведенные выше нормы права, а также обстоятельства дела (факт утверждения тарифов покупки электрической энергии для МП "ГЭС" на 2008 и 2009 Региональной энергетической комиссией Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (решение N 254 от 26.12.2007 г., решение N 503 от 29.12.2008 г.), необходимость согласования представленных МП "ГЭС" структур полезного отпуска электрической энергии на 2008 и 2009 годы отсутствует.
Оценив довод ответчика о том, что договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 является незаключенным в связи с отсутствием приложений N 1а, N 2, N 4, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" письмом N 27/273 от 19.02.2008 направило в МП "ГЭС" оферту договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 с Приложениями NN 1, 3, 7, 8, 9 и 10, указав при этом, в данном письме ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" указало МП "ГЭС" на необходимость оформить со своей стороны и направить в ОАО "ТЭК" следующие приложения: Приложение N 1а "Перечень потребителей МП "ГЭС" и смежных субъектов"; Приложение N 2 "Договорные объемы электроэнергии/мощности на 2008 г."; Приложение N 4 "Установленная (присоединенная) мощность трансформаторов и токоприемников"; Приложение N 5 "Акт технологической и аварийной брони электроснабжения"; Приложение N 6 "Перечень мест установки коммуникационных аппаратов, которыми производится отключение и ограничение подачи электроэнергии МП "ГЭС"", которые ОАО "ТЭК" самостоятельно оформить возможности не имеет, в виду отсутствия необходимой технической информации об энергопринимающем оборудовании ответчика, а также о планируемых им объемах потребления электрической энергии в 2008 году (том 3 л.д.74).
МП "ГЭС" сопроводительным письмом N 338 от 29.02.2008 (том 3 л.д.75) направило в адрес ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" подписанный со своей стороны договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 с протоколом разногласий к нему, без направления вышеуказанных приложений к договору. Каких-либо разногласий по указанным приложениям к договору энергоснабжения ответчиком в протокол разногласий вынесено не было.
Судом установлено, что впоследствии МП "ГЭС" были переданы без сопроводительных документов, следующие надлежащим образом оформленные приложения к договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007, которые приобщены ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" к материалам настоящего дела (Приложение N 1 "Перечень точек поставки"; Приложение N 3 "Перечень средств учета"; Приложение N 3а "Расчет потерь электроэнергии от границы раздела до места установки приборов учета"; Приложение N 5 "Акт технологической и аварийной брони электроснабжения").
Остальные приложения к договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007: Приложение N 1а "Перечень потребителей МП "ГЭС" и смежных субъектов"; Приложение N 2 "Договорные объемы электроэнергии/мощности на 2008 г."; Приложение N 4 "Установленная (присоединенная) мощность трансформаторов и токоприемников"; Приложение N 6 "Перечень мест установки коммуникационных аппаратов, которыми производится отключение и ограничение подачи электроэнергии МП "ГЭС""; Приложение N 7 "Акт снятия показаний приборов учета" форма; Приложение N 8 "Акт объемов потребления электрической энергии" форма; Приложение N 9 "Акт сверки" форма; Приложение N 10 "Справка-расчет доли электроэнергии реализуемой на розничном рынке по регулируемым ценам" форма, ответчиком в нарушение пункта 62 Правил N 530 в адрес ОАО "ТЭК" направлены не были.
Отсутствие приложений к договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007, которые не были оформлены ответчиком и не направлялись в адрес ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" для подписания, не свидетельствует о незаключенности договора, поскольку все существенные условия для договоров данного вида согласованы, а названные приложения в соответствии с действующим законодательством РФ не относятся к числу условий, отсутствие соглашения по которым вызывает неопределенность при исполнении договора.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" N 41-ФЗ от 14.04.1995 (далее - Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ), пунктами 2, 13 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 (далее - Основы ценообразования), тарифы на электрическую энергию представляют собой систему ценовых ставок на единицу продукции, работ, услуг, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно статье 2 Закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ цена на электрическую энергию регулируется государством в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере ценообразования на электрическую энергию.
Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено также понятие "регулируемая деятельность" - под которой понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.
В подпункте 2 пункта 3 Основ ценообразования к регулируемым тарифам (ценам) отнесены, в том числе, тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках, поставляемую организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Из приведенных выше норм права следует, что тарифы (цены) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию, в связи с чем, содержание условия договора энергоснабжения о цене определяется компетентным органом государственном власти в соответствующих нормативных правовых актах путем установления конкретного размера такой цены или порядка ее определения и (или) ее предельных уровней.
Пунктом 5.1 договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 стороны установили, что исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленным в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных правовых актов и (или) договора, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, стороны в пункте 5.1. договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 согласовали условие о цене товара (электрической энергии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 9.1 договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 в (новой редакции) стороны предусмотрели, что настоящий договор вступает в силу с даты подписания и действует до 24 ч. 00 мин. 31.12.2008.
Таким образом, договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 вступил в силу в феврале 2008 года (с даты его подписания 28.02.2008).
Вывод суда первой инстанции о заключенности договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007, является обоснованным.
Довод подателя жалобы о том, что договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 является незаключенным отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с вышеизложенным.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (абз. 13 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ).
Согласно статье 6 Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ Федеральная служба по тарифам РФ (далее - ФСТ РФ) является уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию (ценообразования).
Во исполнение пункта 5 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 Приказом от 21.08.2007 N 166-э/1 ФСТ РФ были утверждены Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии" (далее - Правила определения).
В силу пункта 2 Правил определения, настоящие Правила применяются при осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию (мощность) между покупателями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками, являющимися субъектами оптового рынка, гарантирующими поставщиками, не являющимися субъектами оптового рынка, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей) (далее -население), в границах субъектов Российской Федерации, территории которых включены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" и МП "ГЭС" в 2008 году при исполнении публичного договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007, в частности, при осуществлении расчетов за поставленную (принятую) электроэнергию по данному договору, применяли порядок определения стоимости электрической энергии (мощности), поставленной по регулируемым ценам (тарифам), установленный Приказом ФСТ России N 166-э/1 от 21.08.2007. При этом каких-либо разногласий в части исполнения договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 до сентября 2008 года у сторон не возникало.
В сентябре 2008 года ФСТ России Приказом N 249-э от 03.07.2008 внесло изменения в Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), утвержденные Приказом ФСТ России от 21.08.2007 г. N 166-э/1, в соответствии с которыми, с 01.09.2008 гарантирующий поставщик 1-го уровня (ОАО "Тюменская энергосбытовая компания") обязан определять объем и стоимость электрической энергии, поставленной гарантирующему поставщику 2-го уровня (МП "ГЭС") по регулируемым ценам, в порядке, предусмотренном пунктом 11 Приказа N 166-э/1. (Подробный расчет стоимости электрической энергии за период с сентября 2008 года по апрель 2009 года - том 2 л.д.93-123).
Таким образом, положениями статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ и условиями заключенного между сторонами договора энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 (пункт 5.1) предусмотрено, что в случае вступления в силу нормативно-правового акта, изменяющего порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны договора обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену со дня их вступления в силу.
Как правильно отметил суд первой инстанции, руководствуясь условиями договора ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" определило: объем и стоимость электрической энергии, потребленной МП "ГЭС" по регулируемым ценам (тарифам) в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года (п. 108 Правил); объем и стоимость электрической энергии, потребленной МП "ГЭС" по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию с сентября 2008 года по апрель 2009 года (п. 109 Правил).
Регулируемый тариф покупки для МП "ГЭС" на 2008 год на электроэнергию, поставляемую ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", установлен решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО и ЯНАО N 254 от 26.12.2007 г., в размере 605,8 руб./МВт.ч. (без НДС), на 2009 год на электроэнергию, поставляемую ОАО "ТЭК", установлен решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО и ЯНАО N 503 от 29.12.2008 г., в размере 821,8 руб./МВт.ч. (без НДС).
Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке для целей определения предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитана администратором торговой системы оптового рынка (далее - ОАО "АТС") в соответствии с Правилами и опубликована на сайте ОАО "АТС" - www.atsenergo.ru .
Как следует из материалов дела во исполнение договор энергоснабжения N 12 от 08.11.2007, в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" поставило в адрес МП "ГЭС" электрическую энергию в объеме 339 656 811 кВт.ч. на общую сумму 332 217 039 руб. 15 коп.
МП "ГЭС" денежное обязательство по договору энергоснабжения N 12 от 08.11.2007 исполнило ненадлежащим образом, оплата за потребленную электроэнергию за период с сентября 2008 года по апрель 2009 года произведена частично в сумме 318 548 757 руб. 43 коп.
С учетом фактически произведенной оплаты у МП "ГЭС" перед ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" образовалась задолженность за потребленную в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года электроэнергию, которая составила 13 668 281 руб. 72 коп.
Расчет стоимости электроэнергии представленный ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным (том 2 л.д.93-123).
Применяемый истцом в спорный период способ расчета стоимости электрической энергии в соответствии с пунктом 11 Приказа ФСТ России N 166-э/1 (в редакции Приказа от 03.07.2008 N 249-Э) не противоречит действующему законодательству, условие о его применении стороны согласовали в пункте 5.1 договора.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что информационное письмо ФСТ России от 04.09.2008 N НБ-5013/12 не является нормативным правовым актом, доводы МП "ГЭС" относительно возможности применения нового порядка расчета, утвержденного приказом ФСТ России N 249-э, только при наличии согласия сторон договора правомерно отклонены судом первой инстанции.
Довод подателя жалобы, что при расчете стоимости электрической энергии истцом применен порядок расчета, предусмотренный для энергосбытовой организации, а не для гарантирующего поставщика, судом апелляционной инстанции отклоняется как несоответствующий фактическим обстоятельствам спорного правоотношения.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, истец обоснованно заявил требования о взыскании 13 668 281 руб. 72 коп. задолженности за поставленную но неоплаченную электроэнергию.
Факт наличия указанных объёмов и их стоимость подтвержден материалами дела.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение статьи 65 АПК РФ, МП "ГЭС" не представило доказательств наличия меньших объёмов потребленной электрической энергии или их отсутствие.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности факта наличия задолженности ответчика перед истцом на сумму 163 465 руб. 14 коп.
С учетом изложенного на основании норм об энергоснабжении, при отсутствии доказательств оплаты указанной суммы, суд пришёл к обоснованному выводу об обязанности ответчика оплатить фактически отпущенную в спорный период электрическую энергию в сумме 13 668 281 руб. 72 коп.
Применяемый истцом в спорный период способ расчета стоимости электрической энергии в соответствии с пунктом 11 Приказа ФСТ России N 166-э/1 (в редакции Приказа от 03.07.2008 N 249-Э) не противоречит действующему законодательству, условие о его применении стороны согласовали в пункте 5.1 договора.
В силу части 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
За ненадлежащее исполнением обязательств истец на основании статьи 395 ГК РФ начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 957 769 руб. 66 коп. за период с 11.10.2008 по 05.08.2010
Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судом первой инстанции удовлетворено в сумме 1 957 769 руб. 66 коп.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о законности взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в указанной сумме.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.08.2010 по делу N А75-2089/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2089/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания"
Ответчик: Муниципальное предприятие "Городские электрические сети"
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6949/11
19.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6949/11
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-2089/2010
25.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8465/2010